«Вектор развития не меняется»
О сегодняшнем дне нашего градообразующего предприятия рассказал гендиректор Уржумского СВЗ Ю.И. Терешков.
- Юрий Игоревич, каковы предварительные итоги 2019 года?
- О них говорить рано, так как впереди у нас основной месяц реализации продукции, который во многом определяет сбыт. Тем более опять грядут изменения в налоговой политике и с января увеличивается акциз, соответственно, будет меняться и ценовая политика на рынке. На сегодня минфином приняты изменения минимальных цен на алкоголь 38-40 градусов в бутылке 0,5 литра — если сейчас цена в рознице 215 рублей, то с нового года будет 230.
В целом же предприятием уплачено за 2018 год налогов и акцизов на сумму 1 миллиард 600 миллионов, за 10 месяцев этого года 1 миллиард 255 миллионов. Естественно, работаем над своей продукцией, над новыми видами. Вкусы потребителей меняются, сейчас запускаем полностью новую линейку настоек с совершенно другим дизайном.
Лазаревский спиртзавод работает на полную мощность. Весь спирт уходит в производство, а также реализуется на водочные заводы других субъектов РФ в Чувашию, Костромскую, Ульяновскую, Архангельскую и другие области.
- Новые настойки тоже будут на натуральном сырье — цех спиртованных соков продолжает свою работу?
- Да, конечно, мы ни в коем случае от натурального сырья уходить не планируем. Такого оборудования, как у нас в цехе спиртованных соков, практически ни у кого и нет. И отказываться от него нельзя. Люди все равно в своем выборе все более склоняются к натуральной продукции. Эта линейка продукции и сейчас неплохо работает, и, думаю, может развиваться и далее.
Есть проблема в том, что в случае продажи другому производителю спиртованных соков на эту продукцию возникает двойная уплата акциза (акциз на покупаемый спиртованный сок и потом акциз на продукцию из него). Получается, что тем, кто в отличие от нас не имеет своего производства спиртованных соков, покупать и использовать их в производстве очень дорого. В результате многие такие производители ищут замены натуральному сырью.
Даже если мы и примем решение отказаться от лицензии на продажу спиртованных соков, то общей лицензии нам все равно будет достаточно, чтобы сохранить собственное производство спиртованных соков для своей продукции. Пока мы думаем, по какому пути нам пойти выгоднее, потому что в случае отказа от продажи другим предприятиям спиртованных соков у нас на предприятии появятся дополнительные мощности, которые мы можем задействовать и развивать производство там каких-то еще других видов продукции, к каким выведут требования рынка.
- Год назад Вы говорили, что продукция Уржумского СВЗ стала продвигаться в торговые сети. Как сейчас обстоят дела?
- Мы работаем со всеми торговыми сетями, кроме «Красное и Белое». Очень тесно сотрудничаем с торговыми организациями республики Марий Эл. Завод приобрел в собственность торговые марки, которые ранее разливались в этой республике, заключен прямой договор дистрибуции.
Продолжаем поставлять продукцию во Вьетнам. Сейчас как раз готовим специалистов туда в командировку на переговоры: может, есть уже смысл поработать и по дизайну, и по каким-то новым видам продукции. Проводим еще ряд регистрационных действий на продукцию по другим странам, я сейчас их обозначать не буду. Вхождение в чужой рынок — это очень длинная история: очень много в каждой стране каких-то своих дополнительных требований. Особенно сложно войти в рынок китайский — у нас уже полтора года длится эта «эпопея».
Сейчас, кстати, изменилось законодательство, и государство планирует предприятиям, работающим на экспорт, выделение льготного субсидирования. В том числе и для производителей алкогольной продукции. Раньше был очень жесткий запрет на любую поддержку алкогольной отрасли. Сегодня все понимают, что если мы пополняем бюджет благодаря экспорту продукции в другие страны, то почему бы отрасль и не поддержать в данном направлении деятельности. Минфин это предложение поддержал, возможно, что-то изменится в лучшую сторону. Конечно, субсидирование транспортных перевозок решило бы очень много вопросов.
- Насколько эффективно недавно введенная система ЕГАИС позволяет не допускать на прилавок контрафактный алкоголь?
- В системе ЕГАИС введен поштучный учет продукции. При продаже единицы нашей продукции по ЕГАИС можно отследить весь ее путь от завода до прилавка. Любой может установить для смартфона специальное приложение: фотографируете в магазине акцизную марку и получаете всю информацию о бутылке: на каком заводе произведена и т.д. Выявление поддельной продукции в магазине ведет к аннулированию лицензии, а в торговых сетях одна лицензия на торговлю алкоголем оформляется на десятки и сотни магазинов.
Однозначно все федеральные сети не будут заниматься «левым» алкоголем — это для них может повлечь огромные потери. Поэтому покупая в сетевых магазинах и нашей «Уржумке», нашем прямом партнере «Глобусе», можно быть уверенными, что это легальная продукция с предприятия. Но у нас же любят покупать из-под полы всякие бутылки, будто бы привезенные из Казахстана... Тут человек сам определяет риск для себя. Сегодня государство активно борется с нелегальными производителями алкоголя — постоянно выявляются и ликвидируются их производства. Причем подделывается, как правило, продукция дорогих брендов, на которых можно быстро заработать.
- Что можно сказать о сельскохозяйственном производстве холдинга?
- Вектор развития остается тот же. Акционеры четко придерживаются позиции, которая была и ранее — это и развитие сырьевой базы, чтобы предприятие могло иметь определенный стратегический запас по зерну, и развитие сельхозпроизводства в целом также как одно из приоритетных направлений.
Буквально месяц назад мы приобрели еще одно сельхозпредприятие — ООО «Дружба» в Шурме, теперь оно тоже входит в наш холдинг, который объединяет уже четыре сельхозпредприятия: «Пригородное», «Рассвет», им. Кирова и «Дружбу». В связи с этим в холдинге в очередной раз увеличивается поголовье скота: сейчас общее стадо 5300 голов, дойных коров около 1900. В сутки холдинг сдает более 37 тонн молока. В сельское хозяйство идут значительные финансовые вложения. В частности, продолжается реконструкция бывшей птицефабрики под животноводство. Закуплено оборудование, идет монтаж. Первые 200 голов скота там уже разместили. Надеемся, что к новому году оттуда пойдет первое молоко.
- И напоследок. Что можно сказать в целом о нынешнем этапе развития алкогольной отрасли в России?
- Мы сейчас в очередном ожидании серьезных перемен в алкогольной отрасли. С 1 января начинает работать Евразийский техрегламент, в котором будут прописаны все требования. Все ГОСТы будут под него подводиться. В нем будут прописаны новые требования ко всем видам продукции: что они из себя должны представлять, какие ингредиенты в себя включать и т.д. И сейчас над этим работают специалисты, чтобы исключить любое двойное толкование каких-то норм. Чтобы не получилось, что производитель трактует какой-то термин так, государственный орган — иначе, а потребитель — еще иначе, исходя из своих додумок. Поэтому нормы документа должны быть четкими и понятными.
Мы тоже принимаем активное участие в рабочей группе при «Росалкогольрегулировании». Работаю в ней я, мой заместитель Андрей Николаевич Алексеев, вносим поправки, которые потом обсуждаются на экспертном совете. Государство сейчас, надо отдать должное, хочет слышать бизнес, до принятия решений идет обсуждение всех основных моментов. Потому что есть понимание — однажды приняв поспешное решение, можно многое потерять.
Беседовал О. СУСЛОПАРОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 50, 14 декабря 2019 г. |