Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [44]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Крестный подвиг

КРЕСТНЫЙ ПОДВИГ

Обо всем этом рассказывал мне Александр Николаевич, когда навещал я его в неведо­мом для меня ранее селе, расположенном на низменной местности вдали от совре­менных автомагистралей. Знакомясь с церковью, ее историей, я задумывался, что сей храм не простой, ведь даже в годы разгула воинствующего атеизма он был храним Господом Богом и ничего в нем не было разграблено или уничтожено.
В начале девяностых годов канониза­ция иеромонаха отца Матфея еще только намечалась, а мне казалось, что это место должно дать новую лич­ность, которая также бу­дет почитаемой народом. Не только одни предчув­ствия утверждали меня в этой мысли, были и конк­ретные события.
Как-то мой младший сын, который в ту пору учился в пятом классе, решил нести строгий пост. Решение это было как бы не подлежащим обсуждению, а потому никакие доводы, подтал­кивающие к смягчению условий несения поста, не принимались. Строгий пост - это вода и хлеб, а до Пасхи было еще больше месяца. При­шлось ехать к отцу Алек­сандру в Беляево с просьбой о помощи. Александра Николае­вича дома не оказалось - он был на служ­бе, а нас радушно приняла Эмилия Васи­льевна - матушка. Сынуля с дороги заб­рался на русскую печку. Пришел отец Алек­сандр, мы поприветствовали друг друга, и я рассказал свою просьбу. Александр Ни­колаевич тоже забрался на печь и присту­пил к расспросам. После своей беседы отец Александр наказал нам больше не донимать увещеваниями сына. На следую­щий день вечером мы были в Уржуме. Че­рез некоторое время, как-то очень неза­метно, наш отрок заменил строгий пост на более мягкий.
В 1994 году, по лету мы решили навес­тить отца Александра. Жена с сыном Васи­лием возвращались из Нижнего Новгоро­да, и наша встреча должна была состоять­ся в Яранске у родителей наших друзей. В назначенный день вместе с сыном Игна­том мы выехали из Уржума. Была суббота, утро, листва блестела после дождя. Неза­метно долетели - иного и не скажешь - до Пижанки. Уже на выезде из поселка нас ос­тановил сотрудник ГАИ и попросил доку­менты для проверки. Проблемы, казалось, не было никакой, но тут я понял, что все документы оставил дома. Все без исклю­чения. Капитан быстро оценил обстановку и, не дожидаясь моего признания, сделал свое резюме: «Так, документов, значит, нет». «Нет, - говорю, - оставил дома». «Мо­жет, какая бумага с фотографией есть, что вы, как вы это утверждаете, есть вы - Зо­рин Владимир Игнатьевич», - решил помочь мне страж дорожного порядка. Но ни­чего подобного в багажном ящике обнару­жить не удалось, ни одной бумажки, на ко­торой бы была моя фамилия. «А кто с вами едет, - спросил добрый капитан, мо­жет у него документы есть?» «Нет, - отве­чаю, - и у него нет». «Как я должен вам по­верить, а поверить вам почему-то хочется, - начал размышлять вслух гаишник, - мо­жет вы угонщики, я вас отпущу, а через минуту мне по рации сообщат, что машина с таким то номером - с вашим номером в розыске?» Я не решался что-либо совето­вать и полностью положиться на судьбу и на Божью помощь. Размышляя таким об­разом, я поймал себя на мысли, что в трудную минуту, как и все, не забываю вспоминать Боженьку. «Езжайте», - сказал капитан, и не очень довольно повернулся в сторону своего УАЗа - ему даже нечего было мне вернуть. Это паломничество в Беляево закончилось благополучно.
В 1987 году православные христиане отметили 1000-летие со дня Кре­щения Руси. Этот юбилей стал перелом­ным в отношениях церкви и государства - атеизм исключили из доктрины государ­ственного устройства. Казалось, получив свободу миссионер­ства, священнослужи­тели ринуться в без­божный народ, кото­рый стал таковым не по своей воле, и нач­нут обращать его в веру Христову. Но ни­чего подобного пока не происходит. Наши церкви больше напо­минают секты, испо­ведующие, какой-то свой вариант православной веры, в котором главное - не любовь, а забота о собственном спасении.
Как-то один моло­дой священник сказал: «А зачем народ звать в церковь, кто хочет, тот молится за свое спасение, а кому это не нужно, так это ему не нужно». Но такая позиция совер­шенно неестественна. Она была оправда­на, когда в советские времена перед, цер­ковью стояло главной задачей, сохранение самой возможности быть не разгромлен­ной до конца.
Сегодня, когда народ, сама власть без­молвно обратились за помощью к церкви, церковь оказалась неспособной ответить на такой порыв внимания к себе и, как бы, попросила время на оценку происходяще­го. Потому-то, наверное, и видим в церкви людей возраста, у которого все позади -учеба, молодость, работа и самое главное дети, которые давно уже стали взрослыми. Потому-то, наверное, не услышав голос своего пастыря, каждый стал создавать свои истины. Мы стали жить в несчетном количестве истин - что ни человек, то оче­редной вариант истины. А ведь это нечто иное, как Новое Вавилонское столпотворе­ние. Власть же, которая первоначально тоже была не прочь сверять свою жизнь по одним, раз и навсегда принятым крите­риям, осталась совершенно без какого-либо контроля и такое положение ей, влас­ти, стало уже не в тягость. Вот и живем мы сегодня в условиях, когда с одной стороны некому человека на путь истинный напра­вить, а с другой - защитить тоже. Да, конечно, есть законы, прокуратура, суд - все это так, но закон - это не совесть, закон - явление временное: сегодня ты по закону преступник, а завтра запросто по этому же поводу можешь стать героем. Значит, что-то должно и существует выше законов -совесть, в основе которой истина, а истина есть Бог.
Такое состояние взаимоотношений церкви и народа, церкви и власти меня волнует давно, более десяти лет. Но эту тему с Александром Николаевичем - отцом Александром никогда не обсуждал. Мне казалось, что человеку, которому в не­далеком будущем настанет время «за штат» трудно перестроиться, что пробле­мы нового времени - это проблемы нового поколения священнослужителей. В этом моем мнении он меня укреплял своими рассуждениями и поступками. Александр Николаевич говорил, что из Беляево боль­ше никуда не поедет, это, мол, его родина - где начал свой жизненный путь, там его и закончит. Такое поведение не было позой словно сосланного в захолустье богослова. В 1994 году на празднование столетия Никольской церкви в Беляево приехал ар­хиепископ Вятский и Слободской Хрисанф. На престольный праздник собралось мно­го гостей, а нас же из Уржума было чело­век 10-12. По окончании торжественной службы для владыки был накрыт празд­ничный стол. Так получилось, что именно мы - уржумские паломники были пригла­шены к совместной трапезе с архиеписко­пом Вятским и Слободским Хрисанфом. Мне показалось, что владыка был растро­ган таким приемом - видано ли, чтобы заш­татная сельская церковь не смогла вмес­тить всех желающих, а машин по улице было расставлено, как будто в старые вре­мена обкомовское совещание проводили. Во время этой трапезы, которая по време­ни протекала часа полтора, владыка, ска­зав немало добрых слов в адрес отца Александра предложил взять ему любой приход в епархии за исключением некото­рых и перечислил исключения. Александр Николаевич поблагодарил архипастыря и сказал то же самое, что и говорил совсем недавно мне, то есть отказался что-то ме­нять в своей жизни,
И вот первое известие о том, что отец Александр переехал в Тужу, поставило меня в тупик.
Александр Николаевич был очень воле­вым человеком. Помню, как он вспоминал про те насмешки и издевательства, кото­рые он терпел в школе. «Еще с дошколь­ных лет, - рассказывал Александр Никола­евич, - я был приучен в праздники быть в церкви. То же самое было и в школе. Не­смотря на все запреты и урочные дни, в церковные праздники я был на службе от начала и до конца. А на следующий день директор непременно устраивал обще­школьную линейку, меня выводили на центр, и начинались упражнения в красно­речии по поводу моего «недостойного» по­ведения».
В то же время в Беляевской школе учился Валерий Николаевич Мотовилов, который ныне на пенсии. Он хорошо по­мнит Александра Николаевича и то прозви­ще, которое было дано будущему кандида­ту богословия. А ведь кандидатов богосло­вия после смерти протоирея Александра осталось в нашей епархии всего два чело­века, и один из них владыка Хрисанф.
Еще больше было мое удивление, когда Екатерина Ивановна рассказала о том, что отец Александр начал строить в Туже цер­ковь. Этот поступок не находил совершен­но никакого объяснения. Что случилось, почему так круто изменил отец Александр свой жизненный путь?
И вот, последняя весть, весть трагичес­кая - смерть протоиерея отца Александра. И снова вопросы: почему Господь сподо­бил ему такую нелепую смерть, смертель­ную травму в строящемся храме от удара в голову частью подтоварины? Что это за знак, что за оценка трудов? Как это надо понимать?
Из тринадцати священников, присут­ствовавших на похоронах, большинство были людьми молодыми. Эта деталь тоже осталась в памяти, но все как-то не находила своего места. Надо сказать вот еще что. Слава Богу, не каждый день мы хоро­ним священников, а потому не знаем неко­торых особенностей этой процедуры для наших пастырей. Одна из .этих особеннос­тей заключается в том, что даже при от­крытом гробе лицо покойного остается зак­рытым специальной подушечкой, так что при прощании люди подходили к гробу, кла­нялись и единственное что видели - руки. И это, наверное, очень мудрый ритуал, по­скольку в памяти остается живой человек, а не мертвый, он как бы не умер, посколь­ку ты его таковым не видел, и от этого на душе становиться легче.
В моей библиотеке есть три подарка от Александра Николаевича - избранные со­чинения Г. Сковороды, том епархиальных ведомостей за 1887 год и самый дорогой - это рукопись курсовой работы, за которую отцу Александру была присвоена степень кандидата богословия. Но так случилось, что у меня не оказалось фотографии Алек­сандра Николаевича. И вот, при взгляде на календарь моя разномыслица пришла в порядок.
Таков уж христианский мир, чтобы понять очевидное, непременно нужна жертва: смерть отца Александра не была нелепой случайностью. Полагаю, что он знал о ней заранее. Более того, его отказ от тихой и размеренной жизни в Беляево не считаю импульсивным решением или результатом чьих-то убедительных угово­ров. Скорее всего, отцу Александру было видение, и он получил наказ и предсказание своих последних лет жизни.
В чем нуждается сегодняшняя право­славная церковь - в примере. В примере того, каким образом необходимо возрож­дать саму церковь, каким образом спасать Россию и ее народ. И отец Александр дает этот пример, он начинает возрождать в Туже приходскую жизнь почти с нуля, начи­нает строительство храма и активно зани­мается воспитанием взрослых и детей - он идет в народ. Этот воспитательный про­цесс, как пастырь, он строит через укреп­ление в людях веры в Господа нашего Иисуса Христа. Если вдуматься, то в нор­мальной жизни такой объем работ мог взвалить на себя лишь молодой священ­ник, полный сил и временного запаса для исполнения своих планов, а не обременен­ный жизненной мудростью богослов, кото­рому давно пора читать лекции студентам на какой-нибудь кафедре. Конечно, не за­метить этого люди не могли, и в Туже веру­ющих и ищущих дорогу к Богу стало боль­ше. Это видно без всяких социологических исследований. Та церковь, которую строил Александр Николаевич, финансировалась за счет прихожан, их пожертвований. Ду­маю, что после смерти отца Александра верующих в Туже стало еще больше. И все же, вряд ли только ради этого нужна была жертва жизнью отца Александра. Думает­ся, эта предначертанная свыше жертва, прежде всего, была нужна молодым свя­щенникам. Их внимание, своей смертью, к проблемам вза­имоотношений церкви и народа, церкви и власти, к проблемам возрождения России привлек отец Александр.
Трагическая смерть протоирея Алексан­дра мгновенно сделала смысл его жизни доступной прихожанину и священнослужи­телю. И всем стало ясно - такой нужен се­годня пастырь, таково место и значение пастыря в нашей жизни, такой крест выпал на долю нынешних священнослужителей, крест во имя спасения веры, нашей право­славной церкви и России.
В.Зорин
"Уржумские Ведомости" №04-05 апрель-май 2001 года
 
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (22.01.2016)
Просмотров: 540 | Теги: религия, Священник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта