Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [126]
Археология [31]
Архитектура [19]
Великая Отечественная война [148]
Военачальники, генералы [39]
Военная служба [18]
Военные истории [18]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [39]
Годы революции и гражданской войны [68]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [52]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [74]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [54]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [7]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [315]
Лесное хозяйство [26]
Медицина [84]
Монастыри, церкви, часовни [51]
Музеи [50]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [220]
Правопорядок, спецслужбы [136]
Православная страница [132]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [20]
Приют, Детские дома [8]
Промыслы, ремёсла [45]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [236]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [69]
Судьбы [227]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [14]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [57]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [47]
Учёные, инженеры, конструктора [109]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В ТЮМ-ТЮМЕ ОТ ГУННОВ СПАСАЛИСЬ САРМАТЫ?

В ТЮМ-ТЮМЕ ОТ ГУННОВ СПАСАЛИСЬ САРМАТЫ?

Недавно в районную библиотеку поступила книга: С.В. Ошибкина. Вятские древности: могильник Тюм-Тюм III-IV вв. Материалы охранных исследований. Том 13. - М.: Институт археологии РАН, 2010 г. В роскошно иллюстрированном издании анализируются итоги раскопок на этом могильнике в 1970-83 гг. Работали там, кстати, в основном кировские археологи И.И. Стефанова и М.И. Трефц, а организационную часть в основном взял на себя покойный ныне кировский историк профессор А.В. Эмаусский. (Это люди, хорошо знакомые автору данной рецензии, поскольку он был их студентом. Только раскапывали мы с М.И. Трефц не азелинский Тюм-Тюм, а Буй II за мостом через Вятку.)

Сам могильник был открыт археологом О.Н. Бадером ещё в 1931 г. Первые раскопки в 1956 г. здесь провёл А.Х. Халиков из Йошкар-Олы. Но сначала раскопали только марийское кладбище XVIII века и решили, что под ним ничего больше нет. Инициаторами продолжения раскопок выступили директор нашего краеведческого музея Н.Н. Арбузова и областное отделении Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.

В книге С.В. Ошибкиной подробно описаны все все 78 погребений раннего железного века. Могильник принадлежит Азелинской культуре. Ранее считалось, что азелинцы — это предки удмуртов. Сейчас полагают, что это — предки всё-таки марийцев. Рядом с Тюм-Тюмским могильником было и селище, но оно не раскапывалось. Городищ азелинцы почти не строили.

Принадлежность древнейшего населения Тюм-Тюма к азелинской культуре не вызывает сомнения у археологов. Но сам инвентарь могильника не типичен для азелинцев. Этот могильник, оказывается, один из самих ранних памятников Азелинской культуры. Основной отраслью хозяйства в Тюм-Тюме было разведение коней и овец. Это видно по инвентарю погребений (ткани, амулеты, остатки упряжи и т. д.). Собственно, древние финно-угры сами по себе были степняками, веками продвигаясь от лесостепей Прибайкалья (где их древняя родина) до дремучих лесов бассейна Волги. Однако в могилах Тюм-Тюма есть предметы, не типичные для других азелинских памятников — ритуальные бронзовые колокольчики, бронзовые котлы, деревянные сосуды с серебряной обкладкой, длинные обоюдоострые кавалерийские мечи без навершия и перекрестия, кинжалы в костяных ножнах, привязанные к бедру умерших воинов. Зато эти предметы типичны для сарматов — индоевропейских восточно-иранских племён в степях между Доном и Иртышом. Археологи доказывают, что материалы из Тюм-Тюма имеют не случайное, а именно системное сходство с памятниками позднесарматской культуры Южного Приуралья. Сарматы (племя аланов) — предки современных осетин.

Конечно, инвентарь может быть результатом оживлённой торговли с соседями, их культурного влияния на местную знать. А знать в древнем Тюм-Тюме, судя по характеру захоронений в центре могильника, уже выделялась. Так, древних славян Черняховской культуры рубежа тысячелетий на Днепре и Днестре тоже путали с сарматами и с готами, пока не изучили их хозяйственный уклад и могилы простолюдинов.

Могилы в Тюм-Тюме были финно-угорские, без катакомб и без курганов. Но положение трупов не азелинское. Оно скорее сделано по сарматскому обряду. Могильник существовал недолго. Видимо, местные жители ушли отсюда в другие места.

В эпоху, когда возник Тюм-Тюмский могильник, сарматов вытеснили из степей новые завоеватели. Это были гунны — предки отчасти монголов и башкир, отчасти венгров и даже южных немцев.

Мундзук и Аттила ешё не родились и не повели свои орды на Рим, но их прадеды вытеснили сарматов из степей Прикамья. Часть ираноязычных кочевников осела среди азелинцев, тогда ещё скотоводческого по преимуществу народа. Какая-то группа сарматов, видимо, смешалась с азелинским населением в том числе и на селище «Корни дуба» (так С.В. Ошибкина переводит название Тюм-Тюм). Так что в крови большинства марийцев есть примесь «арийской», то есть древней иранской крови. (Арья — самоназвание древних иранцев и индийцев, ветвей некогда единого народа, вышедшего из степей Дона и Прикубанья. Слово Ариана постепенно стало произноситься как Иран.) Вообще древние финно-угры были ярко выраженными монголоидами, а современные — контактная и даже «нордическая» раса (ливы, эстонцы, карелы, вепсы, финны, венгры). Однако между жителями древнего Тюм-Тюма и марийцами как этносом — около тысячи лет. И археологи непосредственную преемственную связь азелинцев с современными марийцами допускают, как сказано в данной книге, лишь «с известными оговорками»...

А. Иконников.

Источник: "Кировская искра", №101 от 23 августа 2011

Категория: Археология | Добавил: Георгич (15.11.2018)
Просмотров: 491 | Теги: кировская область, Уржум, Тюм-Тюм, сарматы, археология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта