Откуда наши фамилии
До XIX века писать свою фамилию являлось привилегией только людей знатных, которые могли гордиться своим знатным происхождением, подчеркивая этим отличие от простого люда.
С отменой крепостного права возникла необходимость каждому человеку иметь три отличительных признака: имя, отчество (чей сын) и фамилию, как признак принадлежности к определенному роду.
В среде простого русского народа 70 процентов всех фамилий были присвоены по деревенским прозвищам. По докладам уездных исправников, люди не русской национальности (удмурты, марийцы, татары) фамилий принимать не хотели. Распоряжением губернской канцелярии полицейским чиновникам предписывалось «иноверцам» фамилии присваивать по своему усмотрению.
Вот почему у удмуртов появились такие скверные, порой порочащие человека фамилии, навязанные им полицией:
Багаев («багай» — немой, косноязычный), Бакланов («баклан» — чурбан), Байгозин («байгозыш» — глупец), Бельтюков («бельтек» — заика), Гырдымов («гырдым» — старая кляча), Галахов, Агалаков («галан» — оборванец), Култышев («культе» — обмолоченный сноп), Кутергин («кут ерга» — назойливая муха), Комаков («комак» — крыса), Лекомцев («лекомон» — злюка), Пислегин («пислег» — вертлявая синица), Сандалов («сандал» — наковальня), Пупышев («пупы» — лутошка), Чагаев («чагай» — щепка, лучина), Шарин («шора» — индюк), Юшов («юш» - окунь), Юрлов («юр» — шумливый), Ярыкин («ярышка» — сирота).
Только для деревенской верхушки, а подчас и за взятку, полицейские чиновники присваивали отдельным «иноверцам» более благозвучные фамилии: Буров («бур» — хороший, добрый), Валтышев («валтыш» — вожак, атаман), Емышев («емыш» — плод, фрукт), Кибашев («кибаш» — мастер своего дела), Корелов («корел» — повар), Куншин («куно» — гость, купец), Туганов («туган» — милый, любимый), Торов («тор» — староста), Юматов («юмат» — бережливый).
В дореволюционной России все люди удмуртской национальности официально именовались вотяками, хотя «оть» или «воть» — это самоназвание одного из семи племен, составляющих эту нацию. В случае отказа принимать фамилию, чиновники уездных канцелярий присваивали непокорным фамилии, указывающие на их национальность: Вотин, Вотяков, Вотинцев, без каких-либо уточнений.
С давних времен удмуртский народ жил родовым строем. Каждый род имел своего покровителя из животного мира, свое священное животное, которому поклонялись и приносили жертвы.
Полиция, присваивая фамилии, спрашивала: «К какому роду относишься?». Фамилию составляло священное животное этого рода. Поэтому члены одного рода получали одинаковые фамилии. Если почитается в роде птица ястреб, то фамилии у всех одинаковые Варышевы («варыш» — ястреб). По той же причине среди удмуртов распространены фамилии Гондыревы («гондырь» — медведь), Зуев («зуй» — кулик), Конышев («коньи» — белка), Ляпин («ляпа»— сом), Турищев («тури» — журавль), Чакин («чака» — чижик), Шашов («шашы» — селезень), Шушаков (« шушак»— снегирь).
В момент присвоения фамилий даже внешность человека ложилась в основу его фамилии: Бекетов («бекет» — каланча), Букирев («букыр» — хилый, слабый), Варгасов («варгас» — бобыль), Кузякин («кузук» — вытянутый), Лагунов («лагун» — бочонок), Пинягин, Пинегин («пиняга» — редкозубый), Сурайкин («сурайка» — седой), Шадрин («шадра» — рябой, конопатый). На долю некоторых выпадали более сносные фамилии: Шульмин, Шулятьев («шулё» — расторопный, бойкий), Тушин («туш» — борода), Корышев («корыш» — сосед), Куимов (третий ребенок в семье), Гонин («гон» — пух, перо), Бубылев («бубыли» — бабочка).
Носят люди фамилии, они примелькались в обществе, и сами владельцы их подчас не знают, каково было их первоначальное значение. Конечно, не изменится образ жизни человека, сам человек, если он узнает, что значит его фамилия, но для любознательных, интересующихся людей право же не грешно это знать.
В. ПАПЫРИН
Валерий Сергеевич Папырин — краевед из города Нолинска. Его разыскания по истории происхождения фамилий интересны и, наверное, вызовут отклик читателей.
Источник: “Уржумская старина”, № 6, ноябрь-декабрь 1991 года, с. 33-34. |