ШЕВНИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Знакомим читателя с ещё двумя рассказами и стихами лопьяльского поэта Андрея Платоновича Грудцына, опубликованными в вятских газетах в конце 19 - начале 20 века.

В 6 или 7 верстах от города Уржума между деревнями Шевнины и Бажины на высокой горе, выходящей треугольником к реке Уржумке, при крутом ее повороте на север, к городу Уржуму, на конусообразном мысу находится древнее городище.
Здесь нет каких-либо построек, свидетельствующих о пребывании людей в былые времена; только большой ров на восточной стороне мыса, обнесенный земляным валом, говорит о том, что это место некогда было обитаемо. По словам народного учителя Н.И. Мышкина, обозревавшего городище еще в 1873 году, на этом месте жили люди, числом до 300 человек, но какого они были племени - учитель не знает.
Место городища все изрыто, ископано кладоискателями - местными жителями. По преданию, здесь жили отпрыски шайки разбойников Стеньки Разина, которые по временам делали набеги и грабили. По другим рассказам, это городище было в свое время как сторожевой пункт от набегов казанских татар во времена их владычества.
Среди народа до сих пор ходит много легендарных сказаний о том, что на Шевнинском городище зарыта в подземном подвале железная сороковая бочка с золотом; но к золоту с течением времени «прикачнулись» черти и караулят деньги, да двухпудовой гирей в бочку поколачивают.
Некоторые старики, что в сорочке родились, слыхали это постукивание, которое происходит будто бы в ночь на св. пасху до первого пения полуночных петухов.
В ночь же на Ивана Купала на городище каждого дне слышится звон золота. Но те старики, что в сорочке родились, давно уже убрались на тот свет, и кости их сгнили на Митрофановском кладбище города Уржума. Однако их потомки время от времени в ночь на Ивана Купала все еще роются на городище, но докопаться до заколдованного подвала, где на железных цепях подвешена бочка с золотом, не могут.
Не очень давно один старик - солдат, производя раскопки на городище в ночь на Ивана Купала, помешался. Он, судя по его несвязным рассказам, видел что-то необыкновенное - огонь и другие ужасы. Несчастный кладокопатель удавился на возжах в своем молотильном сарае. А все ведь говорил: «Накопаться бы на бочку с золотом, построил бы храм Божий и бедной вдове Шаронихе купил бы корову...»
Смотря на ямы Шевнинского городища, невольно думаешь: сколько тут потеряно времени на розыски клада. Почва здесь каменистая, твердая. Запустят кладоискатели ночью в недра земли железный прут - и слышат звон. Раскопают с суеверным ужасом глубокую яму, а тут вместо бочки с золотом мелкий камешник да глина. Труды пропали даром.
При этом следует заметить, что при каждом отдельном случае раскопок кладоискатели должны подыскивать чернокнижника, знающего отговоры от «беса полуденного», стерегущего деньги. А такому чернокнижнику уплачивается несколько рублей за труды. При неудавшейся же раскопке чернокнижник всегда найдет отговорку: то петухи рано на деревне запели, к ненастью, должно быть, то запоздали выйти и папоротник уже процвел, то собака не в пору завыла, то кто-нибудь из копающих струсил, спасаясь привидения, и помянул Бога, а это для чернокнижника не годится - заговор теряет силу...
А. ГРУДЦЫН
Вятский вестник,
1905 год, №57.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 50. 14 декабря 2024 г. |