Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Далекое прошлое нашего края

Далекое прошлое нашего края

...3000—4000 лет тому назад, в эпоху бронзы, наш край был населен племенами, занимавшимися охотой, рыболовством, мотыжным земледелием и собиранием дикорастущих растений. Орудия труда и оружие делались в это время из камня и кости и реже из бронзы (наконечники стрел, топорики, серпы, ножи).

В Уржумском музее есть несколько сверлильных топоров и молотков из серого камня, большой каменный топор-молот, топорик-клин, большой топор без отверстия для рукоятки и характерные долота и тесла из опоки для обработки дерева. Все эти предметы были найдены в разное время на территории бывшего Уржумского уезда.

Жилищами в эпоху бронзы, вероятно, были полуземлянки — неглубокие ямы с коническими или односкатными перекрытиями из жердей, покрытых шкурами или кожами животных. Небольшие поселения на 50—60 человек располагались по возвышенным сухим берегам рек и озер.

На основе местной культуры поздней бронзы возникла ананьинская культура эпохи железа на обширном пространстве Прикамья и лесостепной зоны Западной Сибири. Она охватывает период VIII—III вв. до нашей эры.

Население этого времени принадлежало к монголоидам с небольшой европеоидной примесью.

Ананьинские племена вели комплексное хозяйство, основными отраслями которого были земледелие и скотоводство, а охота и рыболовство отошли на второй план. Подсобную роль играло собирание мёда диких пчел, ягод, орехов, съедобных корней, моллюсков и т. д.

Земля обрабатывалась мотыгами с наконечниками из трубчатых костей животных или бронзы. Посевы были яровые.

Зерна растирались зернотерками из двух камней и пестами. Небольшие стада лошадей, крупного и мелкого скота и свиньи летом паслись на лугах, а на зиму для них заготовлялись веточные корма. Имелись собаки.

Охотились с помощью луков и стрел с костяными наконечниками (реже каменными или бронзовыми) на лосей, медведей, кабанов, волков, лисиц, куниц, бобров, соболей, белок, зайцев и дикую птицу. Со временем все увеличивалась охота на ценных пушных зверей для обмена с южными народностями на металлические изделия и украшения.

Ананьинцами были известны металлургия меди и железа, обработка кож и растительного волокна, ткачество. Сохранились остатки древних медных копей у д. Тюм-Тюм около Шурмы и Акбатырево Малмыжского района. На Буйском и Ройском городищах найдены глиняные тигли, шлаки от выплавки железа и бронзовый топорик незаконченной обработки.

Воины вооружались луками со стрелами, копьями с бронзовыми и железными наконечниками и боевыми топориками из бронзы — кельтами.

Одежда воинов скифского типа делалась из тканей шерстяных или растительных волокон.

Мужчины и женщины носили много украшений из бронзы — бляшек, височных колец, шейных обручей, бус, нагрудных украшений и браслетов. На украшениях преобладал звериный стиль — образы животных, их голов, глаз, когтей и др., особенно лося, медведя и хищных птиц.

Посуда, лепившаяся из глины, украшалась ямками, шнурами, ногтевыми давлениями и зубчатым штампом. Обломков такой посуды очень много на Буйском и др. городищах по реке Вятке. По орнаментам археологи датируют и находки.

Накопление богатств в роде — зерна, скота, пушнины и металла приводило к межродовому обмену и кровопролитной борьбе за охотничьи угодья, запасы пушнины и другую добычу, вызывая необходимость защиты поселений от грабежей, устройство укрепленных городищ.

Городища Ананьинцев располагались на узких мысах высоких берегов рек Камы и Вятки — больших водных путей. С двух сторон они ограничивались крутыми склонами берега и оврага, а с третьей — защищались глубоким рвом и земляным валом с частоколом из бревен, окружавшим всю площадку городища.

Жилищами, очевидно, были ямы до 40 метров длиной, 4—6 метров шириной, до 1 метра глубиной, перекрытые тонкими деревьями с несколькими открытыми очагами внутри.

По реке Вятке в Кировской области изучены городища Пижемское (близ г. Советска), Лебяжское, Белоглазовское, Буйское, Ройское и Аргыжское.

Общество ананьинской культуры переживало позднюю стадию родового строя. Наряду с пережитками матриархата сильны элементы патриархата. Наблюдалось социальное расслоение с выделением знати и наличием патриархального рабства. Существовал культ предков, солнца, медведя и птиц.

Прослеживаются связи ананьинцев с Сибирью, Северным Кавказом, Побережьем Белого моря и Финляндией. Со скифами и сарматами связи были торговые и культурные, и через них проникали в наш край серебряные изделия из Ирана и Средней Азии.

Ананьинская культура оказала большое влияние на более поздние культуры бассейна реки Камы до конца первого тысячелетия н. э.

С III по VI век н. э. племена ананьинской культуры переживают более позднюю стадию своей истории — период пьяноборской культуры. В этот период сильно возрастает плотность населения и появляется большая сеть городищ на старых и новых местах. Встречаются полуземлянки круглой формы с коническими крышами, расположенные по окружности, с площадкой в центре для загона скота. Скотоводство увеличивается и занимает ведущую роль. Преобладают лошади (транспортные) и мясные животные.

С V—VI веков появляются железные топоры — кельты большого размера и расширяется подсечное огневое земледелие с посевами ржи, пшеницы и конопли.

Мощность хозяйства возрастает. Увеличивается охота на пушных зверей и вывоз мехов на юг.

Развивается металлургия. Железные оружие к концу периода вытесняют все другие, развивается обработка дерева и кости железными орудиями, местные кузнецы-литейщики вырабатывают железные орудия и бронзовые украшения, очень многочисленные и разнообразные.

В Уржумском музее есть много находок из Суворовского, Тюм-Тюмского и Воробьевского могильников пьяноборского времени (III—V вв. н. э.) Среди них — железные топорики, удила, наконечник копья и длинный меч, бронзовый дротик, бронзовые пластинки от чешуйчатого панциря и кольца от кольчуги, разнообразные украшения из бронзы, костяные наконечники охотничьих стрел, обломки глиняной посуды и т. д.

Наблюдаются связи с Босфорским царством и Средней Азией через сармат, с Уралом, Сибирью и Западным Поволжьем. Углубляется распад первобытнообщинных отношений. Развивается металлургия. Железные орудия и оружие к концу периода вытесняют все другие, развивается обработка дерева и кости железными орудиями.

Для борьбы с южными племенами возникает кратковременные военные союзы племен - Прикамья и Западного Поволжья.

 

* *

Во второй половине первого и начале второго тысячелетия н. э. междуречье Волги-Вятки населяли племена, известные по письменным источникам под названием цармис, или черемис (самоназвание их было мари).

Культура этих племен по археологическим материалам связывается с более ранними культурами края — ананьинской и пьяноборской, что говорит о сложении этих племен здесь же в междуречьи Волги-Вятки.

По-видимому, первоначально по реке Вятке жили родственные марийцам удмуртские племена, затем под натиском марийцев, теснимых с запада славянами, удмурты были вынуждены уходить в IX—X вв. за реку Вятку на реки Чепцу, Кильмезь и далее. Сохранились предания о кровопролитных столкновениях между марийцами и удмуртами и остатки укрепленных городищ того времени.

Марийцы, тесня удмуртов, доходили до Котельнича, Халтурина и даже перебирались за р. Вятку, о чем свидетельствует название некоторых городищ по реке Чепце — «Пор-кар» (марийский городок).

Есть предания о битвах между жителями городища на реке Сабинке, около Р. Сабуяла, и жителями городища, находившегося на месте нынешнего Малого Сабуяла.

Археолог Спицын считает наше Шевнинское городище одолемом (удмуртское поселение). Здесь был найден медный котел и серебряное ожерелье, а также, бронзовая подвеска украшение («лунница») X—XII века, находящаяся в Уржумском музее.

Старые родовые общины при смешении племен превратились повсюду в территориальные. В общинах при имущественном неравенстве появлялись князья-феодалы, захватывавшие общинные земли в свою собственность и облагавшие населению данью.

С X века вместе с усовершенствованием выплавки железа появляются железные лесорубные топоры с широким лезвием и легкие сошники. С X—XI вв. вырубаются под пашни значительные площади лесов, и начинается обработка земли сохой с помощью лошади вместо ручной мотыги. Около д. Берсениха найдены легкий сошник и боевой топор болгарского типа XI—XIV вв., хранящиеся в музее. О развитии земледелия говорят также находки жерновов сменивших древние зернотерки.

Кроме земледелия и скотоводства, большое значение сохранила охота, особенно на пушных зверей, и подспорьем в хозяйстве являлось бортничество (сбор меда диких пчел).

На городищах и могильниках находят изделия местного производства, что говорит о развитии кузнечного и литейного ремесла, и завезенные из других стран дорогие изделия, принадлежавшие представителям знати. Находки, относящиеся к X—XIV вв., в разное время найдены в селе Лопьял, д. Лялькино и др. местах.

Марийские и удмуртские племена в глуши лесов хорошо сохраняли облик своей культуры, но в дальнейшем подвергались воздействию Волжско-Камской Болгарии — государства X—XIV вв., независимого в домонгольский период и с XIII века подчиненного Золотой Орде.

Марийцы нередко бывали воинственными союзниками болгар для защиты от набегов соседних народов и походов славянских князей и новгородских ушкуйников, а также были связаны с Болгарией и экономически, поставляли ей пушнину и другое сырье и получали из Болгарии или через нее ценные металлические и другие изделия и украшения.

Н. АРБУЗОВА.

Источник: “Уржумская старина”, № 5, сентябрь-октябрь 1991 года, с. 1-3.

Категория: Уржумский уезд | Добавил: Георгич (23.02.2016)
Просмотров: 347 | Теги: Арбузова, Вятская губерния, далекое прошлое, Уржумский уезд, ананьинские племена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта