Расселение людей на территории района в древности
Первый человек на территории Уржумского района появился около VI-V тысячелетий до новой эры, это 7-8 тысяч лет тому назад. О пребывании человека эпохи камня на уржумской земле говорят археологические памятники, исследованные учеными в разное время. Это мезолитическая стоянка «Черепановский лог», поселения Буй и Юртик. Кроме того, в разные годы было сделано множество находок орудий труда из кремня (в том числе у устья реки Тулузки и в пос. Заречный Цепочкинского сельского Совета). Проходили века, человек научился плавить медь, а позднее и бронзу. Археологические находки эпохи бронзы также зафиксированы на территории района (Буйский Перевоз, Тюм-Тюм).
Позднее человек освоил металлургию железа. Исследователи эпохи раннего железа зафиксировали на территории района несколько памятников археологии, где представлены не только орудия труда, оружие, украшения из железа, но и предметы, прямо свидетельствующие об умении местного населения плавить металл. На Буйском Перевозе, на Ройском городище, на Суворовском могильнике, на стоянке «Черепановский лог» были обнаружены остатки домниц, множество шлаковых и кричных фрагментов, тигли, льячки, фрагменты глиняного сопла и другие находки, явно свидетельствующие в пользу утверждения о наличии местной металлургии. А один из наших земляков кандидат геолого-минералогических наук И. Самарцев утверждает, что медь в украшениях и орудиях труда местных жителей была местной, так как спектральный анализ руды и изделий из меди указывает на общность состава и включений. Кроме того, в исторической литературе зафиксирован факт, что к моменту начала строительства медеплавильного завода в Шурме и обследования месторождений меди, оказалось, что некоторые из них уже были вскрыты в древности.
Где-то в начале второго – в конце первого тысячелетия нашей эры на базе союза пьяноборских и азелинских племен начали складываться народности угро-финской группы, в частности удмуртская.
Памятники ананьинской, пьяноборской культуры, а также азелинские городища и могильники на территории района дают основания считать, что и уржумская земля в процессе формирования угро-финских народностей не была периферией.
О пребывании удмуртов на территории Уржумского района свидетельствуют топонимика и местные легенды. К сожалению, не раскопаны пока памятники, нет археологических подтверждений этого. Хотя в разное время зафиксированы рассказы местных старожилов о «вотяцких кладбищах» (деревня Бутырки, деревня Чам).
Итак, топонимика донесла до нас такие названия рек, как Сиг, Чужбей, Абсезь, Индурка, названия населенных пунктов Пудюнг, Конганур, речка Мунка, Кильмезь, и другие. А марийские предания о борьбе марийских и удмуртских богатырей отчетливо указывают места их былого пребывания (Сабуял, деревня Одинерь и т. д.) Кстати, и этнонимы – речки Одонерка, Одинерка, «Вотяцкий перевоз» и «Вотяцкий луг» также косвенно говорят в подтверждение пребывания удмуртов на уржумской земле.
По мнению марийских историков, вытеснение удмуртов с территории нашего района началось во второй половине XII столетия. Марийцы пришли сюда с верховьев Вятки, теснимые русскими, начавшими освоение вятской земли. О том, что именно колонизация края привела к продвижению марийцев в глубь района, подальше от реки Вятки, свидетельствуют местные легенды об основании Тюм-Тюма (увидев русский лапоть, плывущий по Вятке, марийцы перенесли населенный пункт подальше от берега) и о первых жителях деревни Шуэть (Чемелик был убит русскими /разбойниками,- так гласит легенда/, потому что они обнаружили его илем по щепкам, которые от его поселения спустились вниз по реке Буй).
Проникновение марийцев на территории района и более плотное его заселение активизировалось и в период монголо-татарского ига. О влиянии Волжской булгарии на местную историю района говорить пока нет оснований, так как археологические источники ограничиваются находками одного-двух кельтов булгарского типа.
В. А. Ветлужских. "Очерки истории Уржумского района”, учебное пособие. Глава 9. "История Уржумских селений” |