Лоскутов Иван Кузьмич, генерал-майор
(1900-1982)
Лоскутов Иван Кузьмич, генерал-майор инженерно-технической службы (1945 г.)
Родился 7 июля 1900 года в деревне Куженер Уржумский уезд Вятская губерния (ныне пгт Куженер Куженерский муниципальный район Республика Марий Эл).
Из семьи крестьян-середняков, окончил двухклассную Староторъяльскую школу, педагогические курсы в Краснококшайске. До 1919 года Иван работал в хозяйстве родителей.
В 1919 году Лоскутов добровольцем пошел в Красную армию, где в составе 60-й Саратовской стрелковой дивизии сражался с белогвардейцами в Поволжье. Тогда же стал коммунистом.
Член ВКП(б) с 1919 года (кстати, «мальчик из Уржума» Сергей Киров был его земляком и впоследствии лично вручил Лоскутову партбилет).
В 1919 – 1920 годах – политработник 50-й стрелковой дивизии.
После тяжелого брюшного тифа его отправили «на гражданку».
С 1920 по 1922 год Иван Лоскутов находился на выборной комсомольской работе в городе Йошкар-Ола: секретарем уездного комитета, заведующим отделом областного комитета РКСМ.
Иван Кузьмич рано женился. Познакомился в библиотеке с такой же, как и он, крестьянкой Марией Курбатовой. Со свадьбой не тянули, и уже в конце 1922 года стали родителями дочки Валентины, а в начале 1925-го — и Светланы.
Лоскутов Иван Кузьмич и Лоскутова (Курбатова) Мария Николаевна
В 1922 году его направили учиться на рабфак при Ленингградском горном институте.
В 1924 году Лоскутов окончил рабфак при Ленинградском горном институте, до 1929 года работал инструктором-экономистом на товарной бирже, затем секретарем парткома в кооперативе «Красный Октябрь», на чугунолитейном заводе «Кооператор» и на фабрике имени П. Анисимова в Ленинграде. В питерский период Иван Кузьмич квартировал на Невском проспекте — правда, бок о бок с 22 соседями в огромной коммуналке.
В 1929 году партия направляет Ивана Кузьмича получать второе высшее — на этот раз в Ленинградский политехнический институт.
В 1932 году практикант Лоскутов впервые переступает порог Горьковского автомобильного завода. В «Отзыве о производственной практике на заводе ГАЗ им. Молотова» мы читаем, что «уезжая, товарищ Лоскутов оставил в рабочих живую струю. Побольше бы таких товарищей, как товарищ Лоскутов. С такими товарищами можно гордо держать знамя техники».
В 1934 году Иван Кузьмич окончил Ленинградский индустриальный институт (бывший Ленинградский политехнический институт) и уже дипломированного специалиста направили на Горьковский автозавод, где до 1938 года работал на различных должностях: инженером-конструктором, начальником цехов, начальником производства завода.
19 апреля 1938 года был назначен директором предприятия (Горьковского автомобильного завода) и, с небольшим перерывом (октябрь 1942 - июнь 1943), оставался на этом посту в военное лихолетье и в первые послевоенные годы (до 31 августа 1948).
В октябре 1942 года Лоскутов был отозван с завода и до 1943 года работал в Наркомате электростанций СССР. Однако в начале июня 1943 года в течение трех ночей гитлеровцы подвергли автозавод жесточайшей бомбардировке и нанесли ему значительный ущерб. Поэтому Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение вернуть Лоскутова в Горький. И он снова встал во главе автозаводского коллектива.
С началом Великой Отечественной войны главной задачей заводского коллектива стал скорейший перевод производства на выпуск легких танков, танковых моторов, броневиков, минометов, боеприпасов.
21 октября 1941 года Лоскутов получил правительственную телеграмму, подписанную Сталиным, с заданием в ближайшие два-три дня резко увеличить выпуск танков Т-60 для защитников Москвы. И это задание было выполнено.
19 марта 1942 года за успехи в работе Горьковскому автозаводу был вручен орден Ленина. Генерал Лоскутов принял его из рук председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина, специально приехавшего для этого в Горький.
В разгар войны автомобилестроители уже думали о продукции мирного послевоенного времени и в первой половине 1945 года изготовили первые образцы легковой автомашины «Победа». В 1950 году И. К. Лоскутов и другие создатели «Победы» были отмечены Сталинской премией.
С 1948 по 1953 год – директор Ульяновского автомобильного завода.
В 1953 - 1954 годах - начальник технического управления Минмаша СССР.
В 1954 - 1955 годах - начальник Глававтопрома МАТСХМ СССР.
В 1955 - 1957 годах - член коллегии, начальник производственного управления МАП СССР.
В 1957 - 1973 годах - начальник автотранспортного отдела Госплана РСФСР.
Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го и 2-го созывов (1938—1951).
Делегат XVIII съезда ВКП(б) (1939), XIX съезда КПСС (1952).
Награды:
- Орден Ленина (1941, 1944);
- Орден Трудового Красного Знамени (1942);
- Орден Кутузова II степени (1945);
- Орден Отечественной войны I степени (1945);
- Орден «Знак Почёта» (1966);
- Орден Октябрьской революции (1971);
- медали.
И. К. Лоскутов скончался 21 ноября 1982 года после тяжелой болезни на 83-м году жизни.
Похоронен в Москве на Химкинском кладбище.
Но, зная любовь Ивана Кузьмича к Нижнему Новгороду, дочь Светлана Ивановна перевезла горсть земли с могилы отца на Старо-Автозаводское кладбище и поставила там памятник. Мария Николаевна пережила мужа лишь на три года.
Лоскутов Иван Кузьмич
07 июля 1900 – 21 ноября 1982
Нижний Новгород - Старо-Автозаводское кладбище (КЕНОТАФ) |