Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Стахановцы на страницах «Кировской искры» ч. 4

Стахановцы на страницах «Кировской искры»

4. Стахановское движение в МТС

Машинно-тракторные станции (МТС), хотя и работали в сельском хозяйстве, были промышленными предприятиями. Они создавались как подразделения АО «Трактороцентр», которое затем было преобразовано в союзное госпредприятие (ФГУП, как сейчас бы это назвали) Наркомата земледелия СССР. Но рабочие и служащие МТС имели статус работников промышленности.

В 1929 г. была создана Шурминская МТС, в 1935 г. - Уржумская и Буйская МТС, в 1939 г. - Лопьяльская МТС. В каждой работали сотни человек. Отряды механизаторов были в каждом сельсовете. Они взяли на себя всю пахоту, а накануне войны — значительную долю уборки зерновых в колхозах. В штатах МТС были участковые агрономы, зоотехники, а потом и ветврачи, которые обслуживали колхозы и внедряли научно обоснованные методы ведения сельского хозяйства. Были и политотделы — кураторы сельских территориальных организаций ВКП(б).

23 апреля 1936 г. состоялось совещание 26 комсомольцев-трактористов Уржумской МТС. О нём газета писала 28 апреля. Призыв: «Дадим на трактор 1000 га вспашки за сезон». Обязались сделать МТС целиком стахановской. Бригадир 1-го отряда Баранов в 1935 г. вспахал 783 га на трактор при 7-8 часовом рабочем дне. Обязался до минимума сократить простои тракторов и работать 9-10 часов.

23 мая «КИ» сообщила: Премии по 20-25 рублей получили механизаторы Уржумской МТС. Михалёв на ЧТЗ вместо 10 га в смену вспахал 22,6 га. Кожевников на севе вместо 5,5 га сеял 8 га. Д. Филиппов давал 8,5 га на севе. Куклин премирован за хорошую постановку учёта. Бригадир Домнин пахал 22,1 га за смену на ЧТЗ.


ЧТЗ с прицепным «Коммунаром» на полях одной из МТС (фото commons.wikimedia.org)

В Буйской МТС за весну выковалось более 20 стахановцев. Они дают за смену 6-9 га при экономии горючего 15-25 кг. «Но дирекция МТС недостаточно заботится о создании лучших условий для работы стахановцев, не окружает их особым вниманием. Трактористы стахановцы в отрядах в таких же условиях, как и не стахановцы, технической учёбы с ними не организовано, изучения и передачи их опыта другим отрядам нет. Лишь 2 тракториста стахановца Масленников и Картавых выдвинуты на помбригадиров. В стахановском отряде №3 директор МТС не бывает... Дирекция и рабочком лучшим отрядам обещали музыкальные инструменты (гармоники), но их до сих пор нет. Парторганизация (парторг Копысов) со стахановцами трактористами не развернула должной работы, даже ни разу никто с ними не беседовал» (Стахановец. Создать лучшие условия для работы стахановцев, 28 мая).

28 июля газета писала, что 24 июля тракторист отряда №12 Буйской МТС Александр Колобов за 10 часов на 15-сильном трактора вспахал 11,33 га при норме 4,5 га и сэкономил 70 кг горючего. За смену он заработал 32,5 трудодня и 81 руб. 25 коп. деньгами, а также 24,5 руб. за экономию горючего.

29 июля — что тракторист отряда №9 Буйской МТС Ф.И. Селюнин ежедневно перевыполняет нормы. Вместо 4,5 га за смену — до 10 га. За 4 дня заработал 46,3 трудодня и 115 рублей, а также 59 руб. за экономию 163 кг горючего.

5 августа: отряд №9 Буйской МТС вместо нормы 10 га в смену ежедневно пашет 27-28 га. Головной план по 1900 га к 4 августа перевыполнен — вспахали по 2300 га, планируют довести до 3000 га на трактор. Бригада премирована гармоникой за 400 руб.

5 августа Уржумская МТС выполнила годовой план тракторных работ в размере 19600 га мягкой пахоты. Директор Зуев премирован 1500 руб., старший агроном Касаткин и старший механик Корчёмкин — по 1000 руб. Бригадир стахановского отряда №9 Домнин — 500, тракторист Михалёв — 300, Лямин — 150. Бригадир отряда №4 Гневышев — 300, механик Урванцев — 200, тракторист отряда №4 Рябов — 100, тракторист отряда №2 Заболотских — 100, бригадир отряда №8 Корчёмкин — 200, тракторист отряда №1 Вершинин — 100, зав. нефтебазой Ислентьев — 500. Всего дирекцией МТС премировано 12 человек (М. Болховских. Премированы лучшие трактористы, «КИ» за 15.08.36).

Встречалась и критика. Так, 28 августа газета опубликовала письмо трактористов Иванова и А. Осетина. Бригадир отряда №17 Буйской МТС В. Сунцов занимался приписками и уравниловкой. 21 июня И. Зенцов вспахал 6,8 га, а ему поставили 6,4 га. И. Терентьев вспахал 4,8 га, а поставили 5,5 га. 13 августа Илья Зенцов вспахал 6,2 га, а поставили 5,15 га. Сунцов не доводил до трактористов, сколько они вспахали за смену и сколько сэкономили горючего.

29 августа 1936 г. — снова об успехах. Бригадиры Буйской МТС на производственном совещании взяли обязательство: «В ответ на вылазку гнусных троцкистско-зиновьевских гадов, организовать работу на вспашке зяби по-стахановски». (Имелся в виду очередной открытый процесс в Москве над группой Пятакова.) Трактористы байсинского отряда №14 Д.А. Савинцев и П.Я. Савинцев делают 200% нормы и экономят 20% горючего. Только 23 августа Дмитрий Андреевич Савинцев вспахал 8,5 га и сэкономил 38 кг. Он заработал в смену 64 руб. 49 коп. и 55,5 кг хлеба.

10 ноября бригадир отряда №4 Уржумской МТС обязался в газете: «Будем работать ещё лучше». Отряд брал обязательство вспахать 1000 га на колёсный трактор, сделал 1098 га. Именно за счёт стахановских методов, а не удлинения рабочего дня: прицепили плуги с 6 отвалами вместо 5 отвалов и не имели ни одного простоя. Это позволило пахать на 2-3 га сверх нормы каждый день. В среднем было 7,5 га в смену. М.В. Огородов вспахал даже 10 га. Отряд получил премию 500 руб.

Теперь номера за 1938 год. 16 апреля в Уржумской МТС прошло совещание бригадиров и трактористов-стахановцев. 19 числа газета сообщила, что директор Зуев поставил задачу внедрить стахановские методы работы во всех отрядах. На ЧТЗ вспахать 3000 га, на колёсный трактор - 1100 га, экономя горючее и снижая себестоимость.

17 июля из статьи комбайнера Уржумской МТС С.П. Филипповых видно, что в МТС выполняют задачу сделать стахановцев новаторами производства. Этот передовик подробно описывает изменения, внесённые в конструкцию комбайна «Коммунар»: выгрузка бункера на ходу, задвижки для контроля хода зерна в шнеках, эффективная очистка колосового шнека, усовершенствование молотилки и очистки масла от пыли. В районе было уже 30 комбайнов.


Сложная молотилка (bbci.co.uk)

13 сентября «КИ» писала об успехах Н.К. Самоделкина из Буйской МТС. Он на сложной молотилке перевыполнял нормы на обмолоте семян клевера — до 10 ц в день при норме 4 ц. 8 числа он за день заработал 243 руб. плюс ещё 10 руб. за каждый центнер. За 16 дней он заработал 975 руб.

Из газеты видно, что МТС района были очагами по-настоящему стахановского отношения к делу.

А. ИКОННИКОВ

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 35, 31 августа 2019 г.

Продолжение

Категория: Промышленность, производство, передовики | Добавил: Георгич (30.09.2019)
Просмотров: 443 | Теги: Уржум, стахановцы, МТС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта