Архитектура храма Троицы Живоначальной г. Уржума (Свято-Троицкого собора)
Архитектура храма Троицы Живоначальной г. Уржума (Свято-Троицкого собора)
Храмы России – это не только архитектурные шедевры, но и важнейшие элементы духовной жизни общества, многовековые намоленные места силы и святости, источники духовной силы и объекты глубокого уважения. Они продолжают объединять людей, независимо от их вероисповедания или убеждений, напоминая о важности сохранения и уважения культурного и исторического наследия. Храмы России – это живой символ вечности и веры.
Более четырёх веков назад в Уржуме, на Богом данном месте, строился, возобновляясь неоднократно, главный городской храм. Первой ставили на территории деревянной крепости в XVI веке «церковь древяну» во имя святителя Николая Чудотворца. В XVII веке её сменил первый каменный соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, вобравший в себя церковь св. Николая Чудотворца как придельную. В 1822 году освящали второй каменный Троицкий собор, построенный вместо обветшавшего, с отдельно стоявшей колокольней.
В конце 1880-х годов именитые граждане города Уржума Вятской губернии и прихожане решили просить Вятскую духовную консисторию о постройке нового здания Свято-Троицкого собора, способного вместить растущее число прихожан. Согласно замыслу заказчиков, одновременно храм должен вмещать до 1800 верующих. Разрешение консистории было получено, и 12 декабря 1889 года она поручила составить проект собора и записку к нему Вятскому гражданскому архитектору Василию Михайловичу Дружинину. В первой половине 1890 года проект был составлен в русско–византийском стиле и утвержден Строительным отделением губернского правления. За составление проекта В.М. Дружинину Уржумским купцом Иваном Васильевичем Бердинским было уплачено 100 рублей. В 1890-м году проект В.М. Дружинина был отправлен в духовную консисторию. После рассмотрения проекта за № 14118 последовало разрешение на строительство. 15 декабря 1893 года епископ Вятский Сергий начертал на титульном листе: «Устройство храма по сему проекту дозволяется». В его чертежах качество подачи проекта, компоновка листов, чистота разрезов, виртуозность отмывки. В мае 1894 года архитектор В.М. Дружинин приехал для отвода места под строительство собора, будучи по должности на посту губернского инженера.
Проект Троицкого собора в г. Уржуме. Арх. В.М. Дружинин. 1890 г. Уржумский музейно-выставочный центр
Закладка собора была произведена 6 августа 1894 года. После чего начались строительные работы. Собор практически был выстроен на деньги верующих. Самое деятельное участие в постройке принимал лесопромышленник Сергей Иванович Стародубцев, ставший церковным старостой Троицкого собора, обязался оплатить все работы по каменной кладке (на которую предполагалось израсходовать полтора миллиона кирпичей). Переписка с чиновниками консистории продолжалась вплоть до 1895 года пока в Уржуме не создали строительный комитет, организовавший сбор средств и контроль над их расходованием. После чего был заключен договор между С.И. Стародубцевым, поверенным церковно-приходского попечительства при соборе, и строительным подрядчиком С.Н. Шапошниковым. Как говорили его современники – старанием С.И. Стародубцева и был воздвигнут собор.
Будучи талантливым инженером, В.М. Дружинин прекрасно понимал закономерности конструктивного решения своего проекта и потому не боялся смелых и необычных для российской глубинки приёмов. Говорят, архитектурная форма красива тогда, когда отражает работу конструкций. Здесь как раз тот случай. Архитектору Дружинину помогал инженер Дружинин, и получилось чудо.
Древняя Русь после крещения стала не только идейным и политическим союзником Византии — вместе с религией государство переняло и христианскую культуру. Поэтому и архитектурные формы для первых русских храмов заимствовали у византийцев. Элементы византийской архитектуры в Троицком соборе — это горизонтальное членение, великолепные карнизы, кирпичный стиль и лаконизм в деталях. Кирпичный стиль в начале XX века стал излюбленным. В соборе это нечто особенное – сочетание двух материалов: глиняного кирпича с опочными резными элементами, красное с белым. Мало того, сам кирпич «играл». Он был неровно обожжён: то темнее, то светлее, и от этого смотрелся ковровой мозаикой. Издали казалось, что стены мерцают, светятся.
Работая над чертежами Свято-Троицкого собора, В.М. Дружинин не только изучал образцы русско–византийского стиля, – следуя эклектической традиции эпохи, он использовал весь свой арсенал знаний об истории русской и мировой архитектуры. Эклектика отличалась тем, что главной движущей силой было творчество, а не ностальгия и стремление к оригинальности.
В плане собор представляет собой почти равноконечный греческий крест, таким образом, площадь его основания относительно невелика, что усложняет конструкцию и требует особого внимания к равновесию внутренних и внешних составляющих. Очень интересно, что в плане чётко читаются четыре башни. Они выходят отдельно четырьмя угловыми звонницами, увенчанными малыми куполами, и вместе с центральным куполом образуют пятиглавие византийского характера. которое символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов, подчеркивая тем самым священность и важность здания как места богослужения и духовного центра. Нижняя часть четырёх угловых башен опирается на внешние стены здания; кроме того, система подпружных арок и полукруглых сводов связывает их с четырьмя несущими столпами–пилонами. Этот прочный каркас позволил отделить большую часть каждой башни от основного объёма храма, что придало его облику не только устремлённость ввысь, но и впечатление надёжности и устойчивости. В свою очередь, башенный комплекс уравновешивает и перераспределяет огромную нагрузку от центрального барабана и сводов собора.
Фасады приделов и алтарной апсиды оформлены полукруглыми арками, что гармонично сочетается с декором главного купола. То же самое можно сказать и об оформлении входного портала и окна алтарной части. Многочисленные детали, украшающие стены, формируют поразительно нарядную и целостную картину несмотря на то, что заимствованы из разных стилей и эпох (интересно, что красные кирпичные элементы в основном имеют горизонтальное расположение, а белые – вертикальное). Выразительная архитектурная пластика и классическое для русской эстетики сочетание красных стен и деталей из известняка (опоки) создаёт поистине праздничный облик храма. Многие украшения фасадов (кольца, "сухарики", кресты) выложены из кирпича и окрашены в белый цвет.
"Византийская" форма окон гармонично сочетается с декоративными арками и крупными оконными проёмами, расположенными выше. Сами окна имеют белые наличники, в центральной части разделённые полуколонками ионического ордера, заимствованными из приёмов классицизма. Окна прорисованы плавными, закругленными линиями.
Вход в храм оформлен белыми полукруглыми арками, над которыми высечены надписи на старославянском языке. Над ними, продолжая вертикаль основного проёма, размещён ярус окон. Оформление входных порталов с восточной стороны повторяется и в декоре алтарной апсиды.
До нашего времени сохранились и оригинальные кованые решётки в верхней части дверного проёма.
Нарядные башни, уравновешивающие центральный барабан и придающие храму неповторимый силуэт, имеют несколько ярусов: нижний соединяет их с основным зданием, следующий – квадратный – служит базой для третьего, выполненного в форме восьмигранника (популярная в русском зодчестве "восьмерик на четверике"). Самым прихотливым выглядит четвёртый уровень, оформленный в виде открытой ротонды, кружевной силуэт которой придаёт лёгкость всей башне. Массивный центральный барабан собора не выглядит громоздким за счёт сложной архитектурной формы и разнообразного декора. Круглый в плане купол обрамляется небольшим фризом с маленькими колоннами, разделёнными изящными розетками из опоки. Далее следует пояс кирпичных арок, разделяющих круг на шестнадцать граней, в каждой из которых размещены высокие окна с подковообразными белыми наличниками, разделённые декоративными полуколонками. Ниже подоконников расположена маленькая галерея с ажурным металлическим ограждением – для наружных ремонтных работ.
Чтобы реализовать столь смелый проект, необходимо было обеспечить всех молящихся светом и воздухом, а также предусмотреть соответствующие акустические возможности. Для этого В.М. Дружинину пришлось использовать весь свой опыт в области архитектуры и инженерного дела. Согласно замыслу архитектора, высокий барабан центрального купола обеспечивает храм светом, воздухом и необходимой акустикой. Над внутренним каменным куполом сооружен большой внешний, почти в два раза выше первого, чтобы храм возвышался над городом. Между внутренним и внешним куполами в барабане купола находится галерея, по которой можно пройти по кругу. Это очень грамотное распределение нагрузки на массив стены. С четырех сторон существуют акустические окна, которые сообщаются с большими фасадными, создавая внутри потрясающий акустический эффект. Звучание с хоров в западном крыле, поддержанное акустическими раковинами, усиливает это впечатление. Даже декор в храме не излишество, он работает.
В угловых сопряжениях нижней части собора, имеющей крестообразную форму, архитектор предусмотрел небольшие диагональные галереи, позволяющие прихожанам пройти от центрального западного портала в любую часть внутреннего пространства. Четыре столпа–пилона и подпружные арки ограничивают основной объём помещения, возвышающегося почти на 12 метров, не считая высоты главного купола. Каждая из сторон храма при этом имеет в длину более 33 метров, что обеспечивает почти тысячу квадратных метров площади.
Очень органично в три придела вписываются иконостасы, имеющие циркульные очертания. Простые геометрические формы (квадрат, круг, куб, шар) - излюбленные приёмы Дружинина. В разных вариациях, в масштабных сочетаниях, порой очень контрастных. Он находит особую музыку в геометрии. Это какой-то фонтан инженерной мысли. Внутреннее пространство храма организовано идеально. Чёткая центрально-осевая композиция влечёт входящего в храм, в подкупольное пространство, ориентируя на главный алтарь. Море света с четырёх сторон и купольного «неба» создают ощущение нереальности.
Помимо эффектной архитектуры и разнообразного декора, возводимый храм представлял интерес и с инженерной точки зрения. Поскольку в нём предполагалось разместить более полутора тысяч молящихся (то есть приблизительно половину населения Уржума), необходимы были специальные коммуникации, обеспечивавшие прихожан свежим воздухом и теплом в зимнее время года. Специальные каналы, предназначенные для этих целей, были спроектированы под полом, а также в шахтах, расположенных в опорных столпах и стенах здания. Духовые печи, обеспечивавшие поступление тёплого воздуха, размещались в подвале, что позволяло не загромождать основное помещение. В 1899 году были доставлены из Казани и установлены на купола семь золочёных крестов, внутри собора сделали опочные полы, украшенные затейливым узором из метлахской плитки. После штукатурных работ во всех трёх приделах разместили иконостасы. Губернский инженер и архитектор Ф.К. Яголковский, находившийся в Уржуме проездом, 8 октября 1899 года, с удовлетворением засвидетельствовал, что все необходимые конструкции в храме выполнены "с мастерством лучшего качества". Итоговая резолюция, подтверждающая завершение строительства и безопасность конструкции собора, гласила, что "не встречается никаких препятствий к открытию в городе Уржуме храма для совершения в нём Священного богослужения". Освящение собора происходило при громадном стечении народа, в первых рядах стояли купцы-благотворители Стародубцевы, Шамовы, Стяжкины, Бушковы. В последующие три года были освящены все приделы нововозведённого собора. Начало богослужений приурочили к Троицкой седмице: 1 июня 1900 года был освящён главный престол – во имя Святой Живоначальной Троицы. Северный придел освятили в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" 30 сентября 1901–го, а южный – во имя святителя Николая Чудотворца – 6 июня 1902 года.
Архитектор В.М. Дружинин курировал свой проект и время от времени приезжал в Уржум – дать необходимые пояснения. Высококачественный кирпич для стройки заготовляли на Белой речке, алебастр доставляли из каменоломен у деревни Красная Гора, а известняк – из деревни Федькино. Белый камень, предназначенный для украшения стен, поступал издалека – с реки Нольки, неподалёку от Сернура (ныне – территория республики Марий Эл).
В начале 1980–х годов кировским архитектором Евгением Геннадиевичем Рупасовым был разработан эскизный проект реставрации Троицкого собора, а также часть научной документации для сохранения его первоначального облика. Активная часть реставрационного проекта пришлась на 1988–1989 годы, когда на средства, выделенные из государственного бюджета, начались восстановительные работы, проводившиеся Уржумским участком Кировских специальных производственных научно–реставрационных мастерских под руководством В.И. Зорина. Существенную роль в возрождении собора сыграли прихожане: инициативная группа под руководством отца Александра (Зверева) приняла деятельное участие в восстановлении и расчистке территории, проделав огромный объём работ. Тщательно проведённая реставрация коснулась многих утрат, понесённых храмом почти за сто лет. В первую очередь была приведена в порядок кладка центрального купола и башенок, дефекты которой могли привести к разрушению этих главных украшений собора. Особого внимания потребовало и покрытие куполов, для которых на Кировском заводе "Электробытприбор" специально наладили производство стальной металлочерепицы. Установка крестов, также изготовленных в областном центре с применением современной технологии гальванизации, состоялась в 1989 году. Это торжество стало значимым событием для духовенства и верующих горожан.
Свято–Троицкий собор — это великолепное здание с потрясающей архитектурой, которое поражает своей оригинальностью, богатством отделки, масштабами и величием, впечатляет грандиозностью и красотой. Архитектура и атмосфера Собора не может не потрясти, он прекрасен и при свете дня и ночью, когда со всех сторон окутан мягким светом фонарей.
Автор Владимир Пинаев
Сегодня приход Свято–Троицкого собора, как и сто лет назад, живёт полной жизнью. Большой городской храм в наши дни вновь обрёл былое величие и статус кафедрального собора Уржумской епархии.
Источники: 1. Безверхова Л. Б. (кандидат архитектуры, доцент, член Союза архитекторов России) Архитектурные этюды: Сборник статей / ФГБОУ высшего образования «Вятский государственный университет», факультет строительства и архитектуры, кафедра архитектуры и градостроительства. - Киров: Буквица, 2017. - 176 с. 2. Студворк https://studwork.ru/ 3. "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №311, 2018 г. 4. Вятская Переправа http://sobor–urzhum.ucoz.ru/ 5. Уржум. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. https://sobory.ru/ 6. Фото из открытых источников интернета