Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [76]
Военная служба [9]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [31]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [42]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [105]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [167]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [182]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Депутаты Государственной Думы

ТИХВИНСКИЙ Фёдор Васильевич,священник, депутат Государственной Думы II созыва

Тихвинский Фёдор Васильевич
(1(13) февраля 1861-?)

Государственный деятель, депутат II-й Государственная дума Российской империи от Вятской губернии; член Всероссийского Крестьянского союза. Деятель Русской Православной Церкви, священник, знаменитый миссионер в области старообрядчества, автор нескольких трудов. Его очерки в «Вятских епархиальных ведомостях» вошли в классику духовной литературы того времени.

Родился 1(13) февраля 1861 в семье диакона села Пектубаево Кадамской волости Яранского уезда Вятской губернии Василия Тихвинского и его жены Екатерины Стефановны, урождённой ?. Отец скоропостижно скончался в 1881 году, когда Феодор учился в Вятской духовной семинарии. В июне 1885 году окончил с отличием Вятскую духовную семинарию, получив аттестат первого разряда.

18 января 1886 года Феодор Тихвинский был определен псаломщиком к Успенской церкви слободы Кукарки. А в августе 1888 года как священник, тогда еще никому неизвестный, приехал в село Байса, в приходе которого идеально уживались и православные, и староверы, и язычники. Впрочем, такая картина во всей Вятской губернии тогда не была редкостью.

Отец Феодор был рукоположен в сан иерея к церкви Висилия Великого села Байса 29 августа 1888 года и прослужил в ней 17 лет, из них 10 лет – противораскольническим миссионером по Уржумскому уезду.

В 1892 году при содействии благочинного о. Иакова Редникова впервые в благочинии организовал библиотеку для духовенства 2-го Благочинного округа Уржумского уезда, в 1893 по избранию духовенством назначен её библиотекарем. Чуть позже вошёл в состав вятского братства святителя и чудотворца Николая.

11 апреля 1895 года в Уржумском уезде была официально учреждена противораскольническая миссия, а отец Фёдор назначен миссионером по Уржумскому уезду. В 1897 году Ф. Тихвинский опубликовал в «Вятских губернских ведомостях» свой первый большой труд под названием «История раскола в деревне Русский Турек Уржумского уезда Вятской епархии» и в этом же году – «Турек и его значение в старообрядчестве». Русский Турек в то время являлся одним из старообрядческих центров уезда, правда, наиболее значительных, поэтому на более «мелкие» центры, находящиеся в соседних прихода, отец Феодор не уделял большого внимания.

Во время служения о. Фёдора миссионером был открыт православный приход с деревянным храмом во имя Святого Духа в селе Русский Турек, центре старообрядцев-беспоповцев юга Вятской губернии. Миссионер Фёдор Тихвинский опубликовал в начале 1898 года в «Вятских епархиальных ведомостях» поздравление ко дню открытия этого прихода.

Отец Фёдор писал о старообрядцах-беспоповцах:

[Село Русский Турек, как центр старообрядчества, представляет собой] «тесно сплоченную, религиозно-экономическую общину, в коей одно держится другим: рубль растет верою, а вера крепнет рублем. Общинный строй поддерживается благоустроенными моленными, широкой благотворительностью и своевременной в нужде помощью „своим“, питанием бедных поминальными обедами в богадельном доме и экономической зависимостью населения от щедрот работодателей богатых лесопромышленников — раскольников. Крепка такая община».

По инициативе о. Фёдора в 1901 году на съезде миссионерского общества 2-го Благочинного округа постановили открыть «вновь церковную школу в д. Комаровой прихода с. Вотского, где центр раскола, и открыть церковную школу в д. Чернушке прихода села Лаж, которое тоже с раскольничьим населением».

Возможно, за свои миссионерские труды отец Феодор уже в 1897 году получил свою вторую награду – скуфью. Конечно, Ф. Тихвинский боролся с расколом не только словом печатным и насаждением церковных школ по уездам, а и более действенными методами, например, проведением бесед со староверами. Известно, что несколько собеседований по теме «Евангелие» он провел в 1903 году, о чем написал отчет в «Вятских епархиальных ведомостях» под названием «О мерах пастырского воздействия на раскол». Староверы от собеседований не отказывались, но и оставлять свою веру не собирались, про себя посмеиваясь над миссионером.

В феврале 1905 группа из 20 священников обратилась к митрополиту Антонию (Вадковскому) с просьбой принять их для обсуждения положения, в котором находилась Русская православная церковь. 14 февраля священники передали ему при встрече записку с призывом начать церковные реформы, созвать поместный Собор и восстановить канонические свободы Церкви. Вокруг этой группы священников сформировалось ядро «обновленческого» движения, в которое входил в том числе и о. Фёдор Тихвинский.

В 1905 году о. Фёдор переведён из Байсы в город Уржум, где стал настоятелем Троицкого собора. Представлен к сану протоиерея, но не получил его. В том же 1905 году попал в опалу и, за «несоответствие во взглядах» на Манифест 17 октября 1905 года с епархиальным начальством, переведён настоятелем Троицкой церкви в селе Чудиново Орловского уезда. Затем служил законоучителем в Уржумской женской гимназии. Член и организатор Всероссийского Крестьянского союза в Уржумском уезде.

14 февраля 1907 года был избран в Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Вятского губернского избирательного собрания. Вошёл в состав Трудовой группы и фракции Крестьянского союза.


Дeпутаты II Государственной Думы от Вятской губернии.

Стоят: Наумов Иван Афанасьевич, Бодров Александр Владимирович, Зайцев Михаил Герасимович, Вахрушев Василий Алексеевич, Алашеев Николай Валерианович, Шешин Владимир Иванович.
Сидят: Салтыков Сергей Николаевич, Ефремов Лаврентий Александрович, Шабалин Яков Семёнович, Тихвинский Фёдор Васильевич, Деларов Дмитрий Иванович, Масагутов Хабибрахман Ахметситдикович, Финеев Иван Лаврентьевич.

Православный публицист Д. Скрынченко пишет о том, как был шокирован появлением священника на левом фланге Думы:

«Присутствуя на одном из заседаний Государственной Думы, я невольно обратил внимание на священника сидящего на левой стороне, среди депутатов, бравирующих своими красными галстуками, красными приколками на пиджаках, красными карточками на креслах. „Кто это“ — спросил я. — „О. Тихвинский“, — сказали мне… И хотелось от всей души крикнуть этому „отцу“: зачем Вы здесь? Зачем вы оскорбляете тот крест, который носите на своей груди?»

О. Фёдор был членом думской комиссии об отмене военно-полевых судов, комиссии по запросам, комиссии о свободе совести и комиссии по делам православной церкви. С Думской трибуны он произнёс немало речей, и стал известен как один из лучших ораторов. Выступая по поводу отмены смертной казни, он определил их, как «противные Христу» деяния и отказал правительству в оправдании его жестокости. В своих речах по аграрному вопросу о. Фёдор говорил:

«Земля Божья, и трудящийся крестьянин имеет право на неё так же, как каждый из нас имеет право на воду и воздух».

«… крестьянство в массе царелюбиво. Крестьянство трудовое требует только, чтобы строго был проведён принцип: «вся земля — всему народу». Каким путем земля будет отчуждаться в пользу крестьян не столь важно, главное — наделить всех «по справедливости», а не из «практических соображений».

Кроме того известны выступления Тихвинского о военно-полевых судах и об амнистии.

В 1907 году во время работы в Думе сотрудничал в издании органа Трудовой группы газеты «Трудовой народ».

7 мая 1907 года в Думе было назначено обсуждение по поводу запроса правительству о слухах про покушение на Николая II (дело Никитенко и других). Но трудовики и члены левых фракций демонстративно отсутствовали при объяснениях правительства. В том числе отсутствовали и пять священников: Антоний Гриневич, Александр Бриллиантов, Александр Архипов, Константин Колокольников и Феодор Тихвинский. Это вызвало обсуждение в Святейшем Синоде, 12 мая 1907 года он принял определение «О священниках, состоящих членами Государственной думы и принадлежащих к крайним революционным партиям». В нём говорилось, что перечисленные клирики «явно уклонились от порицания замыслов цареубийства», что сан священника требует «быть покорным высшим властям» и стремление к ниспровержению власти несовместимо со званием «духовного пастыря». «Оправдаться» удалось только А. Гриневичу, остальные, включая и о. Фёдора, были запрещены в служении.

После лишения сана пытался поступить в Юрьевский университет, но получил отказ. Поселился в городе Слободском, поступил в частную службу. Затем поступил на военную службу. В 1917 году служил старшим ординатором Холмского военного госпиталя, по другим сведениям работал врачом.

6 марта 1917 года от собрания духовенства города Вятки было направлено приветствие бывшим священникам Николаю Огнёву и Фёдору Тихвинскому, как членам клира, пострадавшим при старом строе за свои убеждения.

12-15 августа 1917 участвовал в Государственном совещании в Москве.

Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны.

Отзывы
«Он коренаст и широк, с большой бородой, большими серыми простодушными глазами. Несмотря на свое красноречие. Он застенчив и мнителен. Ему все кажется: не так сказал, недостаточно сильно». В. Г. Тан-Богораз, этнограф и писатель.

Семья
- Жена — Афанасия Петровна, дочь священника.
- Сын — Иоанн, окончил Вятскую духовную семинарию в 1910 году.
- Сын — Никанор,
- Дочь — Афанасия.
- Дочь — Варвара (?—17.05.1899).
- Сестра — Александра, в замужестве ?, просфорница в Успенской церкви города Нолинска, вдовствовала с 1885 года.
Кроме жены и детей, в доме отца Феодора жила также его пожилая мать, получающая пенсию из уездного казначейства 40 рублей в год.

Награды
В «Послужном списке» отца Феодора отмечалось, что он знал 20 поучений и собственный дом на церковной земле.
1891 — набедренник.
1896 — Медаль в память императора Александра III.
1897 — скуфья.

Сочинения
- Тихвинский Ф. История раскола в деревне Русский Турек Уржумского уезда Вятской епархии. // Вятские губернские ведомости, 1897.
- Тихвинский Ф. Турек и его значение в старообрядчестве. 1897.
- Тихвинский Ф. О мерах пастырского воздействия на раскол. // Вятские епархиальные ведомости, 1903.

Рекомендуемые источники
- Владимир Ситников. Энциклопедия земли Вятской: ЭЗВ : откуда мы родом?
- Герасимов Л. Во второй Государственной Думе. // Современный мир, № 6 за 1907 год;
- Тан. Депутаты II Думы: Очерки и наброски. // Русское богатство, № 4 за 1907 год;
- А. Марков. Энциклопедия Земли Вятской. т. 6. Знатные люди. Киров. 1996. стр. 440-441.
- Николаев А. Б. Борьба сил революции и контрреволюции в связи с созывом Государственного совещания (апрель - август 1917 года): Диссертация.... кандидата исторических наук. Л, 1989.
- Буланакова М. А., Куликов С. В., Патрикеева О. А., Чубинский-Надеждин В. В., Шамахов В. А. Ораторы России в Государственной Думе (1906 - 1917 гг.): 1906 - 1907 гг.. В 2-х томах. Т. 1 C. 334-342.
- Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен : (конец 1890-х - 1918 гг.)

Архивы
- Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (2-й созыв). Дело 433; Дело 601. Лист 2.

Источники:
1.http://marihistory.ru
2. Машковцева В.В. Старообрядцы Вятской губернии второй половины XIX–начала XX вв.: обзор источников.
3.Вадим Колмаков. С Россией в сердце. Дмитрий Скрынченко, история жизни. Воронеж. 2012.
4. 
Члены Государственной Думы: (портреты и биографии): Четвертый созыв, 1912–1917 г. / Сост. М. М. Боиович. М., 1913. LXIV, [2] 454,  с., [1] л. ил. : ил., портр.
5.Скрынченко Д. В. По поводу текущих событий. Что же делать? // Минские епархиальные ведомости, 1907 № 10, с. 297. Цит. по: Вадим Колмаков. С Россией в сердце. Дмитрий Скрынченко, история жизни. Воронеж. 2012. Следует подчеркнуть, что судя по дате издания, эта оценка опубликована уже после лишения о. Фёдора сана.
6.Платонов Г. М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900—1914 гг. [Электронный ресурс]: На материалам Саратовской губернии Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
7. Михаил Бабкин. 
Духовенство русской православной церкви и свержение монархии.
8.http://www.municipal.ako.kirov.ru
9.https://bookstores.gq

Категория: Депутаты Государственной Думы | Добавил: Георгич (01.04.2018)
Просмотров: 254 | Теги: Депутат Государственной Думы, Байса, Тихвинский, Священник | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора