«Мы ехали шагом...»
или В гостях у робинзонов ХХI века
- Как ехали-то к нам?
- Мы ехали шагом...
Разговор этот состоялся в магазине деревни Шуэть, в которую мы, журналисты «Кировской искры» приехали в начале мая. Задали вопрос местные жители не из праздного любопытства. Просто тема дороги для них сейчас самая что ни на есть злободневная. А мы в ответ сказали правду — от асфальта мы действительно шли пешком...
Вообще-то, дороги делаются для того, чтобы соединять населенные пункты. Эта дорога, наоборот, разъединяет. Всего-то два километра, но их вполне достаточно, чтобы жители Шуэти, которые, кстати, вполне законопослушные, аккуратно принимающие участие в выборах, превратились в робинзонов ХХI века.
Дорога на Шуэть
- Ох, и «весело» у нас! - с горькой иронией восклицает Зинаида Васильевна Сорокина, первая жительница деревни, с которой мы встретились, преодолев дорогу-бездорожье. - У меня вот вчера давление было двести двадцать восемь. Что делать? Медпункта нет, медик ездит из Петровского. Да как вот она в такую погоду проедет? А у нас население в основном — пожилые люди, как им без медика...
З. В. Сорокина
Действительно, в Шуэти (полное название Мари-Шуэть), где когда-то число дворов было более ста, а население превышало четыреста человек, сейчас постоянно проживают 53 человека. Из них пенсионеров — тридцать. Есть люди, которым уже за семьдесят, вот, например, самой старшей жительнице деревни О.Я. Сундаревой — 87 лет. И, понятное дело, медицинская помощь им нужна, и причем в любую погоду. На «скорую» местные жители не надеются, мечтают о собственном медпункте. Который, как они говорят, есть, но его как бы нет. Иначе говоря, здание, оборудование есть. Но работать некому — местный медработник вышла на пенсию, и с той поры эта должность вакантна.
Трудоспособное население деревни тоже очень заинтересовано в более-менее хорошей дороге. Работы ведь в деревне нет. Молодежь в основном в Кирове, там работают и по сути там уже и живут постоянно. Остальные ездят на вахту, работают в Нолинском, Лебяжском районах на лесопилках, в Уржуме, в «Строителе». А как добираться до работы? Тоже, как мы, пешком до асфальта, а там — если повезет, кто-нибудь подвезет. Правда, ходят не по дороге, где колеи и глина, а по лугам, там дороги нет, но идти лучше. Совсем как в песенке из фильма «Гардемарины»: «Бездорожье одолеть не штука, а вот как дорогу одолеть!»
Третья категория шуэтских граждан — школьники. Их немного, всего трое. Но в школу ходить они должны. Вот они и ходят — пешком до асфальта, а там на школьном автобусе до Петровского.
Одно из самых важных мест в любой деревне — магазин. Он, в отличие от медпункта, в деревне есть. Его владелец предприниматель В.Г. Пирогов. Продавцом работает староста деревни Галина Федоровна Новикова. Здесь тоже хватает проблем.
- Главная проблема в том, что не всегда можно привезти к нам продукты, - говорит Галина Федоровна. - Иногда ведь к нам не пробраться, тут только вертолет нужен. Вот три дня назад привозили продукты, так еле-еле проехали...
В общем, жители деревни смотрят в будущее без особого оптимизма. Вот Галина Федоровна, например, с грустью говорит: «Брошены мы, наверное. Живем, как в каком-то замкнутом кольце, как на острове!» И главная причина — отсутствие нормальной дороги.
Кстати, у этих двух километров «то ям то канав» есть своя история. Если коротко, то дело было так. В 2001 году уржумские дорожники возвели земляное полотно, уложили трубы, сделали в деревне отсыпку щебнем. На этом, в связи с прекращением финансирования, работы были остановлены. В 2011 году дорога была включена в федеральную программу по развитию транспортной системы России. В 2013 году проектным бюро из Казани был создан проект. Государственная экспертиза выявила некоторые недочеты, и проект вернули на доработку. Проектировщики почему-то довести до ума свое детище не захотели. Пока ситуацию разрешали в суде, время шло, люди жили без дороги...
- У нас здесь очень красивые места, - говорит Галина Федоровна (она, кстати, родилась не здесь, а когда приехала сюда, была очарована красотой местной природы). - И будь здесь дорога, может быть, народу в деревне было бы больше. Вот летом приезжают гости, многие говорят, что хотели бы купить здесь дом и остаться жить.
Может, так и будет. Как сказали в районной администрации, договор на доработку проекта в этом году был заключен с другим проектным бюро. И в следующем году планируется дорогу здесь все-таки построить.
С. КОРОСТЕЛЁВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 24, 16 июня 2018 г. |