Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [76]
Военная служба [9]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [31]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [42]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [105]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [167]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [182]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Археология

Древний марийский могильник Кадочниковский

Древний марийский могильник Кадочниковский

И холодный могильник, как пламень,
Обожжет страшной тайной ладонь,
Чешуей, что впечатана в камень,
Высекавшим когда-то огонь...
Виктор Балдоржиев

В 1989 году поступила информация от Госавтодора о том, что при прокладке трассы Шурма-Лазаревское в Уржумском районе Кировской области, при земельных работах, дорожниками был обнаружен значительный по площади древний могильник, с богатым погребальным инвентарём, ориентировочно, отнесенный к дохристианской эпохе, к культуре т.н. «луговых мари» (выходцы из финно-угорской языковой группы).

В июле-августе 1990 г. начались рекогносцировочные раскопки в центральной части могильника, примыкающей к построенному уже дорожному полотну. К сожалению, в ходе предварительного осмотра археологического объекта археологи констатировали факт полного разрушения центральной, самой интересной части могильника, в связи с прокладкой дорожного полотна.

В результате раскопок было выявлено несколько рядов погребений, по инвентарю датированных XIV-XVII вв н.э. Глубина захоронений варьировала от 25 до 60 см., антропометрические данные свидетельствовали о принадлежности погребенных к племени луговых мари.

Людмила Александровна Сенникова, научный сотрудник отдела краеведения Кировского областного краеведческого музея, руководила раскопками Кадочниковского могильника и выступила соавтором научной монографии «Вятские марийцы». Многолетняя работа с уникальным археологическим и этнографическим материалом позволила говорить об обнаружении новой, ранее неизвестной группы марийских племен: «В исторической науке и в этнографии тоже, среди археологов велась дискуссия о том, что мы знаем луговых марийцев, знаем горных марийцев, и как бы существовала или нет, группа Вятские марийцы на археологическом материале эта группа слабо прослеживалась – но большие раскопки показали, что эта группа всё-таки археологически и этнографически выделяется».

Название могильнику дала деревня Кадочники, расположенная в 170-200 метрах (ныне не существующая). Кадочниковсий могильник находится на правом берегу реки Шурминки недалеко от д. Кадочники, в Уржумском районе Кировской области. Могильник занимает край невысокой (до 3 м) пологой террасы, ограниченной с юга неглубоким логом. В 300 метрах от могильника расположена священная марийская роща. В 1990-1991 году могильник был раскопан археологической экспедицией. До этого ночью тайно туда приходили в определенные дни жители, верившие в древних богов. И на капище совершали свои обряды.

Преимущественно работы велись в рамках совместных проектов с Госавтодором, который осуществлял финансирование археологических раскопок на объектах, расположенных в местах предполагаемой прокладки новых автомобильных трасс, либо случайно обнаруженных в ходе земельных работ при строительстве дорожного полотна.

В непосредственной близости от могильника расположено сакральное место марийцев —«Священная роща», в которой время от времени проводятся поминальные ритуалы. По словам местных жителей, тех, кто приходит разорять место погребения древних, оно изгоняет. Считается аномальной зоной. Насколько функционально данное место в настоящий момент, сказать сложно, но при осмотре рощи в 1990 г. нами были обнаружены следующие особенности:

- состав пород: преимущественно лиственные (берёза, осина),

- конфигурация рощи: практически идеальный круг правильных пропорций,

- возраст деревьев: до 70-100 лет,

- многие деревья имеют сильно деформированные стволы и ветви, характер деформаций не связан с воздействием человека: ветви многих деревьев растут перпендикулярно стволу, затем изгибаются на 90 градусов вверх, при этом деформации подвержены не только старые деревья, но и достаточно молодые,

- при нахождении в роще у всех без исключения людей возникает ощущение присутствия некой невидимой силы, как бы «эффект присутствия», не связанный с предубежденностью визитёров,

- в роще не селятся птицы и млекопитающие,

- в центральной части рощи расположена круглая поляна, с одной стороны ограниченная старой берёзой, также с деформированным стволом и кроной. На берёзе на момент нашего посещения были развешены марийские полотенца. Вероятно это—результат проведённого здесь недавно языческого обряда.

Так или иначе, но в роще неприятно находиться, ощущение возникает такое, что за тобой что-то или кто-то пристально наблюдает. Это не тот лес, в котором можно прогуливаться, получая удовольствие…

Лагерь экспедиции был расположен на некотором удалении от рощи и могильника, примерно в полутора километрах к северу, на опушке леса, в живописном места. Поблизости от лагеря находился родник и небольшая речка Шурминка.

При раскопках были обнаружены многочисленные погребения с богатым инвентарём. Внимание привлекали бронзовые перстни с магическими знаками и изображениями языческих божков. Чаще всего встречались изображения, призванные отпугивать Шайтана (чёрта), по мнению марийцев похищающего иногда души умерших.

В ходе археологических раскопок на Кадочниковском могильнике было найдено более 140 монет. Среди них были и уникальные, например, это копейка народного ополчения Минина и Пожарского, чеканенная в Ярославле в 1612 году.


Копейка народного ополчения Минина и Пожарского, чеканенная в Ярославле в 1612 году.

Нумизматический материал стал предметом исследования для Елены Мокеровой - признанного специалиста в сфере истории денежного обращения: «У финно-угров особое отношение к монетам – не всегда как к денежным знакам они монетам придают магические свойства, часто монеты превращались в украшения – потом монета выполняет и функцию общественного престижа она показывает, насколько богата семья, если она используется в украшении». Ее исследования составили особый раздел издания. Например, необычны находки немецких счетных жетонов 17 - 18 веков, которые говорят об обширной торговле вятских марийцев с Западной Европой. На экспорт шло зерно, меха. Торговля велась через Архангельск. Часто немецкие жетоны превращались в элементы украшений марийских женщин.

В одном из погребений был найден скелет высокого мужчины с чертами, не характерными для марийцев. Судя по всему, это был славянин весьма высокого роста, его сопровождал большой боевой нож, изготовленный из железа. Также были найдены несколько погребений со следами поминальных кострищ и с костями домашних животных в заполнении могильных ям, что указывает на проведение магических обрядов в момент захоронения.

Кадочниковский могильник поставил перед учеными еще одну загадку - если принято считать, что в древности марийцы отличались невысоким ростом до 160 сантиметров, то среди вятских марийцев при раскопках были обнаружены просто великаны ростом около двух метров - и это вызывало удивление не только археологов, но и местных жителей, марийцев. Презентованные в библиотеке имени Герцена издания позволят читателям заглянуть вглубь веков - вплоть до 1 века нашей эры. Кстати, в краеведческом музее на витринах можно увидеть экспонаты - подробное описание которых дается в этих уникальных изданиях по археологии и этнографии Вятской земли.

Вскрыто 1300 кв. метров площади, выявлено 153 погребения. Погребенные сориентированы головой на ССЗ. Обнаружены фрагменты женских головных уборов, украшений женского костюма, небольшой набор орудий труда. Многие костяки были заключены в специальную погребальную конструкцию (гробовище) из четырех досок.

Книга — «Вятские марийцы в XVI-XVIII вв.» (по материалам Кадочниковского могильника), авторы которой И. Г. Шапран и Л. А. Сенникова — посвящена материалам раскопок Кадочниковского могильника, являющийся одним из погребальных памятников вятских марийцев нового времени, обследованного в ходе спасательных работ в Уржумском районе в 1990-1991 г. археологической экспедицией Кировского областного краеведческого музея под руководством Людмилы Александровны Сенниковой. В книге представлена история изучения марийских памятников позднего средневековья и нового времени в бассейне р. Вятки, рассказывается об открытии и методике исследования Кадочниковского могильника, о погребальном обряде Кадочниковского могильника и др.

Как рассказала Людмила Александровна, в Кировской области марийских могильников обнаружено немного — 4-5. Например, в дер. Греково Тужинского района вскрыто более 300 марийских погребений. В Тюм-Тюмских могильниках были найдены фигурки лошадей, относящиеся к 5 веку н.э., украшения — тонкие бронзовые пластины. Как правило, в могильниках хорошо сохраняется бронза, кожа, а кости превращаются в тлен.

Раскопки и без мистики?

Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье.
Иван Бунин

Когда группа археологов стала изучать это место захоронения, исследователей стали окружать странные, а порой и страшные события.

Участники раскопок утверждают, что слышали голоса, и наблюдали силуэты. При нахождении в роще у всех без исключения людей возникает ощущение присутствия некой невидимой силы, как бы «эффект присутствия», не связанный с предубежденностью визитёров.

Далее мы представим Вам для размышлений воспоминания одного из участников Кадочниковской археологической экспедиции.

Волею судьбы мне довелось работать в течение ряда лет в Кировском областном краеведческом музее, в отделе археологии. Помимо камеральной работы, мы ежегодно отправлялись в экспедиции с целью изучения археологических памятников, раскопок поселений древнего человека, языческих и ранне-христианских могильников.

Итак, иногда в ходе раскопок мы сталкивались с явлениями, мягко говоря, выходящими за рамки обыденности, порой приводящими к драматическим последствиям. Так, в результате подобного явления фактически были парализованы раскопки в 1990-91 годах на территории древнего марийского могильника, названного нами «Кадочниковский».

В первый же день, когда был поставлен лагерь, произошло первое ЧП (я бы назвал его знаковым явлением): вечером, когда все сидели у костра, в условиях полного штиля прямо поперёк лагеря, чуть не задев палатки, рухнула огромная старая пихта. Дерево неожиданно треснуло у самой земли, прямо за нашими спинами, и медленно рухнуло поперёк поляны. Распиловка его заняла много времени.

Несколькими днями позже, когда были найдены и вскрыты первые погребения на могильнике, у членов экспедиции появились слуховые галлюцинации. Неоднократно при попытках набрать воды в источнике, расположенном буквально в 50 м. от лагеря, в склоне оврага, в лесу, сотрудники экспедиции в ужасе бежали обратно в лагерь, кинув вёдра, и наотрез отказывались возвращаться обратно. Никто не описывал причину своих страхов, так как боялись выглядеть глупо. Просто речь шла о том, что в лесу ЧТО-ТО, или КТО-ТО есть. При всём скептицизме, коллектив экспедиции начал понемногу впадать в депрессивное состояние.

В очередной раз, когда я пошёл за водой на родник, услышал странный голос, который звал меня откуда-то из леса по имени. Вначале я решил, что это кто-то из ребят меня разыгрывает, и не придал никакого значения услышанному. Но голос вновь повторил моё имя, на это раз уже в другой тональности. Затем этот голос стал трансформироваться то в мужской, то в женский, то в детский. Голос как бы звучал уже не где-то в лесу, а непосредственно в моей голове, его требования были всё навязчивей и навязчивей. У меня возникло желание уйти в лес, повинуясь этим голосам… Набрав воды, собрав всю свою волю, я вернулся в лагерь в некоторой задумчивости. При этом обратил внимание на то, что абсолютно все члены экспедиции сидели у костра на построенной нами накануне «кухне». То есть, из числа участников экспедиции в лесу на тот момент никого не было. Я успокоил себя мыслью о том, что это просто слуховые галлюцинации, вызванные жарой и переутомлением на раскопках.

Однако, в течение нескольких последующих дней голоса неотрывно следовали за мной, и всякий раз обнаруживали себя при моих попытках набрать воды из источника. Я решил поинтересоваться у других членов экспедиции о том, слышат ли они нечто подобное в этом месте, и все в один голос утверждали, что слышат странные голоса, которые называют их по имени, при этом возникает ощущение ужаса, сильная слабость, желание углубиться в лес… Таким образом, стало известно, что все члены экспедиции столкнулись в одном и том же месте со слуховыми галлюцинациями. Мы решили проверить, возникнет ли подобное явление, если за водой спустятся сразу несколько человек. И этот эксперимент чуть не стоил нам жизни! Когда мы втроём пошли на родник, неожиданно произошло буквально следующее: в ясный безветренный день прямо над нашими головами в лесу началась настоящая буря, с высоких сосен и пихт полетели на наши головы огромные сухие ветви, в лесу стоял жуткий треск и грохот, было ощущение того, что происходит настоящий ураган… Сильных травм удалось избежать только благодаря тому, что мы молниеносно взобрались обратно в лагерь, и на всякий случай отбежали от этого места как можно дальше. Так что, нам удалось отделаться лишь ссадинами и незначительными ушибами. При этом погода стояла совершенно ясная и безветренная.

На следующий день к нам на раскоп прибежала девушка, которая была оставлена в лагере в качестве дежурного: на её лице был запечатлен сильный ужас. Мы решили, что она нас разыгрывает, но когда вернулись в лагерь, обнаружили полный беспорядок и признаки какой-то борьбы: все вещи и продукты были разбросаны по поляне, как будто на лагерь кто-то совершил набег. Придя в себя, девушка рассказала нам о том, что вначале услышала какие-то голоса, но игнорировала их. Затем подул сильный ветер, начался настоящий ураган, и в этот момент она почувствовала, что находится на поляне не одна! Какая-то огромная фигура возникла на окраине леса, в том месте, где стояла упавшая ранее пихта. Она описала фигуру как призрак человека высотой около 3-х метров, в чёрном балахоне с накинутым на голову капюшоном.

Мы сочли её объяснения совершенно невероятными, однако нас смутило то обстоятельство, что в лагере было сыро, как будто только что прошёл дождь (чего быть не могло по определению, ибо стояла жаркая сухая погода, невыносимая жара выше 30-ти градусов в течение уже нескольких дней). Кроме того, на т. н. «камеральной» палатке, где хранились находки с могильника, была отчетливо видна странная деформация, как будто кто-то с невероятной силой стукнул по ткани изнутри палатки, но направление удара было СНИЗУ, как бы из-под земли. В таком месте человек не мог бы произвести удар по данной траектории… Количество тайн росло, а заодно и возрастали наши опасения.

С тех пор, как столкнулся со странными голосами, я стал замечать за собой беспричинные приступы агрессивности, для меня не характерные, с каждым днём я чувствовал себя всё хуже и хуже, как если бы меня покидала энергия. Сильная слабость без каких бы то ни было видимых причин стала в нашем лагере повальным явлением.

После инцидента с нашей сотрудницей, мы на всякий случай оставляли в лагере по двое дежурных.

 

Вслед за слуховыми галлюцинациями у сотрудников экспедиции всё чаще стали появляться и визуальные. Например, во время очередного похода за водой на родник, я вдруг почувствовал, что за мной пристально наблюдают. Боковым зрением я увидел буквально следующее: на высоте 5-7 м от поверхности земли передвигалось какое-то тёмное пятно, отдалённо напоминающее человека, укутанного в ткань, очертания его были слегка размыты, но при движении НЕЧТО трансформировало пространство перед собой, и стволы деревьев как бы деформировались, визуально это выглядело как на отражении в воде… Пространство расплывалось неподалёку от меня, как на водной глади при лёгкой волне, и чёрный силуэт скользил сквозь древесные стволы и ветви. Глядя на происходящее уже в упор, я оцепенел от ужаса, испытал ощущение сильного холода и слабости. Галлюцинация длилась, вероятно, совсем недолго, возможно, секунды 4-5, но по моему внутреннему ощущению время как бы растянулось, остановилось, и я не мог оторвать взгляд от происходящего. Вернулся я в лагерь совершенно бледный и с трясущимися руками, без ведра и в задумчивости. На многочисленные вопросы о том, что со мной приключилось, я ничего не ответил, опасаясь возникновения паники в отряде.

В последующие дни произошло следующее: во время похода за водой начальница экспедиции подвернула ногу (возможно, в испуге пыталась убежать в лагерь, но по спешке оступилась). Ей пришлось выехать в Киров, на это время на меня были возложены обязанности руководителя экспедиции. Раскопки на могильнике продвигались весьма успешно, были обнаружены многочисленные погребения с богатым инвентарём. Внимание привлекали бронзовые перстни с магическими знаками и изображениями языческих божков. Чаще всего встречались изображения, призванные отпугивать Шайтана (чёрта), по мнению марийцев похищающего иногда души умерших. В одном из погребений был найден скелет высокого мужчины с чертами, не характерными для марийцев. Судя по всему, это был славянин весьма высокого роста, его сопровождал большой боевой нож, изготовленный из железа. Также были найдены несколько погребений со следами поминальных кострищ и с костями домашних животных в заполнении могильных ям, что указывает на проведение магических обрядов в момент захоронения.

В отличие от остальных членов экспедиции, девушка, ранее напуганная появлением фигуры в чёрном балахоне, попыталась начать общение с пришельцем, и это ей удалось! Она рассказала мне о том, что, постоянно находясь в лагере (она работала экспедиционным поваром) чувствовала присутствие поблизости незнакомца, и, в конце концов, решила начать с ним диалог. Отойдя в сторону от лагеря и углубившись в лес, она мысленно попросила у него разрешение задать вопрос. Вначале не последовало никакого ответа, лишь непонятным образом от куста отклонилась в её сторону ветка со спелыми ягодами малины, как бы предлагая попробовать её. Затем по пути следования девушки ветки начали расступаться, образуя широкую тропу. А далее она почувствовала, что может задавать свои вопросы незнакомцу. Ниже приведён их диалог:

- Извините, что я вторглась в ваши владения, но я так напугана всем тем, что было, что мне нужно знать, кто Вы,
- Я не причиню тебе никакого вреда, - ответил глухой мужской голос.
- Кто Вы: человек, призрак, пришелец из космоса?
- Это не так важно, я жил здесь когда-то, но душа моя не получила права покинуть этот мир, и многие сотни лет я вынужден скитаться в вашем мире…
- Как я могу обращаться к Вам, у Вас есть имя?
- Называй меня так, как сочтёшь необходимым, - ответил призрак.
- Можно, буду называть Вас Кереметь?
- Хорошо, можно и так;
- Вам скучно здесь, наверное, одному?
- Да, я всегда один, мне не с кем общаться, и вот приехали вы… Но вы потревожили могилы моих современников, и это приведёт вас к страшным последствиям.
- Вы будете мстить нам за это?
- Нет, не я, но меня просили остановить вас.
- Хорошо, я передам вашу просьбу, - ответила девушка; - как я смогу Вас найти, если станет скучно и захочется пообщаться?
- Просто позови меня. И я тотчас же буду рядом…

После некоторых колебаний девушка передала мне содержание своей беседы с призраком. Также в ходе бесед с ним её удалось узнать о том, что для того, чтобы материализоваться в нашем мире, им необходимо получить значительное количество нашей энергии, и только в этом случае мы можем соотноситься с ними: слышать, видеть их. Но также духи могут и полностью уничтожить человека, либо, получив от него значительное количество энергии, истощить его и вселиться в его тело, обретя возможность действия в нашем мире.

О прекращении раскопок не могло быть и речи. Поскольку мы были связаны договорными обязательствами с Госавтодором, и экспедиционные деньги нужно было отработать на все «100». Кроме того, я не представлял себе, как мог бы сообщить начальнице экспедиции (которая вскоре приехала из Кирова), что некий дух де просил нас убираться отсюда подобру-поздорову? Это поставило бы меня в, мягко говоря, неловкое положение.

Вскоре работы всё же пришлось свернуть из-за наступления ненастной погоды. Несколько дней кряду лил непрекращающийся ливневой дождь, и вскрытые нами захоронения были заполнены водой. В раскопе воды было по колено, и нам пришлось срочно выбирать все находки, снимать лагерь и возвращаться в Киров.

На следующее лето, в 1991 году, мы вновь вернулись сюда для продолжения раскопок. Аномальные явления в то лето не заставили себя долго ждать: многие члены экспедиции видели огромную, устрашающего вида черную фигуру, скользящую в метре над поверхностью земли и возникающую в самых разных местах и в разное время суток. Как-то в полнолуние мы, поддавшись романтическому настрою, решили сходить прогуляться на могильник. Я с коллегой ушёл немного вперёд, а остальные ребята шли позади нас, и вдруг мы услышали крики и проклятия, обернувшись, увидели, что все в панике бросились бежать обратно в лагерь. Оказалось, что вслед за нами дорогу им пересекла всё та же призрачная фигура, что и явилось причиной бегства. На самом могильнике никаких аномальных явлений не наблюдалось, мы решили прогуляться до священной рощи, но, подойдя к ней, всё же не осмелились заходить внутрь, так как возникло ощущение тревожности и подавленности. Повторюсь ещё раз, это место—не для прогулок.

Как-то, уже ближе к окончанию раскопок, на могильнике средь бела дня произошло нечто странное: все вдруг, не сговариваясь, прекратили работать (после зарисовки плана расположения захоронений каждый сидел на расчистке «своего» погребения) и с тревогой глядели в сторону священной марийской рощи. Несмотря на сильную жару, вмиг стало холодно, возникло ощущение леденящего душу беспричинного ужаса, причём явно чувствовалась некая мощная негативная энергия, исходившая со стороны рощи. Время как бы перестало существовать, мы попали в какой-то совершенно иной мир, мир холода и ужаса. Множество голосов отдавалось эхом где-то в глубине сознания, казалось, говорили они на незнакомом, давно забытом языке. Затем вмиг всё стихло, ощущение могильного холода у всех исчезло. Роща определённо на всех нас оказывала сильное влияние.

Нам удалось выяснить, что в селе Шурма живёт бабка-марийка, которая слывёт у местного населения «колдуньей», что якобы, узнав о том, что на древнем кладбище, где похоронены её прапредки, начались археологические раскопки, она навела на нас порчу, обратившись к душам предков, обитающим в священной роще. Вероятно, именно это обстоятельство и привело к возникновению всех тех явлений, которые были описаны выше.

Но это ещё не всё… Вместе с находками и костяками древних марийцев мы привезли в Кировский музей полтергейст! В музее начались странные явления, порой предметы самопроизвольно начинали двигаться, у сотрудников возникало спонтанное состояние ужаса, неконтролируемые эмоциональные всплески и т. д. После того, как мы выставили в экспозиции реконструкцию одного из погребений, в музее началась буквально катастрофа: постоянные взрывы электропроводки, аварии в системе отопления, водоснабжения. В один «прекрасный» момент рухнул потолок в одном из залов, к счастью, это произошло вечером, и лишь чудом никто не пострадал. В тот же год музей был закрыт на капитальный ремонт, который так и не начат по сей день!!!

Один из работавших с нами ребят вскоре после раскопок трагически погиб, заехав на мотоцикле под движущийся КАМАЗ… Его друг сообщил мне о том, что до самой гибели он носил перстень, найденный во время раскопок, на котором было изображение «марийского чёрта».

Сам же я сразу по возвращении с раскопок могильника поехал в другую экспедицию, после чего решил уйти из археологии, уволился из музея и поехал в Москву получать геологическое образование. Впечатления от общения с душами умерших, призраками, фантомами, голосами и т. д. и т. п. превысили критическую массу моего терпения.

Добраться до Кадочниковского могильника можно следующим образом: от г. Кирова (обл.) рейсовым автобусом до г. Уржум, от Уржума по трассе 28 км до села Шурма, от села, по Казанскому тракту, перейдя по мосту речку Шурминку, ок. 2 км. до правостороннего поворота на с. Лазарево, 2,5 км по трассе в сторону с. Лазарево. Слева в 500 м от трассы, в самой высокой точке местности (отметка 159 м) расположена священная роща, напротив неё, по обе стороны от трассы—Кадочниковский могильник. Если свернуть с трассы вправо, и по полю пройти вдоль леса ок. 1,5 км, в сторону реки Шурминки, можно попасть на живописную поляну, где был расположен в 1990-91 гг. наш лагерь.

Источники:
1. Древний марийский могильник Кадочниковский. http://www.2r.ru/
2. Необычные раскопки... http://www.kotelnich.info/
3. http://www.gtrk-vyatka.ru/
4. https://vk.com/

Категория: Археология | Добавил: Георгич (17.12.2018)
Просмотров: 47 | Теги: Уржум, Кировская область, Кадочниковский могильник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора