Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [126]
Археология [31]
Архитектура [19]
Великая Отечественная война [148]
Военачальники, генералы [39]
Военная служба [18]
Военные истории [18]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [39]
Годы революции и гражданской войны [68]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [52]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [74]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [54]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [7]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [315]
Лесное хозяйство [26]
Медицина [84]
Монастыри, церкви, часовни [51]
Музеи [50]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [220]
Правопорядок, спецслужбы [136]
Православная страница [132]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [20]
Приют, Детские дома [8]
Промыслы, ремёсла [45]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [236]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [69]
Судьбы [227]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [14]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [57]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [47]
Учёные, инженеры, конструктора [109]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы для истории колонизации Кузнецовского прихода Уржумскоrо уезда.
Материалы для истории колонизации
Кузнецовского прихода Уржумского уезда

Приход Кузнецовский образовался в 1860 году; в состав его вошли селения приходов Филиповского (Лажского) и Макаровского, (Сернурского) починки: Кузнецов, Оныморский, Брод, Зыков, Рогов, Пузинер, Шальновский, Шошина Поляна, по Березовскому Ключу, Лупанер, Селюнин, Зимняк — прихода села Филиповского и Макаровского: Гари, Черемисский Пижай, Шляпин, Над Ключом Кипуном, Летник, Русский Пижай, и проживающие Кичминского прихода—починок Быков. Приход почти весь состоит в Кузнецовской волости, в Кошкинской же — только три селения: Шальновский, Шошина Поляна и по Березовскому Ключу.
Приход Кузнецовский граничит с востока и севера приходами Байсинским и Филиповским, с северо-запада и «запада-Марисолинским и Сернурским и с юга-Зашижемским.
Местность, занимаемая в старину приходом села Кузнецовского, была покрыта лесом разных семейств и среди этого леса жили черемисы, часть русских и вотяки, от последних осталось только одно название леса «Вотского».
Относительно населения прихода черемисами существует предание: из-за Волги шли три брата, одного звали Морки, другого — Оныморки, а третьего — Изиморки. Один из них, Морки, остановился жить в Морках, селе Казанской губернии, другой, Оныморки, около и к югу от села Кузнецовского, а третий, Изиморки, ушёл жить далее на восток и основал починок Изиморки, который и теперь считается самым старинным.
На месте, где ныне стоит починок Быков, предание говорит, вотяки потерпели сильное поражение от черемис и ушли жить за Каму. На запад от этого места расположен, так называемый, Вотский лес. Рассказывают, что среди этого леса, на возвышенном месте, окружённом глубоким рвом, жил вотский царь Ядыгар и когда он потерпел поражение, собираясь идти за Каму, оставил несчётное количество золота и серебра, закопав в яму. Место это видно и сейчас оно представляет местность, окруженную рвом, из рва сделан ход в земле и на верху устроено что-то в роде крепости. Но выше этой крепости берёт свое начало речка Ядыгарка. В ней, говорят, закопано также много серебра и золота и на верх положен медный крест с изображением распятия Господня.
Искатели кладов рассказывают, что одним была сделана раскопка, но он, по боязни, не мог ее кончить, так как на него напал какой-то страх и представился человек, одетый в белое. Об этом месте передавал живший в первых годах этого столетия объездчик Степан Васильевич Ботолицин и крестьянин починка Лупанери-Тетерина Исак Петров Тетерин.
Русские сюда пришли жить позднее черемис и вотяков. Заселение ими произошло от того, что одни искали хорошей земли, липового леса для пчеловодства и для охоты больших лесов, другие бежали от дорогой (3, 20 коп. ассигн.) подати и поселялись в лесах на дубравах, а третьим нужно было бежать от рекрутчины, и они, придя жить на новое место, занимались грабежами и разбоем. Мирные жители их боялись: если кто вздумает ехать в Казань по Алатской дороге, то за неделю собирались все родственники собирающегося и шла у них попойка; когда же возвращались из Казани, то опять пировали. Пир у них состоял из пива, мёда и браги, о вине имели тогда еще мало понятия. Мёд приготовляли сами и делали такой крепкий, что по крепости не уступит нынешней водке.
Алатская дорога, как надо полагать, получила свое название от села Алат, Казанской губернии, пролегала она из слободы Кукарки, через село Филиповское (Лаж), селения: Комлево, Красный Ключ, Пизинер (Шои), в среднее поле к дубу, толщиною в 4 обхвата, от него в починки: Санников—Лупанер, Селюнин, Черемиский Пижай п на Калинов Куст (Чибыж — селение Сернурской волости). Дорога эта была до того узка, что двое едва могли разъехаться, вернее всего это была тропа.
Приход населён весь православными, за исключением лишь небольшой части раскольников, которых всего насчитывают 165 душ обоего пола. С открытием села они начали свыкаться с православными и, пожалуй, не прочь перейти сами в православие, но стыдятся собратов «по вере».
В черту Кузнецовского прихода вошли следующие селения:
Село Кузнецово, получившее название от первого поселенца Мирона Кузнецова, который поселился среди липовой рощи, на правом берегу реки Лажу. К нему приехали в первых годах этого столетия из Кичминской волости Тетерины. Изба, в которой жил Мирон Кузнецов, сохранилась до 1865 года, но с выполнением плана, уничтожена.
Про место, на котором расположено село Кузнецовское, рассказывают, что старики неоднократно слыхали колокольный звон и говорили своим детям, что когда-нибудь, да будет здесь село. Близ села Кузнецовского расположена крепостная статья с водяной мельницею, Всемилостивейше пожалованная Государем Императором Александром І-м тайной советнице Окуневой, что видно из копии межевой книги 1814 года октября 23 дня. Ранее же мельница эта называлась Федоровскою, по имени первого её строителя; к ней пролегала узкая тропа для проезда только зимой, а летом только можно было пройти пешком.
В деревянной церкви, построенной в 1861 году, имеется Евангелие, отпечатанное в 1694 при патриархе Андриане, месячные минеи в тех же годах и книга об Антихристе, отпечатанная в 1652 году, которой весьма интересуются раскольники. Жителей в селе Кузнецовском 96-т муж. и 104 женского пола.
На правом берегу реки Лажа, при впадении в неё речки Оны, в 1815 году расположен с 95/132 жителями починок Оныморский Брод. Название это он получил от слов: Оны — (название реки) и марь «марре» — черемисин. Река Лаж, сливаясь с оной, образовали брод, который русские назвали Оныморским.
Около этого починка, на ровном месте, находится вал, подобие кургана; с первых годов, рассказывают, он был с крутым подъёмом, но ныне уже с отлогими краями. Во время пашки земли выпахивают кирпичики; к раскопке же его никто не приступал. Про этот курган черемисы рассказывают, что когда-то на земле жили большие люди, ходили они скоро и шаги делали по несколько вёрст. Из числа их, по имени «Онар», завяз на этом месте, так как тут было болото, выдернувши ногу, околотил о сосну, вот от чего и образовался такой большой вал *).
Вверх течения реки Лажа расположены от села Кузнецовского три селения: Зимняк, Над Ключом Кипуном и Летник. Основание этих починков относят к первым годам этого столетия, только — Над Ключом Кипуном считается несколько постарше первого и последнего. Починок Зимняк носит свое название от пролегающей в зимнее время дороги за руку Лаж, а Летник, — от летней дороги, так как, по выше этого селения и сейчас существует мост, содержимый арендатором общественной мельницы. Над Ключом Кипуном носит название от находящего вблизи починка Ключа Кипуна; иначе еще называется Красным Логом, по логу, пролегающему у починка. Все эти три починка основаны переселенцами Кичминской и Онучинской волостей. Жителей в починках: Зимняке 49 муж. и 51 жен. пола, Над Ключом Кипуном 156 муж. и 173 жен. пола и Летнике 59 муж, и 77 душ жен. пола.
По течению речки Пижайки, впадающей не далеко от починка Летника в р. Лаж, расположен целый ряд селений, входящих в состав Кузнецовского прихода: Шляпин, Сидоркин, Русский и Черемисский Пижаи и Гари (Капустники). Починки эти основаны неодновременно, самыми старыми считаются Сидоркин и Пижаи, а остальные основаны в первых годах этого столетия. Шляпин назван так от того: во время расчистки леса и сжения хвороста у одного мужика сгорела на огне шляпа. Жители приехали жить из Кичминской волости и их насчитывают 83/105 душ обоего пола.
Починок Сидоркин с 26/31 душами обоего пола получил название от основателя своего — Сидорки, выехавшего жить из Пижая на правый берег речки Козлоялки. Основание этого починка относят к последним годам прошедшего столетия.
Починок Русский Пижай, бывший удельный, основан в 1770 годах, что видно из условия заключённого в 1775 году с жителями Черемисского Пижая. (Копия с условия представлена в Казанское общество археологии, истории и этнографии г. инспектором училищ Урумского уезда Б.К. Магницким *). Жители приехали из починка Лежнят, Тожсолинской волости, Яранского уезда и их в настоящее время насчитывается 130 муж. и 165 душ женского пола.
Починок Черемисский Пижай — неизвестно когда основан, только старики рассказывают, слышанное от своих дедов, что когда пришли они сюда жить, избегая дорогой подати, то были какие-то жители и, с приходом первых, они куда-то бежали. Недалеко от дороги, ведущей от Пижая в село Зашижемское, видны могильные ямы, говорят, старых жителей; но к раскопу этих могил никто не приступал, В лесу, не далеко от Пижая, заметны борозды пахотной, как надо полагать, земли, теперь на этом месте уже лес, все это свидетельствует о живших, так называемых народом, беглых. Жит. 94 муж. и 89 душ жен. п.
Гари основаны в первой половине этого столетия приехавшими из Кичминской волости, переселенцами на горелый лес. Капустниками их назвали после. Жителей 127 муж. и 146 душ жен. пола.
Починок Селюнин расположен при низмине и неимеет никакой речки, кроме сухого лога, накопляющегося вешней и осенней водою. Основан он крестьянином Москвиным в 20 годах этого столетия, впоследствии уехавшим на другой починок. Про место, на котором стоит починок, рассказывают, что был здесь осиновый и березовый лес. Осины были, такой толщины, что хороший работник едва мог сделать три переруба в день. Мимо этого починка пролегала Алатская дорога. После он был заселён приехавшими из деревни Шой - Селюниными, от фамилии которых и носит название. Жителей 77 муж, и 81 душ женского пола.
Починок Быков основан назад тому, как лет 50 жителями починка Быкова, Кичминской волости, расположен на берегу без именного ключа. Жителей 28 муж. и 27 душ женского пола.
Вниз по течению речки Лупанерки расположены починки, носящие названия по фамилии своих основателей, приехавших с разных сторон в течении 1790 и 1808 годов, — общее название этих починков «Лупанери». Название состоит из черемисских слов: Лу-десять, Энер-ключ, (10 ключей) которых черемиса, жившие до основания починка, насчитывали десять. Приехавший на починок Санников Григорий Кондратьев Санников, из села Филиповского, рассказывал, что до него жили какие-то черемисы на дубровах, которые и носят названия своих жителей: одна Ешпулатова, другая Пакбердина. Назад тому лет 25-ть в одном из полей нашли ручной жернов и молоток из ледня.
Починок Лупанер-Патрушев основан в одно время с Лупанерью-Санников приехавшим из починка Шальновского Филипом Патрушевым. Ниже Патрушевых находится починок Лупанерь-Москвины, основан приехавшим из починка Лебедки, Кокшинский волости в 1795 году Анисимом Москвиным. На против Москвиных на левом берегу речки Лупанерки расположен починок Лупанерь Тетерины, название носит от фамилии основателя Исака Тетерина. Жителей; насчитывается в Лупанерях 160 м. и 184 д. жен. пола.
Починки Зыков и Рогов основаны приехавшими из Нолинского уезда, Поломской волости, деревни Луговой - Зыковыми в 1818 году и Кокшинский волости деревни Комлевой - Роговыми; последние просили припуска у Зыковых. Зыковы называются еще Клопы, и название это дано крестьянином починка Лупанери Осипом Филиповым Патрушевым, так как клопы однажды не дали ему проспать ночь. Жителей у Зыковых 61 муж. и 97 жен. пола, Роговых 19 муж. и 26 жен. пола.
По течению речки Пузинерки находятся два починка: Пузинер (Ляжнарь) и Нижняя Пузинер. Пузинер Ляжнарь основана ранее других починков Кузнецовского прихода, но когда не помнят, только передают слышанное от своих дедов и прадедов что когда они пришли жить, то на месте были какие-то ветхие избы. В одном из полей видны древние могилы. Нижняя Пузинер основана после бежавшими от дорогой подати черемисами Сердежской волости деревни Вотской, это было назад тому 150 лет. Жителей в Пузинерях 116 муж. и 144 душ жен. пола.
Из Кокшинской волости в состав Кузнецовского прихода вошли три селения: Шальновский, По Березовому Ключу и Шошина Поляна, в коих насчитывается 111 муж. и 160 душ жен. пола. Первые два починка расположены по обе стороны реки Лажа, а последний при болотине, наполненной животными из семейства земноводных. Основание этих починков принадлежит к последним годам прошедшего столетия, кроме Берёзового Ключа, который основан в 1830 году. Починок Шальновский носит название от шалостливых людей, приехавших из Шой, которые возили летом снопы на санях. Шошина Поляна основана жителями, выехавшими из деревни Шой на поляну, где когда-то жил беглый казак Шоша. По Березовскому Ключу основан в 1830 году выехавшим из починка Шальновского Антоном Михайловичем Патрушевым с братьями. Про место, где стоит этот починок, рассказывают, что когда-то было землёй Яранского уезда.
Пётр Мышкин.

*) Такому же “Онар“ черемисы соседней Мазарской волости, Байсинского прихода, приписывают образование кургана на самой окраине Уржумско-Яранского почтового тракта, на 5-й версте от дер. Мазар в село Байсу и 9-й от последнего в первую. Об основателе этого кургана, между прочим, рассказывается, что он дышал „из-под руки“ — накладывал на рот руку, чтобы дыханием не разнести вселенную. Мазарский курган имеет форму овальной насыпи с негладкой поверхностью, поросшей кустами и березами, толщиною в диаметре около 11/2 вершков; в окружности он 95 шагов, вышиной около сажени; на северном склоне его яма, глубиною и шириною не менее аршина, по-видимому, выкопана кладоискателями. Вследствие отвода прилежащей к кургану площади, принадлежавшей Буйскому заводовладельцу Мосолову, крестьянам Буйского завода для починка, кургану предстоит разрушение, может быть, бесследно для Археологии. В. Магнитский.
*) См. Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете. Казань. 1878 г. стр. 45.

Источники:
1. Вятские губернские ведомости, 1880, №44.
2. Вятские губернские ведомости, 1880, №47.


Источник: https://Уржум, Кузнецоский приход, краеведение, археология
Категория: Уржумский уезд | Добавил: Георгич (27.11.2025)
Просмотров: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта