Первоначальные сведения о русском заселении Южной Вятки
Южная Вятка представляет собой обширное пространство, включающее в себя территории бывших Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии. Ныне это территории Санчурского, Тужинского, Кикнурского, Советского, Пижанского, Яранского, Лебяжского и Уржумского районов Кировской области. В древности, до заселения края русскими людьми, на данных территориях происходили масштабные исторические процессы – сменяя друг друга возникали археологические культуры, проходили процессы этногенеза. До образования губернии южная граница Вятского края проходила приблизительно по притокам Вятки Вое и Пижме. Территории Южной Вятки находились в пределах Казанского края. К моменту появления на Южной Вятке русского человека край был под контролем племен луговых марийцев, находившихся на стадии патриархально-родового строя. Сегодня доказано, что этногенез марийцев не происходил на данных территориях – они являлись пришлым населением вытеснившим обитавших на этих территориях удмуртов. Историк А. Вештомов, давая описание автохтонным народам Вятской губернии, так характеризует марийцев: «Черемиса (марийцы) – древние соседи вотяков (удмуртов) жившие издавна от них к югу. Предков их греческий историк Геродот назвал меланхленами. …немалая их часть… расселилась к северу в западной стороне р. Вятки по рекам Кокшага и Пижма…»[21].
Вопрос о заселении русскими территории Южной Вятки, как и вопрос о заселении Вятской губернии в целом, дискуссионен и до конца не исследован. Во многом это обусловлено отсутствием достоверных источников и предвзятостью (сегодня выраженной в стремлении к удревнению истории) некоторых исследователей. Русских влекла в Приуралье пушнина (соболя, белки, куницы) и наличие свободных земель. Первыми в Северном Приуралье появились новгородцы, они обложили данью Пермь, Печору, Югру и завязали с ними торговые отношения. С XII в. на Европейском северо-востоке возникли первые русские укрепленные погосты – опорные пункты для систематического сбора дани, а также ремесленные, торговые и административные центры Древней Руси[22].
По мнению ряда исследователей, русские поселенцы впервые проникают в бассейн р. Вятки в XI–XIIв. Описание этого процесса содержится в одном из ранних письменных источников – «Повести о стране Вятской». Данный источник длительное время подвергался серьезной критике со стороны ряда историков: А.С. Верещагина, А.А. Спицына, П.Н. Луппова и других. Однако сегодня с накоплением массового археологического материала, скрупулезно собираемого и анализируемого в последние тридцать лет отрядами экспедиции Удмуртского университета под руководством Л.Д. Макарова, ситуация прояснилась и достоверность некоторых сюжетов «Повести…» научно подтверждена. К тому же, как отмечает ижевский археолог Л.Д. Макаров: «сведения «Повести…» остаются, к сожалению, единственным письменным доказательством раннего начала колонизации»[23].
В вышеупомянутой «Повести…» говорится о походе двух новгородских отрядов из городка в низовьях р. Камы на Среднюю Вятку. Один из них пробрался по волокам с Камы в верховья реки Чепцы и основал там, на месте удмуртского поселения, город Никулицын. Второй отряд новгородцев «внидоша по устие Вятки реки и идоша по ней вверх до Черемисских жилищ и дошедшее до Какшарова городка обладаема Черемисою… и начаша ко граду приступати, и в другий день от града того жители побежаху, инии же граду врата отвориша… . И тако Божиею памощию той Какшаров град взяша и обладаша, и те Новгородцы распространишася и начаша житии на всей Вятской стране и посылаху от себе до уведения вверх по Вятке реке места усматривающее»[24]. Значительно позднее описания этого события автор «Повести…» сообщает, что ныне Кокшаров называется Котельнич. Длительное время данная точка зрения в исторической науке преобладала. Однако археолог Л.Д. Макаров выдвинул теорию о том, что Кокшаров не имеет к городу Котельничу никакого отношения и находится на Южной Вятке. В своей теории он отмечает, что в окрестностях Котельнича отсутствуют топонимы, созвучные Кокшарову; финно-угорские археологические находки начала II тыс. н. э. здесь единичны; само построение текста «Повести…» противоречит данному утверждению. Представляется, что составитель памятника почему-то связал два различных события. Это предположение тем более возможно, если учесть что «Повесть…», судя по дошедшим до нас спискам, возникает в законченном виде лишь в конце XVII - начале XVIII в.
Захват городка Кокшарова происходит в районах черемисского (марийского) расселения, северная граница которого в X–XIII вв. едва ли доходила до р. Пижма и верховий р. Ветлуга. По археологическим источникам марийские племена севернее Южной Вятки вообще почти не заходили, таким образом, древнемарийское присутствие в Котельниче остается недоказанным. Показательно, что именно на территории Яранского уезда (особенно в современном Санчурском районе), к западу и югу от р. Пижмы, зафиксированы гидронимы Какша, Кокша, Кокшага, связь которых с Кокшаровым и Кокшарой более чем прозрачна.
Исходя из этих данных, Л.Д. Макаров считает, что под названием Кокшаров следует видеть Пижемское городище близь г. Советск (Кукарка) на Южной Вятке. Здесь вместе с финно-угорскими находками рубежа I–IIтыс. н.э. археологами найдены и немногочисленные славянские вещи, среди которых особенно важны наконечники боевых стрел, а так же ножи, фрагменты русских горшков и некоторые другие предметы[25]. Любопытно, что кукарский археолог А.С. Лебедев, исследовавший городище, указывает на находки на нем железных крестов которые местные жители связывали с русско-марийскими битвами. Так, предания о битвах существуют в селе Жерновогорском, недалеко от городища, где есть часовня, под которой находятся кости марийцев и русских. В самой Кукарке тоже есть часовня на берегу реки при впадении Кукарки в Пижму, построенная, по преданию, на месте битвы русских с марийцами. Проанализировав эти легенды, А.С. Лебедев пришел к выводу, что на Пижемском городище «мог быть уже в эпоху русской колонизации бой русских с инородцами»[26]. К тому же существовали легенды о расположении на городище культового места марийцев-язычников, что подчеркивает важность данного памятника. Вниз по течению р. Вятки и в среднем течении р. Пижмы в последние годы выявлены древнерусские памятники XII- начала XVв., что позволяет Л.Д. Макарову говорить о существовании на Южной Вятке русского населения, возможно объединенного в особую (Макаров называет ее Пижемской) волость. Центром ее стал летописный Кокшаров, а значит, и Пижемское городище[27].
Памятники, выявленные по правобережью нижнего течения р. Вятки, тянутся прерывистой цепочкой вплоть до ее устья. Это: Лебяжское городище, где собраны мелкие обломки стенок предположительно славянских сосудов; поселение Мысы IV, открытое В.В. Ванчиковым, с обнаруженной на нем в ходе раскопок древнерусской керамикой и найденной неподалеку бронзовой подвеской с изображением птиц, обращенных к «древу жизни»; на территории Уржумского кремля так же найдена древнерусская посуда. Вне всякого сомнения, обнаружение новых славяно-русских памятников на Южной Вятке еще впереди[28].
На данных территориях лучше всего исследовано среднее течение Пижмы, где открыто 8 селищ и 2 могильника древнерусского времени. Оба кладбища – явление по-своему уникальное. Особенно выделяется чрезвычайной архаичностью погребального обряда могильник на Еманаевском городище VII–X вв., раскопанный Н.А. Лещинской. Изучение данного могильника показало, что он отражает тот период славянской колонизации Южной Вятки, когда происходит переход от языческих верований к православию, т. е. конец XII–XIII вв.
Обнаруженная на среднепижемских памятниках древнерусская посуда отличается от найденной на средней Вятке тем, что почти не содержит в примеси толченых раковин и органики, что свидетельствует о неучастии автохтонного финно-угорского населения в жизни данных русских поселений. По мнению Л.Д. Макарова, это объясняется слабой заселенностью Южной Вятки в бассейне р. Пижмы: все попытки выявить здесь древности моложе рубежа XI–XII вв. оказались тщетными. По-видимому, древние удмурты постепенно покидали эту территорию из боязни подвергнуться марийским нападениям, а марийцы появлялись здесь лишь эпизодически. В это практически пустующее пространство на Южной Вятке, в этот межэтнический вакуум и вклинились выходцы из Древней Руси, заложив начало складывания здесь особой, Пижемской волости. Русское население Пижемской волости продержалось на местах своего проживания вплоть до середины XV в., когда под воздействием агрессивной политики казанских ханов вынуждено было покинуть Южную Вятку[29].
Археологические источники показывают, что заселение русскими людьми Южной Вятки началось в XII в. Однако этот процесс нельзя считать началом масштабной колонизации. Заселялась только небольшая северная часть Южной Вятки, количество поселений на ней было малочисленным, и русские вскоре покинули эти территории, прервав тем самым процесс заселения. Кроме того, выделение археологом Л.Д. Макаровым особой Пижемской волости нуждается в дальнейшем уточнении на основе археологических и этнографических данных. Сам автор этой теории не считает вопрос окончательно решенным и относит его к разряду проблемных[30].
Источник: Егоров А.В. Заселение русскими людьми Южной Вятки. Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». |