Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование системы оплаты труда земских учителей Уржумского уезда Вятской губернии в начале XX века (1901 – 1914 гг.)
Формирование системы оплаты труда земских учителей Уржумского уезда
Вятской губернии в начале XX века (1901 – 1914 гг.)
 
А.Г. Акшиков, научный сотрудник
МарНИИЯЛИ им. В.М. Васильева

При изучении такого социального слоя как земская интеллигенция, возникает вопрос о величине их жалования и действиях, предпринимаемых земствами, для улучшения их материального положения. Вопрос этот представляется нам весьма важным, если учесть, что земские специалисты, явились наемными работниками, чей профессионализм и положительные личные качества наиболее полно проявлялись на земской службе, прежде всего, при достойном жаловании.
Самой многочисленной профессиональной группой земской интеллигенции являлись преподаватели земских училищ, но при этом их оклады были одними из самых низких по сравнению с жалованьем других земских служащих. В земской среде отлично понимали ключевое значение учителей в деле развития просвещения и грамоты. Земствами предпринимались попытки к улучшению материального положения педагогов. Во второй половине XIX в. значительная часть земств России внедрила в практику систему оплаты труда, основанную на выслуге лет. Суть ее заключалось в том, что учитель (как, впрочем, и некоторые представители других профессиональных групп земской интеллигенции) периодически через какое-то время службы получал определенную прибавку к своему окладу. У разных земств могли различаться сумма прибавки, срок ее выслуги, а также количество прибавок. Объективно такая система оплаты труда способствовала улучшению материального положения преподавателя, и он имел стимул работать длительное время, зная, что со временем его жалованье будет увеличиваться. Кроме того, переход на службу в другое земство становился для учителя в большинстве случаев невыгодным, т.к. при назначении на новое место работы его прежний служебный стаж, а, следовательно, и надбавки за выслугу лет, в расчет не принимались. Приходилось выслуживать очередную прибавку к окладу заново. Очевидно, что такая схема стала важным условием для формирования опытных педагогических кадров, чей профессионализм поверялся временем и развивался годами службы.
Таким образом, вторая половина XIX в. характеризуется переходом российских земств к системе оплаты труда земских служащих (и, в частности, земских учителей), основанной на выслуге лет. Каким же образом развивалась она в начале XX в., и сколько получал учитель в этот период времени? Попытаемся разобраться в этих вопросах на примере Уржумского земства в период с 1901 по 1914 гг.
В 1901 г. оклады земским преподавателям Уржумского уезда выплачивались по схеме, сложившейся еще в XIX в. Если учитель поступал впервые на земскую службу, то ему назначалось годовое жалованье в 300 руб., а помощнику учителя – в 180 руб. По постановлению 37 (1893 г.) и 39 (1895 г.) очередных Уржумских уездных земских собраний к ежегодному жалованью учителя, после того как он прослужил десять лет, назначалась прибавка в 40 руб., а помощнику – в 30 руб. Затем, после каждых пяти лет службы, эта же прибавка назначались к окладам учителей и помощников соответственно. То есть, например, если учитель прослужил на земской службе 20 лет, то его жалованье достигало 420 руб. в год, а жалованье помощника – 270 руб. в год1. В 1903 г. Уржумское уездное земское собрание постановило время выплаты надбавок учителям ограничить 20 годами службы2.
В 1900 г. Вятское губернское земство озаботилось плачевным состоянием материального положения значительной части земских учителей губернии. Было решено разработать проект, предполагающий увеличение окладов жалованья для земских преподавателей и предусматривающий разделение расходов по выплате зарплаты учащим поровну между губернским и уездными земствами. В 1902 г. на рассмотрение очередного губернского земского собрания был представлен проект губернской земской управы о повышении жалованья учителям начальных земских училищ Вятской губернии. Минимальный первоначальный размер оклада учителя должен был составить 300 руб. в год. Предусматривались 4 прибавки по 30 руб. через каждое трехлетие службы, т.е. через 12 лет максимальное жалованье должно было достичь 420 руб. Для помощника учителя по проекту устанавливался первоначальный оклад в 180 руб. в год и 4 периодические прибавки через каждое трехлетие службы в 20 руб., т.е. через 12 лет он получал бы 260 руб. в год.
Половину зарплаты оплачивало губернское земство, а другую половину – уездные земства. Такую схему оплаты труда решено было ввести с 1 января 1904 г., однако, в 1903 г. очередное Вятское губернское земское собрание неожиданно отменило реализацию этого проекта3. Следует отметить, что Уржумское земство готово было присоединиться к предложенной губернским земством системе оплаты труда, позволявшей перенаправить освободившуюся часть средств на дальнейшее развитие народного образования в уезде. Могло бы улучшиться материальное положение учащих, по крайней мере, в плане скорейшего выслуживания максимального размера оклада. Вспомним, по системе надбавок, принятой Уржумским земством для земских преподавателей, учителю, чтобы начать получать оклад в 420 руб., следовало прослужить 20 лет, а по системе выплаты надбавок, предлагавшейся губернским земством, зарплата достигла бы указанной суммы всего за 12 лет. У помощника земского учителя размер оклада по предлагавшейся системе оплаты труда несколько уменьшался, но получать максимальную надбавку он начал бы уже через 12 лет.
Важным этапом в развитии начального образования в Уржумском уезде стали мероприятия по введению всеобщего обучения, инициированные Министерством народного просвещения (далее – МНП). Их реализация напрямую сказалась на материальном положении земских учащих. Летом 1906 г. в Уржумское уездное земство поступило частное письмо одного из чиновников МНП с предложением финансовой помощи, если в уезде будет принят план, обеспечивающий всех детей определенного возраста начальным образованием. Уже осенью 1906 г. очередное Уржумское уездное земское собрание рассмотрело представленные ему «Основные положения по вопросу о введении всеобщего обучения», выполнение которых обеспечивало материальную помощь со стороны казны. В частности, основные положения предусматривали: во-первых, дети обоего пола должны иметь возможность, при достижении определенного возраста, получить начальное образование; во-вторых, обязанность открытия достаточного числа училищ лежит на земствах и городах; в-третьих, на каждого учителя начальной школы должно приходиться не более 50 учащихся; в-четвертых, на один комплект учащихся (50 детей), должны приходиться один учитель и один законоучитель; в-пятых, МНП, в случае постановления земства или городского общества о введении всеобщего обучения, обязано принимать на себя расходы в размере минимального оклада содержания учащих лиц, как во вновь учреждаемых училищах, составляющих школьную сеть данной местности, так и в ранее существовавших училищах, остальные же расходы по содержанию училищ удовлетворяются из средств местного населения; в-шестых, минимальный оклад жалованья для учителей всех местностей России устанавливается в 360 руб. в год, а для законоучителей – в 60 р.; в-седьмых, каждая школа должна обслуживать район с радиусом, не превышающим 3 верст; в-восьмых, максимальный срок введения всеобщего обучения для всех местностей России устанавливается в 10 лет; в-девятых, введение всеобщего обучения в губернии, уезде или городе должно зависеть от выработки на месте определенного плана осуществления этого дела, и размер правительственного пособия на каждый год для каждой отдельной местности определяется и испрашивается органами местного самоуправления в зависимости от количества школ, открываемых в этом году4. Земское собрание с воодушевлением приняло предложение МНП, так как впервые предоставлялась возможность для осуществления земской мечты о введении всеобщего обучения в уезде. Были разработаны школьная сеть и финансовый план, обеспечивавшие реализацию всеобщего обучения. В 1917 г. предполагалось полностью обеспечить всех детей школьного возраста начальными училищами. Отметим, что впоследствии и сеть, и финансовый план не раз изменялись, но все же земство не отступилось от плана введения всеобщего обучения, а МНП не отказывало в финансировании этого проекта.
Скажем несколько слов о судьбе «Основных положений по вопросу о введении всеобщего обучения» в «коридорах власти». МНП представило их как законопроект в 1907 г. в Государственную Думу II-го созыва, но та не успела рассмотреть его, так как была распущена5. Однако с основными положениями уже была ознакомлена общественность, а некоторые земства, как, например, Уржумское, изъявили согласие на введение всеобщего обучения. Их школьные сети и финансовые планы были утверждены МНП. Чтобы выполнить свои договоренности МНП взяло кредит в 700000 руб., который в 1908 г. утвердила Государственная Дума III-го созыва6. Эта же Дума приступила к рассмотрению законопроекта о введении всеобщего образования. В думской комиссии под руководством депутата В.К. Анрепа проект обсуждался и дорабатывался около года и, наконец, весной 1911 г. был принят Думой. Однако законопроект был отклонен Государственным советом7. Сложилась парадоксальная ситуация: законопроект уже широко реализуется МНП в России, а высший законодательный орган Российской империи отказывается его утвердить. Уржумская земская управа в 1912 г., анализируя итоги пятилетней деятельности по введению всеобщего образования, констатировала: «Итак, все те обширные мероприятия, которые проходят под флагом введения всеобщего обучения, не имеют основ в законе, а исходят из отклоненного законопроекта»8.
Таким образом, с 1907 г. МНП стало выплачивать средства на содержание учителей, преподающих в начальных школах, входящих в школьную сеть, правда, поначалу не в полной мере. Так, в 1907 г. Уржумское земство просило МНП выделить средства на выплату жалованья 215 преподавателям, а получило денег только на 109 учащих; в 1908 г. просило средств на 389 учащих, а получило опять на 109 человек; в 1909 г. просило средств на 427 учащих, а получило на 236 человек; в 1910 г. просило средств на 313 учащих, а получило на 236 человек9.
Только с 1911 г. земство, наконец, стало получать от МНП пособие на выплату жалованья преподавателям в полном объеме10.
Отметим, что в ходе реализации плана по введению всеобщего обучения в Уржумском уезде переименовывается такая категория учащих как помощники учителей. Их называют вторыми учителями, а учителей – заведующими училищами. И тем и другим МНП было установлено одинаковое начальное жалованье. Разница между ними сохранялась в размере надбавок, выплачиваемых земством. Если бывшие помощники учителей продолжали получать за выслугу лет 30 рублевую надбавку, то учителя (заведующие училищами) – 40 рублевую. Кроме того, земство ввело надбавки к окладу преподавателей, заведующих начальными школами: заведующему одноклассным училищем приплачивались 30 руб., а заведующему двухклассным училищем – 60 руб.11
Государство со временем взяло на себя не только выплату минимальных окладов преподавателям начальных учебных заведений, но и стало выделять средства на выплату денежных надбавок за выслугу лет. Согласно закону от 7 июля 1913 г. о дополнительном отпуске из средств государственного казначейства 10000000 рублей на нужды начального образования, преподаватели, «состоящих в ведении министерства народного просвещения начальных училищ, входящих в школьную сеть всеобщего обучения, или получающих пособия от казны, получают из средств государственного казначейства за прослужение в начальных училищах ведомства министерства народного просвещения каждого из первых четырех пятилетий прибавки к основному окладу присвоенного им содержания в размере шестидесяти рублей в год за каждое пятилетие»12. Определялся порядок назначения прибавок: «Выслужившим до 1 сентября 1913 года двадцать и более лет выдача четырех прибавок в двести сорок рублей в год производится с 1 сентября 1913 года, при этом в 1913 году – по расчету за одну треть года, а выслужившим пятнадцать, десять и пять лет выдача соответственных прибавок производится, начиная с одного из следующих четырех годов (1914 – 1917), в той постепенности, какая будет определена министром народного просвещения»13. С 1 сентября 1913 г. в Уржумском уезде прибавки за выслугу лет стали получать 26 преподавателей, прослуживших 20 и более лет14. Очередное Уржумское уездное земское собрание 29 сентября 1913 г. постановило прекратить выдачу земских прибавок тем учителям, которые начинали получать прибавки из государственных средств15. Таким образом, преподаватели, прослужившие достаточно долго на земской службе получили возможность получать больше, чем раньше. Если, например, учитель, заведующий одноклассным начальным училищем, прослуживший 20 лет мог получить максимум 510 руб. в год (360 руб. – оклад от казны + 30 руб. – надбавка от земства за заведование училищем + 120 руб. – выплаты земства за выслугу 20 лет), то с переходом на новую систему надбавок от казны он мог рассчитывать на 630 руб. в год (360 руб. – оклад от казны + 30 руб. – надбавка от земства за заведование училищем + 240 руб. – выплаты казны за выслугу 20 лет). Налицо рост заработной платы в 1,2 раза.
К 1 января 1915 г. учительский персонал начальных школ, подведомственных МНП, т.е. в министерских и земских школах (причем следует отметить, что земских учителей среди них подавляющее большинство), по размеру получаемого жалованья распределялся так: 1 человек получал 780 руб.; 1 – 660 руб.; 23 – по 600 руб.; 2 – по 480 руб.; 2 – по 460 руб.; 1 – по 450 руб.; 17 – по 440 руб.; 17 – по 420 руб.; 24 – по 400 руб.; 12 – по 390 руб.; 406 – по 360 руб.16
Таким образом, в начале века в Уржумском уезде произошел некоторый рост заработной платы земских учителей, но система оплаты труда, в основном, не претерпела значительного изменения. Установившийся во второй половине XIX в. порядок прибавок к основному окладу за выслугу лет прочно закрепился как средство удержания на земской службе опытных педагогических кадров. Знаковым событием в земской жизни стало то, что государство полностью взяло на себе оплату труда земских учителей. В 1914 г. Уржумское земство еще выплачивало надбавки за выслугу лет преподавателям, прослужившим менее 20 лет, но согласно содержанию закона от 7 июля 1913 г. можно предположить, что это было временным явлением.

Примечания
1. Акшиков А.Г. Земская интеллигенция Марийского края второй половины 60 – 90-х годов XIX века (на материалах уездных земств). Дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. Чебоксары, 2011. С. 133 – 135.
2. Журналы Уржумского уездного земского собрания XXXVII очередной сессии 1903 г. и 3-х экстренных сессий: 21 – 22 марта, 20 мая и 16 августа 1903 года. Вятка, 1904. С. 868.
3. Першина Ю.В. Положение вятского учительства в 1900 – 1914 гг. // Вятская земля и актуальные проблемы отечественной истории XIX – XX вв. Киров, 1999. 54, 55.
4. Журналы Уржумского уездного земского собрания XL очередной сессии и экстренных сессий 18 – 19 мая и 1 декабря 1906 года с приложениями. Вятка, 1907. С. 600, 601.
5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. М., 1991. С. 46.
6. Журналы Уржумского уездного земского собрания XLVI очередной сессии 1912 года. Уржум, 1913. С. 482.
7. Очерки истории и педагогической мысли народов СССР… С. 62, 63.
8. Журналы Уржумского уездного земского собрания XLVI очередной сессии 1912 года… С. 482.
9. Журнал Уржумского уездного земского собрания XLV очередной и экстренной сессий 25 ноября 1911 года и 5 – 6 апреля 1912 года. Уржум, 1912. С. 322, 323.
10. Журналы Уржумского уездного земского собрания XLVI очередной сессии 1912 года… С. 517.
11. Журналы Уржумского уездного земского собрания XLIII очередной сессии 1909 года (с приложениями). Уржум, 1909. С. 207; Журналы Уржумского уездного земского собрания XLV очередной и экстренных сессий 25 ноября 1911 года и 5 – 6 апреля 1912 года (с приложениями). Уржум, 1912. С. 145.
12. Журналы Уржумского уездного земского собрания экстренной сессии 18 августа 1913 года и XLVII очередной сессии с 20 сентября по 2 октября 1913 года. Уржум, 1913. С. 1578, 1579.
13. Там же. С. 1579.
14. Журналы Уржумского уездного земского собрания XLVIII очередной сессии 1914 г… С. 249.
15. Журналы Уржумского уездного земского собрания экстренной сессии 18 августа 1913 года и XLVII очередной сессии... С. 151.
16. Журналы Уржумского уездного земского собрания чрезвычайных сессий 5 – 7 июня и 24 – 26 августа 1915 года, XLIX очередной сессии с 5 по 18 октября 1915 г. и чрезвычайной сессии 7 – 10 февраля 1916 года (с приложениями). Уржум, 1916. С. 491.

Источник: МАРИЙСКИЙ АРХИВНЫЙ ЕЖЕГОДНИК – 2012, Научно-методический сборни
Категория: Образование | Добавил: Георгич (09.04.2018)
Просмотров: 317 | Теги: земство, учителя, Уржум, образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта