Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Расселение людей на территории района в древности
Расселение людей на территории района в древности

Первый человек на территории Уржумского района появился около VI-V тысячелетий до новой эры, это 7-8 тысяч лет тому назад. О пребывании человека эпохи камня на уржумской земле говорят археологические памятники, исследованные учеными в разное время. Это мезолитическая стоянка «Черепановский лог», поселения Буй и Юртик. Кроме того, в разные годы было сделано множество находок орудий труда из кремня (в том числе у устья реки Тулузки и в пос. Заречный Цепочкинского сельского Совета). Проходили века, человек научился плавить медь, а позднее и бронзу. Археологические находки эпохи бронзы также зафиксированы на территории района (Буйский Перевоз, Тюм-Тюм).
Позднее человек освоил металлургию железа. Исследователи эпохи раннего железа зафиксировали на территории района несколько памятников археологии, где представлены не только орудия труда, оружие, украшения из железа, но и предметы, прямо свидетельствующие об умении местного населения плавить металл. На Буйском Перевозе, на Ройском городище, на Суворовском могильнике, на стоянке «Черепановский лог» были обнаружены остатки домниц, множество шлаковых и кричных фрагментов, тигли, льячки, фрагменты глиняного сопла и другие находки, явно свидетельствующие в пользу утверждения о наличии местной металлургии. А один из наших земляков кандидат геолого-минералогических наук И. Самарцев утверждает, что медь в украшениях и орудиях труда местных жителей была местной, так как спектральный анализ руды и изделий из меди указывает на общность состава и включений. Кроме того, в исторической литературе зафиксирован факт, что к моменту начала строительства медеплавильного завода в Шурме и обследования месторождений меди, оказалось, что некоторые из них уже были вскрыты в древности.
Где-то в начале второго – в конце первого тысячелетия нашей эры на базе союза пьяноборских и азелинских племен начали складываться народности угро-финской группы, в частности удмуртская.
Памятники ананьинской, пьяноборской культуры, а также азелинские городища и могильники на территории района дают основания считать, что и уржумская земля в процессе формирования угро-финских народностей не была периферией.
О пребывании удмуртов на территории Уржумского района свидетельствуют топонимика и местные легенды. К сожалению, не раскопаны пока памятники, нет археологических подтверждений этого. Хотя в разное время зафиксированы рассказы местных старожилов о «вотяцких кладбищах» (деревня Бутырки, деревня Чам).
Итак, топонимика донесла до нас такие названия рек, как Сиг, Чужбей, Абсезь, Индурка, названия населенных пунктов Пудюнг, Конганур, речка Мунка, Кильмезь, и другие. А марийские предания о борьбе марийских и удмуртских богатырей отчетливо указывают места их былого пребывания (Сабуял, деревня Одинерь и т. д.) Кстати, и этнонимы – речки Одонерка, Одинерка, «Вотяцкий перевоз» и «Вотяцкий луг» также косвенно говорят в подтверждение пребывания удмуртов на уржумской земле.
По мнению марийских историков, вытеснение удмуртов с территории нашего района началось во второй половине XII столетия. Марийцы пришли сюда с верховьев Вятки, теснимые русскими, начавшими освоение вятской земли. О том, что именно колонизация края привела к продвижению марийцев в глубь района, подальше от реки Вятки, свидетельствуют местные легенды об основании Тюм-Тюма (увидев русский лапоть, плывущий по Вятке, марийцы перенесли населенный пункт подальше от берега) и о первых жителях деревни Шуэть (Чемелик был убит русскими /разбойниками,- так гласит легенда/, потому что они обнаружили его илем по щепкам, которые от его поселения спустились вниз по реке Буй).
Проникновение марийцев на территории района и более плотное его заселение активизировалось и в период монголо-татарского ига. О влиянии Волжской булгарии на местную историю района говорить пока нет оснований, так как археологические источники ограничиваются находками одного-двух кельтов булгарского типа.

В. А. Ветлужских. "Очерки истории Уржумского района”, учебное пособие. Глава 9. "История Уржумских селений”
Категория: Уржумский уезд | Добавил: Георгич (24.02.2016)
Просмотров: 310 | Теги: Уржумский уезд, расселение людей, Вятская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта