Далекое прошлое нашего края
...3000—4000 лет тому назад, в эпоху бронзы, наш край был населен племенами, занимавшимися охотой, рыболовством, мотыжным земледелием и собиранием дикорастущих растений. Орудия труда и оружие делались в это время из камня и кости и реже из бронзы (наконечники стрел, топорики, серпы, ножи).
В Уржумском музее есть несколько сверлильных топоров и молотков из серого камня, большой каменный топор-молот, топорик-клин, большой топор без отверстия для рукоятки и характерные долота и тесла из опоки для обработки дерева. Все эти предметы были найдены в разное время на территории бывшего Уржумского уезда.
Жилищами в эпоху бронзы, вероятно, были полуземлянки — неглубокие ямы с коническими или односкатными перекрытиями из жердей, покрытых шкурами или кожами животных. Небольшие поселения на 50—60 человек располагались по возвышенным сухим берегам рек и озер.
На основе местной культуры поздней бронзы возникла ананьинская культура эпохи железа на обширном пространстве Прикамья и лесостепной зоны Западной Сибири. Она охватывает период VIII—III вв. до нашей эры.
Население этого времени принадлежало к монголоидам с небольшой европеоидной примесью.
Ананьинские племена вели комплексное хозяйство, основными отраслями которого были земледелие и скотоводство, а охота и рыболовство отошли на второй план. Подсобную роль играло собирание мёда диких пчел, ягод, орехов, съедобных корней, моллюсков и т. д.
Земля обрабатывалась мотыгами с наконечниками из трубчатых костей животных или бронзы. Посевы были яровые.
Зерна растирались зернотерками из двух камней и пестами. Небольшие стада лошадей, крупного и мелкого скота и свиньи летом паслись на лугах, а на зиму для них заготовлялись веточные корма. Имелись собаки.
Охотились с помощью луков и стрел с костяными наконечниками (реже каменными или бронзовыми) на лосей, медведей, кабанов, волков, лисиц, куниц, бобров, соболей, белок, зайцев и дикую птицу. Со временем все увеличивалась охота на ценных пушных зверей для обмена с южными народностями на металлические изделия и украшения.
Ананьинцами были известны металлургия меди и железа, обработка кож и растительного волокна, ткачество. Сохранились остатки древних медных копей у д. Тюм-Тюм около Шурмы и Акбатырево Малмыжского района. На Буйском и Ройском городищах найдены глиняные тигли, шлаки от выплавки железа и бронзовый топорик незаконченной обработки.
Воины вооружались луками со стрелами, копьями с бронзовыми и железными наконечниками и боевыми топориками из бронзы — кельтами.
Одежда воинов скифского типа делалась из тканей шерстяных или растительных волокон.
Мужчины и женщины носили много украшений из бронзы — бляшек, височных колец, шейных обручей, бус, нагрудных украшений и браслетов. На украшениях преобладал звериный стиль — образы животных, их голов, глаз, когтей и др., особенно лося, медведя и хищных птиц.
Посуда, лепившаяся из глины, украшалась ямками, шнурами, ногтевыми давлениями и зубчатым штампом. Обломков такой посуды очень много на Буйском и др. городищах по реке Вятке. По орнаментам археологи датируют и находки.
Накопление богатств в роде — зерна, скота, пушнины и металла приводило к межродовому обмену и кровопролитной борьбе за охотничьи угодья, запасы пушнины и другую добычу, вызывая необходимость защиты поселений от грабежей, устройство укрепленных городищ.
Городища Ананьинцев располагались на узких мысах высоких берегов рек Камы и Вятки — больших водных путей. С двух сторон они ограничивались крутыми склонами берега и оврага, а с третьей — защищались глубоким рвом и земляным валом с частоколом из бревен, окружавшим всю площадку городища.
Жилищами, очевидно, были ямы до 40 метров длиной, 4—6 метров шириной, до 1 метра глубиной, перекрытые тонкими деревьями с несколькими открытыми очагами внутри.
По реке Вятке в Кировской области изучены городища Пижемское (близ г. Советска), Лебяжское, Белоглазовское, Буйское, Ройское и Аргыжское.
Общество ананьинской культуры переживало позднюю стадию родового строя. Наряду с пережитками матриархата сильны элементы патриархата. Наблюдалось социальное расслоение с выделением знати и наличием патриархального рабства. Существовал культ предков, солнца, медведя и птиц.
Прослеживаются связи ананьинцев с Сибирью, Северным Кавказом, Побережьем Белого моря и Финляндией. Со скифами и сарматами связи были торговые и культурные, и через них проникали в наш край серебряные изделия из Ирана и Средней Азии.
Ананьинская культура оказала большое влияние на более поздние культуры бассейна реки Камы до конца первого тысячелетия н. э.
С III по VI век н. э. племена ананьинской культуры переживают более позднюю стадию своей истории — период пьяноборской культуры. В этот период сильно возрастает плотность населения и появляется большая сеть городищ на старых и новых местах. Встречаются полуземлянки круглой формы с коническими крышами, расположенные по окружности, с площадкой в центре для загона скота. Скотоводство увеличивается и занимает ведущую роль. Преобладают лошади (транспортные) и мясные животные.
С V—VI веков появляются железные топоры — кельты большого размера и расширяется подсечное огневое земледелие с посевами ржи, пшеницы и конопли.
Мощность хозяйства возрастает. Увеличивается охота на пушных зверей и вывоз мехов на юг.
Развивается металлургия. Железные оружие к концу периода вытесняют все другие, развивается обработка дерева и кости железными орудиями, местные кузнецы-литейщики вырабатывают железные орудия и бронзовые украшения, очень многочисленные и разнообразные.
В Уржумском музее есть много находок из Суворовского, Тюм-Тюмского и Воробьевского могильников пьяноборского времени (III—V вв. н. э.) Среди них — железные топорики, удила, наконечник копья и длинный меч, бронзовый дротик, бронзовые пластинки от чешуйчатого панциря и кольца от кольчуги, разнообразные украшения из бронзы, костяные наконечники охотничьих стрел, обломки глиняной посуды и т. д.
Наблюдаются связи с Босфорским царством и Средней Азией через сармат, с Уралом, Сибирью и Западным Поволжьем. Углубляется распад первобытнообщинных отношений. Развивается металлургия. Железные орудия и оружие к концу периода вытесняют все другие, развивается обработка дерева и кости железными орудиями.
Для борьбы с южными племенами возникает кратковременные военные союзы племен - Прикамья и Западного Поволжья.
* *
Во второй половине первого и начале второго тысячелетия н. э. междуречье Волги-Вятки населяли племена, известные по письменным источникам под названием цармис, или черемис (самоназвание их было мари).
Культура этих племен по археологическим материалам связывается с более ранними культурами края — ананьинской и пьяноборской, что говорит о сложении этих племен здесь же в междуречьи Волги-Вятки.
По-видимому, первоначально по реке Вятке жили родственные марийцам удмуртские племена, затем под натиском марийцев, теснимых с запада славянами, удмурты были вынуждены уходить в IX—X вв. за реку Вятку на реки Чепцу, Кильмезь и далее. Сохранились предания о кровопролитных столкновениях между марийцами и удмуртами и остатки укрепленных городищ того времени.
Марийцы, тесня удмуртов, доходили до Котельнича, Халтурина и даже перебирались за р. Вятку, о чем свидетельствует название некоторых городищ по реке Чепце — «Пор-кар» (марийский городок).
Есть предания о битвах между жителями городища на реке Сабинке, около Р. Сабуяла, и жителями городища, находившегося на месте нынешнего Малого Сабуяла.
Археолог Спицын считает наше Шевнинское городище одолемом (удмуртское поселение). Здесь был найден медный котел и серебряное ожерелье, а также, бронзовая подвеска украшение («лунница») X—XII века, находящаяся в Уржумском музее.
Старые родовые общины при смешении племен превратились повсюду в территориальные. В общинах при имущественном неравенстве появлялись князья-феодалы, захватывавшие общинные земли в свою собственность и облагавшие населению данью.
С X века вместе с усовершенствованием выплавки железа появляются железные лесорубные топоры с широким лезвием и легкие сошники. С X—XI вв. вырубаются под пашни значительные площади лесов, и начинается обработка земли сохой с помощью лошади вместо ручной мотыги. Около д. Берсениха найдены легкий сошник и боевой топор болгарского типа XI—XIV вв., хранящиеся в музее. О развитии земледелия говорят также находки жерновов сменивших древние зернотерки.
Кроме земледелия и скотоводства, большое значение сохранила охота, особенно на пушных зверей, и подспорьем в хозяйстве являлось бортничество (сбор меда диких пчел).
На городищах и могильниках находят изделия местного производства, что говорит о развитии кузнечного и литейного ремесла, и завезенные из других стран дорогие изделия, принадлежавшие представителям знати. Находки, относящиеся к X—XIV вв., в разное время найдены в селе Лопьял, д. Лялькино и др. местах.
Марийские и удмуртские племена в глуши лесов хорошо сохраняли облик своей культуры, но в дальнейшем подвергались воздействию Волжско-Камской Болгарии — государства X—XIV вв., независимого в домонгольский период и с XIII века подчиненного Золотой Орде.
Марийцы нередко бывали воинственными союзниками болгар для защиты от набегов соседних народов и походов славянских князей и новгородских ушкуйников, а также были связаны с Болгарией и экономически, поставляли ей пушнину и другое сырье и получали из Болгарии или через нее ценные металлические и другие изделия и украшения.
Н. АРБУЗОВА.
Источник: “Уржумская старина”, № 5, сентябрь-октябрь 1991 года, с. 1-3. |