ПЕРВЫЕ РУССКИЕ В УРЖУМСКОЙ ОКРУГЕ
Русские люди «ногою твердой» встали на юге Вятского края во время покорения Казани. Определенную роль сыграл брат любимца царя Ивана Г розного А. Ф. Адашева Даниил, которого, по словам летописца, в 1553 году «на Вятку государь послал..., а с ним детей боярских, да велел ему с Вятки-с вятчины и с теми детьми боярскими прийти в Каму и стояти по Каме и по Вятке».
«Стояти» было необходимо по той причине, что, несмотря на уничтожение Казанского ханства, верные ему прежде племена, в частности, марийцы, не желали подчиняться власти московского государя. Частые стычки и столкновения с ними переросли в настоящую войну. Для усмирения непокорных марийцев был построен ряд населенных стрелецкими гарнизонами крепостей, в числе которых и Уржум.
В конце XVI—начале XVII столетий население города было очень неоднородным. Поселенные здесь первоначально стрельцы смешались затем с пришельцами из центральных вятских областей и представителями других мест: Костромы, Казани, Перми, Великого Устюга. Вот какие фамилии и прозвища уржумцев той поры встречаются в документах: Арзамасец, Астраханец, Ветлуженин, Вятченин, Двинянинов, Казанец, Киргизов, Костромитин, Кукаренин (от слободы Кукарка, ныне г. Советск), Пермитин, Татаринов, Чувашев... Все это говорит не только о пестроте русского населения Уржума, но и о разноплеменности. «Литва», «немцы», «черкасы» проходят через весь XVII век.
Русской колонизации уржумских земель местные марийцы сопротивлялись. Их численность наглядно демонстрируют следующие цифры из так называемых Разрядных книг. В 1615 году для народного ополчения князя Дмитрия Пожарского было предписано привезти из Уржума «з головою Михайлом Шадеевым детей боярских 4. Да новокрещен (среди них большинство, наверняка, составляли марийцы—С. В.) и тарханов 24. Да з земли Чуваши и Черемисы 439».
Немало марийцев было в Уржумской округе и в более поздние времена. Так, в 1638 году они были обязаны «хаживать с трех дворов человек» в г. Уржум, а всего таких дворов насчитывалось — 1235. Понятно, что служба на русского государя во многом способствовала тесным контактам марийцев с русскими. Но, многое, беря от них, частью даже обрусев, определенное влияние оказали марийцы на язык, обычаи, психологию своих русских соседей.
В 1770 году через Уржум проезжал автор известных «Дневных записок путешествия... по разным провинциям Российского государства» Н. П. Рычков. Он отметил в своем дневнике, что в городе три сотни обывательских домов, а населяют его «пахотные солдаты, черносошные купцы и часть инвалидной команды, поселенной особливою слободою...» Население уезда, по Н. П. Рычкову, составляли 12030 душ русских ясашных крестьян и «принявших христианский закон» марийцев.
В 1780 году, по данным первого вятского историка А. И. Вештомова, в Уржуме было 162 обывательских дома с населением 256 человек, а в уезде — 21504 души экономических, ясашных, помещичьих и приписных к заводам крестьян, а также ландмилицких, однодворцев и крещеных марийцев. Цифры эти очень отличаются от сообщаемых Н. П. Рычковым и трудно поверить, что всего за десятилетие произошли столь существенные изменения.
В. СЕМИБРАТОВ.
Владимир Константинович Семибратов — краевед из города Кирова. Член Союза Журналистов СССР, сотрудник областной газеты «Кировская правда».
Источник: “Уржумская старина”, июль-август 1991 года, № 4, с. 32-33. |