Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [119]
Археология [20]
Великая Отечественная война [143]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [34]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [49]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [71]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [53]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [319]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [80]
Монастыри, церкви, часовни [53]
Музеи [48]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [213]
Правопорядок, спецслужбы [133]
Православная страница [128]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [19]
Приют, Детские дома [5]
Промыслы, ремёсла [43]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [228]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [222]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [13]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [50]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [102]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ШЕВНИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ
ШЕВНИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ

Знакомим читателя с ещё двумя рассказами и стихами лопьяльского поэта Андрея Платоновича Грудцы­на, опубликованными в вятских газе­тах в конце 19 - начале 20 века.


В 6 или 7 верстах от города Уржума между деревнями Шев­нины и Бажины на высокой горе, выходящей треугольником к реке Уржумке, при крутом ее по­вороте на север, к городу Уржу­му, на конусообразном мысу на­ходится древнее городище.
Здесь нет каких-либо постро­ек, свидетельствующих о пре­бывании людей в былые време­на; только большой ров на вос­точной стороне мыса, обнесен­ный земляным валом, говорит о том, что это место некогда было обитаемо. По словам народно­го учителя Н.И. Мышкина, обо­зревавшего городище еще в 1873 году, на этом месте жили люди, числом до 300 человек, но како­го они были племени - учитель не знает.
Место городища все изры­то, ископано кладоискателями - местными жителями. По преда­нию, здесь жили отпрыски шай­ки разбойников Стеньки Рази­на, которые по временам дела­ли набеги и грабили. По другим рассказам, это городище было в свое время как сторожевой пункт от набегов казанских татар во времена их владычества.
Среди народа до сих пор хо­дит много легендарных сказаний о том, что на Шевнинском горо­дище зарыта в подземном под­вале железная сороковая бочка с золотом; но к золоту с течением времени «прикачнулись» черти и караулят деньги, да двухпудо­вой гирей в бочку поколачивают.
Некоторые старики, что в со­рочке родились, слыхали это по­стукивание, которое происхо­дит будто бы в ночь на св. пас­ху до первого пения полуноч­ных петухов.
В ночь же на Ивана Купала на городище каждого дне слы­шится звон золота. Но те стари­ки, что в сорочке родились, дав­но уже убрались на тот свет, и кости их сгнили на Митрофановском кладбище города Уржу­ма. Однако их потомки время от времени в ночь на Ивана Купа­ла все еще роются на городище, но докопаться до заколдованно­го подвала, где на железных це­пях подвешена бочка с золотом, не могут.
Не очень давно один ста­рик - солдат, производя раскоп­ки на городище в ночь на Ивана Купала, помешался. Он, судя по его несвязным рассказам, видел что-то необыкновенное - огонь и другие ужасы. Несчастный кла­докопатель удавился на возжах в своем молотильном сарае. А все ведь говорил: «Накопаться бы на бочку с золотом, построил бы храм Божий и бедной вдове Шаронихе купил бы корову...»
Смотря на ямы Шев­нинского городища, не­вольно думаешь: сколь­ко тут потеряно времени на розыски клада. Почва здесь каменистая, твердая. Запустят кладоискатели ночью в недра земли железный прут - и слышат звон. Раскопают с суеверным ужасом глубокую яму, а тут вместо бочки с золо­том мелкий камешник да глина. Труды пропали даром.
При этом следует заметить, что при каждом отдельном слу­чае раскопок кладоискатели должны подыскивать черно­книжника, знающего отговоры от «беса полуденного», стере­гущего деньги. А такому чер­нокнижнику уплачивается не­сколько рублей за труды. При неудавшейся же раскопке чер­нокнижник всегда найдет отго­ворку: то петухи рано на дерев­не запели, к ненастью, должно быть, то запоздали выйти и па­поротник уже процвел, то собака не в пору завыла, то кто-нибудь из копающих струсил, спасаясь привидения, и помянул Бога, а это для чернокнижника не годит­ся - заговор теряет силу...
А. ГРУДЦЫН
Вятский вестник,
1905 год, №57.
Источник: ­«КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 50. 14 декабря 2024 г.
Категория: Археология | Добавил: Георгич (24.12.2024)
Просмотров: 48 | Теги: Уржум, Грудцын, городище, Шевнино, рассказы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта