От матроса до поручика
Я хочу рассказать о судьбе моего родственника, брате прадеда, Черных Андрее Федоровиче, который участвовал в Русско-японской, затем и в Первой мировой войне.
Приемный формулярный список воинского присутствия
Впервые я услышал об Андрее Федоровиче в 1962 г. когда мне было 7 лет. На лето нас с братом привезли в с. Ст. Бурец Малмыжского района Кировской обл. к деду с бабушкой, вскоре в село приехал кто-то из родственников деда. Вот тогда я и услышал от них о кораблях и Русско-японской войне. На полу в доме была расстелена карта, и нам с братом было показано, как шли корабли на Дальний Восток и рассказано об участии в этой войне нашего родственника. Помню, я еще задал вопрос по поводу японского плена, и мне было сказано, что пленных потом отпустили. Но теперь я знаю, что приехавший родственник был двоюродный брат деда Чернов Александр Степанович из с. Шурма Уржумского района. На следующий год мой дед Чернов Александр Максимович умер возрасте 87 лет, никогда больше я не видел и его двоюродного брата. Время шло, и в нашей семье в какое-то время появилась старинная фотография военного с наградами и его жены, спрашиваю отца: ”кто это?”, отвечает:” это наш родственник», и все. Через некоторое время, когда мне было лет 12, у нас в доме появилось собрание-сочинение А. С. Новикова-Прибоя и тут уже отец сам, раскрыв одну из книг, посоветовал мне почитать, но я не проявил должного интереса, чем разозлил отца. Больше об Андрее Федоровиче Черных мы с ним никогда не говорили.
По правде говоря, я и сейчас не знаю в каком из произведений Новикова-Прибоя написано о Черных А.Ф., все руки не доходят, но текст примерно должен быть таким: "9 августа на форту №5 зажженный неприятельскими снарядами бомбовыгреб Черных А. Ф. с другими нижними чинами под неприятельским огнем был потушен, чем было спасено 2/3 боевого комплекта 6-ти дюймовых снарядов. Во время тушения пожара было несколько взрывов 6-ти дюймовых фугасных пироксилиновых снарядов", но это уже выдержка из справочника по Георгиевским кавалерам.
Время шло, и лет шесть назад, думаю пора, надо разобраться с родственниками, отец умер еще в далекие советские годы, пришлось съездить в Литву к его сестре, т. е. моей тетке, а дальше поездки в г. Малмыж, с. Шурма, общение с родственниками о некоторых из которых я ничего не знал, переписка с архивом, с Сахалином и архивистами, просмотры в Интернете статей и фотографий.
Т. С. Черных, Либава (Лиепае) –
здесь базировался до Русско-японской войны 1-й флотский экипаж
И вот теперь я уже могу поделиться тем, что удалось собрать.
Начну с фамилии. Насколько мне известно, Черных это наша старая фамилия, еще до революции большинство наших родственников сменили её на Чернов. В паспорте деда за 1914 год стоит фамилия Чернов, а в переписке с ним в период Первой мировой войны, когда он был на фронте в 70-й артиллерийской бригаде, снова указана фамилия Черных. В Советское время уже все наши родственники, включая Андрея Федоровича, по документам стали Черновы, объяснения смены фамилии не нашел, но, т. к. Андрей Федорович по всем архивным документам идет, как Черных - сохраняю эту фамилию за ним.
А. Ф. Черных родился 13 октября 1869 г. в Шурминской волости Средне-Шурминского завода Вятской губ., в семье он был самым младшим из трех братьев, самый старший - мой прадед Максим Федорович 1850 г. р., Степан Федорович 1867 г. р. В 1880 г. Андрей Федорович закончил Уржумское уездное училище, 22 ноября 1890 г. был призван на службу в Балтийский флот и 20.01.1891 г. определен в 5-й флотский экипаж, из крестьян, православного вероисповедания, до службы род занятий - хлебопашество, холост.
Первыми кораблями, на которых служил А. Ф. Черных, стали броненосцы "Кремль" и "Первенец". В апреле 1896 г. он произведен в артиллерийские квартирмейстеры 1-й статьи, а с сентября того же года дает согласие и зачисляется на сверхсрочную службу. С сентября 1897 г. он продолжил службу на эскадренном броненосце "Полтава". Это был новый корабль, построенный в Петербурге. Вступил в строй 3 июня 1900 г., водоизмещение 11500 тн, длина 112,6 м, мощность машин 11260 л.с., скорость 16,3 узлов. Вооружение: четыре 305 мм, двенадцать 152-мм (6 дм), двенадцать 47-мм, двадцать восемь 37-мм пушек, 6 торпедных аппаратов.
В ноябре 1898 г. А. Ф. Черных приказом по Морскому ведомству произведен в артиллерийские кондукторы.
А. Ф. Черных в форме кондуктора с супругой (декабрь 1903 г.).
Кондуктор - высшее звание для низших чинов российского императорского флота, которого удостаивались наиболее квалифицированные специалисты. Кондукторы были ближайшими помощниками офицеров, на них возлагались обязанности по обучению нижних чинов специальности. На флоте кондукторы пользовались привилегиями: имели отдельную кают-компанию, получали повышенное денежное содержание, в том числе пособие на воспитание детей, пользовались бесплатным лечением, имели отпуск с сохранением денежного содержания.
В сентябре 1900 г. эскадренный броненосец "Полтава" ушел с Балтийского моря на Дальний Восток, обстановка на котором все накалялась. С этого момента для А. Ф. Черных начинается заграничное плаванье. В Порт-Артур корабль прибыл 30 марта следующего года и в дальнейшем участвовал во всех маневрах и походах.
В гонке броненосцев по маршруту Нагасаки - Порт-Артур, состоявшейся 30 сентября - 2 октября 1902 года, броненосец прошел 600 миль маршрута без остановок и поломок со средней скоростью 13-14 узлов.
Эскадренный броненосец "Полтава"
В июне 1902 г. Андрей Федорович получает свою первую награду - светло-бронзовую медаль "За поход в Китай 1900-1901 гг.". Учреждено было две разновидности этой медали: серебряная и светло-бронзовая, обе диаметром 28 мм. Серебряной медалью награждались все участники событий, в том числе и народные добровольцы, принимавшие непосредственное участие с оружием в руках в военных действиях. Медаль из светлой бронзы выдавалась только воинским чинам армии и флота, не участвовавшим в боевых операциях против повстанцев, но находившимся в пределах Китая и в зоне, переведенной на военное положение.
По послужному списку А. Ф. Черных находился на броненосце без перерыва до 4 октября 1903 г., т.е. свыше трех лет, а затем в записях наступает 4-х месячная пауза, сомнений нет, он уезжает в отпуск. В отпуске, как это бывает часто у военных, Андрей Федорович женится на Петровой Татьяне Степановне 1884 г.р. Но отдохнуть по-настоящему молодоженам не удается - началась Русско-японская война, и он, конечно же, был отозван из отпуска.
Причиной войны стала русская экспансия в Маньчжурии. В мае 1896 Россия добилась от Китая концессии на строительство и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) от Харбина до Порт-Артура, а в марте 1898 – аренды южной части Ляодунского п-ва (Квантуна) и Порт-Артура, вскоре превратившегося в ее главную военно-морскую базу на Дальнем Востоке. В 1900, воспользовавшись восстанием ихэтуаней в Китае, русские войска оккупировали Маньчжурию. Однако попытка России сохранить там свое военное присутствие натолкнулась на противодействие Японии, Великобритании и США, не желавших усиления российского влияния в Северном Китае. В январе 1902 Япония и Великобритания подписали союзный договор, направленный против России. В этой ситуации Россия была вынуждена в марте 1902 заключить с Китаем соглашение, взяв обязательство вывести свои войска из Маньчжурии в восемнадцатимесячный срок, но всячески затягивала его исполнение, что привело к резкому обострению ее отношений с Японией. В марте 1903 Россия потребовала от Китая предоставить гарантии того, что он не сдаст в аренду другой державе какую-либо часть маньчжурской территории без ее согласия; китайское правительство при поддержке Японии и Великобритании ответило отказом. В июле 1903 Япония предложила России план раздела сфер влияния в Северном Китае, однако последовавшие переговоры не увенчалась успехом. 23 января (5 февраля) 1904 Япония разорвала дипломатические отношения с Россией.
В предстоящей войне японское командование считало своей главной задачей уничтожение российского Тихоокеанского флота, захват Порт-Артура и разгром русской армии в Маньчжурии (Маньчжурской армии генерала А. Н. Куропаткина). В ночь с 26 на 27 января (с 8 на 9 февраля) 1904, не дожидаясь объявления войны, японские миноносцы внезапно атаковали Тихоокеанский флот на рейде Порт-Артура и вывели из строя лучшие российские броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». 27 января (9 февраля) эскадра контр-адмирала Уриу напала на крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец» в корейском порту Чемульпо; после недолгого, но яростного боя русские корабли были затоплены своими командами. В тот же день Россия объявила войну Японии.
Россия не хотела войны, но в Китае, как это сейчас говорят, была наша сфера жизненных интересов и в первую очередь в отношении безопасности восточных территорий.
По прибытию в Порт-Артур А. Ф. Черных с 14 февраля 1904 назначен на бронепалубный крейсер 2-го ранга "Новик", командир корабля капитан 2-го ранга Николай Оттович фон Эссен.
Крейсер "Новик"
Корабль был построен по заказу России в Германии на верфях фирмы "Шихау" в Данциге; вступил в строй в 1902 г., водоизмещение 3080 тн, длина 111 м, мощность машин 17800 л.с., скорость 25 узлов (40 км/час). Вооружение: шесть 120-мм орудий Канэ, шесть 47-мм и две 37 мм пушек, 5 торпедных аппаратов. На тот момент это был самый быстроходный крейсер в мире.
Одна из шести 120-мм пушек Канэ с крейсера "Новик"
на склоне сопки "Конечной" в южной части о. Сахалин
"Новик", приписанный к 19-му флотскому экипажу, состоял из 12 офицеров и 316 кондукторов и нижних чинов. Артиллерийский кондуктор - А. Ф. Черных на крейсере был один и только он из 1-го флотского экипажа.
Кондукторы крейсера "Новик", третий слева А. Ф. Черных
(весна-лето 1904 г., бухта Порт-Артура, фотоархив последнего командира "Новика")
Андрей Федорович пришел на "Новик" спустя несколько дней после того как крейсер вышел из дока, где производился ремонт пробоины ниже ватерлинии площадью 1,84 кв. м, полученной от попадания 203 мм снаряда в бою с японской эскадрой 27 января. За отличие в этом бою Н. О. Эссен был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и золотым оружием (с 1911 года командующий Морскими силами Балтийского моря, с 1914 флотом Балтийского моря).
16 февраля - первый выход А. Ф. Черных на "Новике" вместе с другими крейсерами на разведку.
26 февраля - выход в море под флагом вице-адмирала С. О. Макарова для оказания помощи миноносцу "Стерегущий".
В письме жене Н. О. Эссен писал: …"Нас на рейде было - "Баян" и "Новик". Неприятель с большой дистанции открыл по нам огонь, но безрезультатно, тогда он расположился вне выстрелов наших батарей и стал с большого расстояния, верст 10-12 обстреливать проход в гавань. Мы вошли в гавань. Бомбардировка длилась часов 5... Осколки сыпались кругом, но в судно попало только очень немного снарядов, и те особенного разрушения не сделали.".
Между тем наблюдавшие с берега говорили, что "Новик" едва не был отрезан крейсерами противника и спасся только благодаря быстроходности.
"Новик" регулярно участвовал в разведках, встрече возвращающихся миноносцев, сторожевой службе, осмотру коммерческих пароходов, атаках миноносцев противника, конвоировании минного транспорта "Амур", обстрелу береговых неприятельских позиций. С 18 марта 1904 года командиром крейсера назначен капитан 2-го ранга Михаил Федорович фон Шульц. В этот период "Новик" также не теряет активности, очень показательным стал бой 5 мая, когда защищая минный транспорт "Амур", крейсер противостоял семнадцати миноносцам.
Лейтенант А. П. Штер писал: "...Несколько раз они пробовали атаковать нас общими силами, но, обладая большим ходом, мы всегда держали их на расстоянии выстрела наших орудий, не допуская сближаться, что заставило их разделиться на три группы, которые пытались напасть на нас с трех сторон, но это им не удавалось, так как мы встречали огнем по очереди все три отряда, не позволяя им действовать одновременно. Это было состязание в скорости хода и искусстве маневрирования, из которого "Новик" вышел победителем. Японцы удалились, получив, по всей вероятности, повреждения, так как стрельба была выдержанная и рассчитанная, море было спокойно, что позволяло корректировать расстояния и направления, а также видеть падения снарядов, ложившихся в большинстве прекрасно...".
"Скучать" артиллеристам крейсера включая А. Ф. Черных не приходилось: в бою против миноносцев 5 мая было выпущено 22 фугасных 120-мм снаряда, 1 июня по берегу и кораблям неприятеля выпущено 95 120-мм снарядов, 10-11 июня в бою с японскими крейсерами, броненосцем береговой охраны "Чин-Иен" и отражении ночных атак миноносцев всего выпущено 112 120-мм снарядов, 15 июня - 137 120-мм снарядов, 21 июня - 5 фугасных 120-мм снарядов, 22 июня - 184 фугасных и 91 сегментальных 120-мм снарядов, 1 июля - 13 фугасных 120-мм снарядов, 13 июля - 59 120-мм снарядов, 14 июля находился под огнем японских крейсеров. Выпущено по берегу 6 чугунных, 103 сегментальных, 63 фугасных 120-мм снаряда. 26 июля находился под огнем японских крейсеров, выпустил по береговым позициям 69 фугасных, 54 сегментальных, 35 чугунных 120-мм снаряда. 27 июля обстрелян японскими крейсерами, выпущено по береговым позициям 21 фугасный, 37 сегментальных 120-мм снарядов. Токийский корреспондент лондонской "Таймс" так писал о боевой активности крейсера: "Не раз японские моряки благословляли свою судьбу, что им приходится иметь дело только с одним "Новиком".
Палуба крейсера "Новик", А. Ф. Черных возле носовой 120-мм пушки Канэ
(Порт-Артур весна 1904 г.).
Первоначально от Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ) в 2008 году мной было получено письмо о наградах и званиях А. Ф. Черных и невозможности предоставления копии послужного списка в связи с перемещением фондов в новое здание. Обратил внимание, что Знак отличия военного ордена (ЗОВО) 4-й степени, иначе говоря, Георгиевский крест № 204324 был получен А. Ф. Черных за отличие 9 августа 1904 года при затоплении крейсера "Новик" у Корсаковского поста (южная часть Сахалина) и свозе команды на берег, далее идут ЗОВО 3,2,1-й степени, полученные в более поздние сроки при обороне Порт-Артура. Крейсер "Новик" единственный из кораблей дошедший до берегов России - о. Сахалин после попытки прорыва эскадры Порт-Артура во Владивосток и был затоплен своей командой после боя с японским крейсером "Цусима". Вернуться с Сахалина в Порт-Артур в тот момент было практически невозможно.
152-мм (6-ти дюймовая) пушка Канэ сохранившаяся в Порт-Артуре
Чтобы не терять время, обратился в Сахалинский областной краеведческий музей. В вестнике музея за 2006 год есть статья краеведа Шабровой Н. И. "Герои крейсера "Новик", где в выписке из вахтенного журнала с 1-7 августа 1904 г. А. Ф. Черных еще 26 июля (в послужном списке 16 июля) командирован в сухопутные войска Порт-Артура. Оказалось, что в списке нижних чинов вахтенного журнала крейсера больше всего морячков-вятчан - 21 человек, в основном из Малмыжского уезда, из Уржумского уезда, Кужкурской в., д. Катино матрос 1 статьи Бакулин Алексей Тимофеевич.
А. Ф. Черных в парадной форме подпоручика с супругой (1 октября 1913 г.).
Из справочника по Георгиевским кавалерам удалось получить следующее:
"Черных Андрей - ЗОВО 4 чт. № 204324 Крейсер 2 ранга "Новик", морская батарея на форту №5. За отличие, оказанное во время военных действий с Японией 9 августа 1904 г. См. также знак 4 ст. № 169482.
Знак ЗОВО 4 ст. 169482. Крейсер 2 ранга "Новик", морская батарея на форту №5, десантный отряд, кондуктор. 9 августа на форту №5 зажженный неприятельскими снарядами бомбовыгреб им и другими нижними чинами под неприятельским огнем был потушен, чем было спасено 2/3 боевого комплекта 6-ти дюймовых снарядов. Во время тушения пожара было несколько взрывов 6-ти дюймовых фугасных пироксилиновых снарядов. В 1909 г. А. Черных под номером 169482 был исключен из списка Капитула по 4-й степени креста, как ошибочно повторно пожалованный знаком 4-й степени.
Сведений о возврате знака № 169482 в Капитул не имеется.
ЗОВО 3 ст. 27121. Черных Андрей. Крейсер 2 ранга "Новик", десантный отряд, кондуктор. За отличия, оказанные им во время военных действий с Японией 17 октября 1904 г. при обороне крепости Порт-Артур.
См. также знак 3 степени 8166 Знак ЗОВО 3 ст. № 8166. Черных Андрей. Крейсер 2 ранга "Новик", десантный отряд, кондуктор. 17 октября 1904 г. под непрерывным огнем неприятеля поправил два орудия: у одного орудия заменил лопнувшую переднюю пружину, у другого исправил разбитую платформу. Через 1 1/2 часа подбитые орудия были приведены в боевую готовность и открыли огонь.
Примером личной храбрости ободрял прочих, работавших при орудиях. В 1909 г. знак № 8166 был возвращен в Капитул и А.Черных под этим номером из списка Капитула под этим номером исключен, как ошибочно повторно пожалованный знаком 3-й степени.
ЗОВО 2 ст. № 4167. Черных Андрей. Крейсер 2 ранга "Новик", десантный отряд, кондуктор. За отличия, оказанные им во время военных действий с Японией 22 октября при обороне крепости Порт-Артур.
Кавалеры ЗОВО всех 4-х степеней за Русско-японскую войну –
участники Первой мировой войны в качестве офицеров.
ЗОВО 1 ст. Крейсер 2 ранга "Новик", десантный отряд, кондуктор. За отличия, оказанные им во время военных действий с Японией 18 декабря при обороне крепости Порт-Артур"
Теперь становится ясным, что в письме РГАВМФ была ошибка, все Георгиевские кресты Андрей Федорович получил в Порт-Артуре а в Капитул должен был быть возвращен ЗОВО 4-й ст. № 204324. Оказалось, что эта же ошибка есть и в послужном списке, копию которого получил не так давно.
Применение пушек Канэ снятых с кораблей на сухопутных оборонительных рубежах было использовано впервые в Порт-Артуре. Для обслуживания морских батарей и были привлечены моряки включая А. Ф. Черных. Дальнобойные морские пушки 152-мм(6-ти дм.) Канэ, установленные на форту № 5, имели дальность стрельбы 11 км, скорострельность 4 выстрела\мин, вес орудия почти 15 тн. Ремонт такого тяжелого орудия под огнем противника для А. Ф. Черных и его товарищей был делом не простым.
Из дневника участника обороны Порт-Артура военного инженера капитана М. И. Лилье о событиях на форту № 5:
“22 ноября - "Ровно в 1 час 30 минут меня вызвал на двор мой вестовой, который все время наблюдал в трубу за ходом дела на Высокой горе. Здесь глазам моим представилась такая величественная картина, которая, наверное, никогда не изгладится из моей памяти. Японцы густой толпой стояли на правой, задней стороне Высокой горы. Их беспрерывные штурмы в течение 11 суток, очевидно, не пропали даром. После неимоверного напряжения и громадных потерь они, наконец, одолели упорных защитников Высокой и заставили их отступить с их позиций.
Теперь каждый из победителей мог любоваться картиной Артура, которая расстилалась внизу у его ног.
С Высокой горы весь город, порт, вся наша эскадра, наполовину уже затопленная, большинство батарей и укреплений были видны как на ладони.
Я вполне понимал, как каждому японцу должно было быть интересно взглянуть на то, ради чего он перенес так много различных страданий и лишений.
В то время как толпа любопытных достигла уже 800 человек, наша полевая скорострельная батарея, расположенная недалеко от 5-го форта, внезапно открыла по ним беглый огонь. При дистанции не более 2 верст наша артиллерия быстро пристрелялась, хотя разрывы шрапнели все же были немного высоки.
И вот дождь шрапнельных пуль неожиданно осыпал тех, кто первый дерзнул взглянуть на наш многострадальный Артур.
В это же время с 5-го форта был открыт огонь из 6-дюймовых пушек Канэ. Стрельба велась замечательно удачно: сегментные 6-дюймовые снаряды буквально лизали вершину горы и вырывали целые улицы в густой колонне японцев. Тогда японская артиллерия быстро перенесла свой огонь на 5-й форт, чтобы заставить его замолчать.
Но 5-й форт все стрелял и стрелял...
Дождь шрапнели и страшные потери от 6-дюймовых сегментных снарядов 5-го форта заставили наконец дрогнуть японцев.
Я ясно видел в трубу массу убитых и раненых, которые падали то тут, то там.
7 декабря - Против одного нашего 5-го форта японцы выставили до 30 полевых орудий.
9 декабря - Против 5-го форта японцы по-прежнему деятельно ведут сапу (траншею применяемую при осаде).
10 декабря - С 4 часов утра японцы открыли огонь по 5-му временному укреплению, батарее Лит. Д, редуту Лесной Горки и, главным образом, по 5-му форту.
Вероятно, они имели в виду завладеть нашими горками, которые лежат впереди и вправо от 5-го форта. Горки эти сильно мешали японцам в наступательном движении их сапы.
В 9 часов утра я заметил, что от беспрерывной бомбардировки фугасными бомбами часть бруствера левого фаса на 5-м форту обвалилась. Кроме этого, в исходящем его углу образовалась большая брешь. Причина этих разрушений лежала в том, что все брустверы 5-го форта представляли собой не что иное, как груду битого камня, насыпанную над крутым откосом, которая и сползла очень легко вниз от взрывов лиддитовых фугасных бомб.
Вообще нужно сказать, что 5-й форт к началу осады был еще далеко не окончен.
Около полудня один из японских снарядов зажег на 5-м форту здание прожектора, которое и горело часов до 5 дня. Другой удачно попавший снаряд подбил второе 6-дюймовое орудие Канэ. Потушить начавшийся пожар не было никакой возможности, так как японцы по пожарищу сосредоточили сильный огонь. Клубы черного дыма от пожара перемешивались с густым дымом от взрывов лиддитовых снарядов.
Картина была тяжелая...
14 декабря - Ночью, обходя позиции, я зашел на 5-й форт. Этот форт представляет собой груду камня, так как война застала его почти в самом начале постройки.
Я зашел в блиндаж: все помещение оказалось битком набито исключительно молодыми офицерами. Старший из них был военный инженер капитан Верее, который бессменно находился на форте и вел все оборонительные работы.
Условия, в которых приходилось жить и работать этим достойным защитникам форта, были самые тяжелые. И офицеры, и нижние чины терпели сильный недостаток решительно во всем, начиная с пищи и кончая одеждой."
20 декабря крепость Порт-Артур капитулировала, гарнизон которой насчитывал не более 18 тысяч человек (без раненых, больных и т. д.) - выживших, боеспособных, но страдающих от голода. Потери японской стороны по разным данным составили от 60 до 112 тысяч человек, России около 30 тысяч человек. Так окончилась почти восьми месячная борьба за Порт-Артур (крепость пала на 329 день после начала войны). Тысячи солдат, матросов и офицеров попало в японский плен.”
Андрей Федорович находился в плену с 20 декабря 1904 года по 18 января 1906 года.
Копия первой страницы послужного списка А. Ф. Черных
По возвращению из плена и дальнейшей службе на флоте Андрей Федорович получил следующие награды:
- серебряная медаль в память Русско-японской войны 1904-1905 гг. (февр.1906),
- знаки отличия Военного ордена 1,2,3,4 степени, номера которых совпадают с данными послужного списка (апр.1906),
- знак отличия ордена Св. Анны (окт.1907),
- серебряная медаль на Анненской ленте (окт.1907),
- французская золотая медаль в память посещения президентом Французской республики Ревельского рейда в 1908 г. (1908),
- светло-бронзовая медаль в память 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г. на Владимирской ленте (авг.1912),
- светло-бронзовая медаль в память 300-летнего царствования дома Романовых (февр.1913),
- нагрудный знак для защитников крепости Порт-Артур (1914).
Всего за Русско-японскую войну 29 моряков получили Знак отличия Военного ордена 1 степени, только Порт-Артуровцы, среди них два кавалера с неполным комплектом крестов. Четверо из этого списка, включая А. Ф. Черных, в Первой мировой войне были офицерами по Адмиралтейству.
Из Вятской губернии кроме А. Ф. Черных полным Георгиевским кавалером был еще матрос первой статьи с крейсера "Баян" - Бабушкин Василий Федорович. В отличие от А. Ф. Черных, В. Ф. Бабушкин хорошо известен в Кировской области, оба они получили предел наград за боевые заслуги для нижних чинов того времени: знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест) 4-х степеней и знак отличия ордена Св. Анны.
Следующий период службы:
С 7 июня 1906 г. на минном крейсере "Всадник" артиллерийским кондуктором во внутреннем плавании;
- с 4 июня 1911 г. на заградителе "Амур" во внутреннем плавании;
- с 22 июля 1911 г. на заградителе "Ениснй" во внутреннем плавании и вооруженном резерве;
- 6 декабря 1912 г. высочайшим приказом по Морскому ведомству № 1146 А.Ф.Черных произведен в подпоручики по Адмиралтейству.
- с 6 декабря 1912 г. на заградителе "Енисей" под командованием капитана 1-го ранга К. А. Порембского (в период Русско-японской войны К. А. Порембский лейтенант на крейсере "Новик") подпоручиком по Адмиралтейству и. о. вахтенного офицера в вооруженном резерве;
- с 1 января 1913 на заградителе "Енисей" вахтенным офицером в вооруженном резерве;
- с 3 января 1913 г. приказом командующего Морскими силами Балтийского моря за вице-адмирала Н.О. фон Эссена назначен на "Блокшив № 4" ("Блокшив № 4" - бывший монитор "Единорог" в 1909 г. стал плавучим минным складом);
- с 22 августа 1913 г. по 19 июля 1914 г. приказами начальника отряда заградителей Балтийского моря: вахтенным офицером, младшим минным офицером на заградителе "Волга";
- с 19 июля 1914 года в послужном списке А. Ф. Черных есть некоторая пауза по прохождению службы, объяснение одно - в этот день Германия объявило войну России. Началась Первая мировая война небывалая по своим масштабам и разрушительной силе.
Еще в 1912 году обсуждалась возможность войны с Германией, командующий морскими силами Балтийского моря Н.О. фон Эссен настаивал на срочной постройке линейных кораблей и батарей для прикрытия минно-артиллерийской позиции (минные поля, прикрываемые артиллерийскими батареями). Так как германский флот обладал численным превосходством, вице-адмирал полагал необходимым, не ограничиваясь обороной, связать противника активными операциями у его берегов, в частности минными постановками. В устройстве минно-артиллерийских позиций русские не имели равных по великолепным кадрам и неоценимому боевому опыту борьбы под Порт-Артуром.
Служба А. Ф. Черных на минных заградителях и переход из артиллеристов в минные офицеры и объясняется требованием создавшейся ситуации.
15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Адмирал Н. О. фон Эссен приказал выключить все маяки на Балтике. Император запретил начинать минные постановки. Адмирал, помня о судьбе Тихоокеанской эскадры, 17 июля 1914 года послал телеграмму морскому министру: “Если не получу ответа сегодня ночью, утром поставлю заграждение”. Когда поступило разрешение ставить мины, корабли уже были на позиции. А 19 июля Германия объявила войну России. В тот же день адмирал поздравил моряков с днем, к которому они готовились всей жизнью и службой.
В первые часы Первой мировой войны, по приказу адмирала фон Эссена и под непосредственным руководством еще одного Артуровца капитана 1-го ранга А. В. Колчака, минный дивизион выставил 6 000 мин в Финском заливе, которые полностью парализовали действия Германского флота на подступах к Столице.
Минная угроза, созданная русскими на Балтике, оказалась настолько эффективной, что немцы, потеряв большое количество боевых кораблей и транспортных судов, в конце 1914 г. надолго отказались от ведения морских боевых действий. За время первой мировой войны Балтийским флотом было выставлено около 40 тыс. мин. Важной задачей флота являлось также содействие группировкам сухопутных войск на приморских флангах, которую он успешно решал.
Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин высоко оценивший роман В. С. Пикуля "Моонзунд", говорил : «Если бы у нас в годы войны были Эссены и Колчаки, возможно, и не случилось бы Таллиннского перехода». А. Н. Косыгин имел в виду то, что 28 августа 1941 г. началась самая трагическая страница в истории Военно-морского флота СССР - командующий Балтийским флотом Трибуц приказал кораблям уходить в Кронштадт. Прямо через минные поля.
В таллиннском переходе из 67 судов конвоя погибли 46, погибло 14 тыс. матросов краснофлотцев, для сравнения в бою при Цусиме погибло 5 тыс. и это в бою, а не во время перехода. Белыми июньскими ночами немцам удалось в оперативной прибрежной зоне Балтфлота и во всех проливах выставить более трех тысяч мин и когда в устье Финского залива подорвались на немецких минах крейсер «Максим Горький», а затем эскадренный миноносец «Гневный», командованием флота не было организовано даже разведывательное траление. К сожалению уроки истории не для всех.
С 1 января 1915 г. А. Ф. Черных на "Блокшиве № 4" вахтенным начальником во внутреннем плавании ("Блокшив № 4", находясь в распоряжении минно-торпедного управления, принял участие в Великой Отечественной войне, после войны сдан на слом).
Адмирал Н. О. фон Эссен мало заботился о своем здоровье, в ряде случаев сам выходил на боевые задания с кораблями, заболев воспалением легких, адмирал скончался 7 мая 1915 года в Ревеле.
Приказом командующего флотом Балтийского моря за № 180 (февр.1915 г.) А. Ф. Черных направлен в распоряжение начальника охраны Ревельских рейдов. В Ревеле Андрей Федорович был в качестве инструктора-артиллериста.
С 1 июня 1915 г. А. Ф. Черных на заградителе "Урал" вахтенным начальником во внутреннем плавании.
10 апреля 1916 г. высочайшим приказом по Морскому ведомству № 1564 произведен за отличие в поручики по Адмиралтейству.
30 июля 1916 г. приказом командующего флотом Балтийского моря за № 519 за самоотречение, мужество и праведные труды в обстановке военного времени награжден орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
На этом записи в послужном списке А. Ф. Черных заканчиваются. Вскоре после Февральской революции волна беспорядков и бандитского произвола захлестнула базы Балтийского флота. Общее количество жертв среди офицеров только в событиях 1- 4 марта 1917 года на Балтийском флоте достигает 95 человек. Кроме того, погибло более 20 кондукторов. На выходе, в воротах военного порта командующий Балтийским флотом вице-адмирал Непенин А. И.(в Порт-Артуре был командиром миноносца) был убит выстрелом в спину из толпы. Именно мартовский беспредел расколол флот на правых и левых, в последующем, на «белых» и «красных». Но было очевидно и то, что инициатива в этой бандитской резне шла не от матросской массы, а от провокаторов-революционеров, – от вождей революции.
Скорее всего, это время для А. Ф. Черных было самым тяжелым, он мог бы эмигрировать, какие то средства у него были, но не сделал этого.
Ничего не могу сказать каким образом А. Ф. Черных добирался до своего родного села Шурма Уржумского уезда. Передвижение миллионных солдатских масс хлынувших с фронта сопровождала невиданная волна бесчинств и насилия. Офицеры, снявшие погоны, становились первыми жертвами расправ.
В этот период офицеры и их семьи практически безнаказанно могли подвергаться нападениям уголовных элементов. Последний командир крейсера "Новик" М. Ф. Шульц после Февральской революции вышел в отставку и жил под Лугой куда перевез свой архив фото-негативов в том числе и по Русско-японской войне. В 1921 году М. Ф. Шульц был убит грабителями, ящики с негативами исчезли и были обнаружены в 1951 году в Витебске. Сейчас фото-архив М. Ф. Шульца хранится в фондах Центрального Военно-морского музея.
В августе 1918 года на юге Вятской губернии вспыхивает Степановское восстание. Бывший 1-й Московский продовольственный полк под командованием штабс-капитана царской армии А. А. Степанова выступает против Советской власти. Представители мятежного отряда агитируют население к вступлению в свои ряды и особенно их интересуют вернувшиеся с фронта офицеры, пришли они и к А. Ф. Черных. Андрей Федорович от участия в восстании отказался, мотивируя это тем, что у восставших нет артиллерии, но, скорее всего, это было связано с личным отношением А.Ф. Черных к гражданской войне, его нравственными убеждениями. Он не хотел принимать ничью сторону, считая что «Русский бунт бессмысленный и беспощадный». В отряд А.А. Степанова вступил племянник Андрея Федоровича Иван Степанович Чернов - офицер царской армии. И. С. Чернов погиб в последнем бою степановцев возле Шурмы в августе 1918 года.
Люди с такой биографией Советской власти были не нужны и А. Ф. Черных попал в категорию "лишенцев". "Лишенцы" были лишены политических и гражданских прав и на них не распространялось гос.обеспечение до 1932 года. Сейчас в с. Шурма живет наша дальняя родственница которая помнит, как Андрей Федорович, одетый в парусиновые штаны чистил сельские туалеты. В селе сохранился маленький дом 1933 года постройки в котором жили супруги Черных. Оказалось, что их соседка - пожилая женщина, помнит Андрея Федоровича. Из ее рассказа следовало, что сразу же после войны его арестовала милиция за то, что он накопал где то ведро картошки, приехали рано утром и забрали. Больше она его не видела.
Т. С. Черных, Ревель (Таллин 1916 г.).
Тогда и я вспомнил, что мне говорили в детстве: в милиции его сильно избили и если бы не жена, убили. После этого он уже больше не поднялся и 22 октября 1946 года умер.
Сохранилось место захоронения Андрея Федоровича - это камень из известняка, который установила его жена Татьяна Степановна, заплатив за него оставшимся дорогим кольцом.
Место захоронения Андрея Федоровича Черных (Чернова) в с. Шурма, Уржумского района.
Фотографии:
1.Приемный формулярный список воинского присутствия.
2. Т. С. Черных, Либава (Лиепае) - здесь базировался до Русско-японской войны 1-й флотский экипаж.
3. А. Ф. Черных в форме кондуктора с супругой (декабрь 1903 г.).
4. Эскадренный броненосец "Полтава".
5. Крейсер "Новик".
6. Палуба крейсера "Новик", А. Ф. Черных возле носовой 120-мм пушки Канэ (Порт-Артур весна 1904 г.).
7. Кондукторы крейсера "Новик", третий слева А. Ф. Черных (весна-лето 1904 г., бухта Порт-Артура, фотоархив последнего командира "Новика" М. Ф. Шульца).
8. Одна из шести 120-мм пушек Канэ с крейсера "Новик" на склоне сопки "Конечной" в южной части о. Сахалин
9. 152-мм (6-ти дюймовая) пушка Канэ сохранившаяся в Порт-Артуре.
10. А. Ф. Черных в парадной форме подпоручика с супругой (1 октября 1913 г.).
11. Кавалеры ЗОВО всех 4-х степеней за Русско-японскую войну - участники Первой мировой войны в качестве офицеров.
12. Копия первой страницы послужного списка А. Ф. Черных.
13. Т. С. Черных, Ревель (Таллин 1916 г.).
14. Место захоронения Андрея Федоровича Черных (Чернова) в с. Шурма, Уржумского района.
Использованные материалы:
1. РГА ВМФ. ф. 406 оп.10 лит. "ч" №5
2. Грибовский В. Ю. Личный состав российского флота в Русско-японской войне 1904-1905 гг. СПБ 1997.
3. Емелин А. Ю. Крейсер 2-го ранга "Новик". СПБ Гангут 2009.
4. Шаброва Н. И. Герои крейсера "Новик". Вестник Сахалинского музея №13. 2006.
5. Лилье М. И. Дневник осады Порт-Артура. — М.: Центрполиграф, 2002.
6. Сведения, предоставленные Емелиным А. Ю. зав. архивохранилищем русского флота РГА ВМФ.
15.07.2012 г.
Материал Владимира Чернова
Источник: http://kostanay1879.ru/ |