В ТЮМ-ТЮМЕ ОТ ГУННОВ СПАСАЛИСЬ САРМАТЫ?
Недавно в районную библиотеку поступила книга: С.В. Ошибкина. Вятские древности: могильник Тюм-Тюм III-IV вв. Материалы охранных исследований. Том 13. - М.: Институт археологии РАН, 2010 г. В роскошно иллюстрированном издании анализируются итоги раскопок на этом могильнике в 1970-83 гг. Работали там, кстати, в основном кировские археологи И.И. Стефанова и М.И. Трефц, а организационную часть в основном взял на себя покойный ныне кировский историк профессор А.В. Эмаусский. (Это люди, хорошо знакомые автору данной рецензии, поскольку он был их студентом. Только раскапывали мы с М.И. Трефц не азелинский Тюм-Тюм, а Буй II за мостом через Вятку.)
Сам могильник был открыт археологом О.Н. Бадером ещё в 1931 г. Первые раскопки в 1956 г. здесь провёл А.Х. Халиков из Йошкар-Олы. Но сначала раскопали только марийское кладбище XVIII века и решили, что под ним ничего больше нет. Инициаторами продолжения раскопок выступили директор нашего краеведческого музея Н.Н. Арбузова и областное отделении Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.
В книге С.В. Ошибкиной подробно описаны все все 78 погребений раннего железного века. Могильник принадлежит Азелинской культуре. Ранее считалось, что азелинцы — это предки удмуртов. Сейчас полагают, что это — предки всё-таки марийцев. Рядом с Тюм-Тюмским могильником было и селище, но оно не раскапывалось. Городищ азелинцы почти не строили.
Принадлежность древнейшего населения Тюм-Тюма к азелинской культуре не вызывает сомнения у археологов. Но сам инвентарь могильника не типичен для азелинцев. Этот могильник, оказывается, один из самих ранних памятников Азелинской культуры. Основной отраслью хозяйства в Тюм-Тюме было разведение коней и овец. Это видно по инвентарю погребений (ткани, амулеты, остатки упряжи и т. д.). Собственно, древние финно-угры сами по себе были степняками, веками продвигаясь от лесостепей Прибайкалья (где их древняя родина) до дремучих лесов бассейна Волги. Однако в могилах Тюм-Тюма есть предметы, не типичные для других азелинских памятников — ритуальные бронзовые колокольчики, бронзовые котлы, деревянные сосуды с серебряной обкладкой, длинные обоюдоострые кавалерийские мечи без навершия и перекрестия, кинжалы в костяных ножнах, привязанные к бедру умерших воинов. Зато эти предметы типичны для сарматов — индоевропейских восточно-иранских племён в степях между Доном и Иртышом. Археологи доказывают, что материалы из Тюм-Тюма имеют не случайное, а именно системное сходство с памятниками позднесарматской культуры Южного Приуралья. Сарматы (племя аланов) — предки современных осетин.
Конечно, инвентарь может быть результатом оживлённой торговли с соседями, их культурного влияния на местную знать. А знать в древнем Тюм-Тюме, судя по характеру захоронений в центре могильника, уже выделялась. Так, древних славян Черняховской культуры рубежа тысячелетий на Днепре и Днестре тоже путали с сарматами и с готами, пока не изучили их хозяйственный уклад и могилы простолюдинов.
Могилы в Тюм-Тюме были финно-угорские, без катакомб и без курганов. Но положение трупов не азелинское. Оно скорее сделано по сарматскому обряду. Могильник существовал недолго. Видимо, местные жители ушли отсюда в другие места.
В эпоху, когда возник Тюм-Тюмский могильник, сарматов вытеснили из степей новые завоеватели. Это были гунны — предки отчасти монголов и башкир, отчасти венгров и даже южных немцев.
Мундзук и Аттила ешё не родились и не повели свои орды на Рим, но их прадеды вытеснили сарматов из степей Прикамья. Часть ираноязычных кочевников осела среди азелинцев, тогда ещё скотоводческого по преимуществу народа. Какая-то группа сарматов, видимо, смешалась с азелинским населением в том числе и на селище «Корни дуба» (так С.В. Ошибкина переводит название Тюм-Тюм). Так что в крови большинства марийцев есть примесь «арийской», то есть древней иранской крови. (Арья — самоназвание древних иранцев и индийцев, ветвей некогда единого народа, вышедшего из степей Дона и Прикубанья. Слово Ариана постепенно стало произноситься как Иран.) Вообще древние финно-угры были ярко выраженными монголоидами, а современные — контактная и даже «нордическая» раса (ливы, эстонцы, карелы, вепсы, финны, венгры). Однако между жителями древнего Тюм-Тюма и марийцами как этносом — около тысячи лет. И археологи непосредственную преемственную связь азелинцев с современными марийцами допускают, как сказано в данной книге, лишь «с известными оговорками»...
А. Иконников.
Источник: "Кировская искра", №101 от 23 августа 2011 |