Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [44]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учительница первая моя
Учительница первая моя
П. И. Шамов

Уржумский уезд Вятской губернии был одним из самых значительных по площади — 10 тыс. квадратных километров и по количеству населения — 342 тыс. жителей. Особое место в уезде занимала Сердежская волость, в которой к середине XIX века насчитывалось 45 поселений.
Очень хочется рассказать ещё раз о тех местах, где родилась и провела свои сознательные и молодые годы Мария Марковна Пальчикова, первая учительница музыки Петра Ильича Чайковского. Места сей волости весьма примечательны по природе своей, населению, его интересам и деятельности.
 

Мария Марковна Логинова (Пальчикова)

Деревня, где родилась Мария, называлась Вотская, насчитывала четыре десятка домов. Располагалась на возвышенных местах, так называемых увалах, в трёх верстах от волостного правления Большого Сержа, где было крестьянского населения значительно больше. В деревне наряду с русскими жили и вотяки, на что указывает название деревни.
Вотскую деревню пересекала речка, примерно на средине течения бил ключ, куда стремились все жители за водой. Ключ впадал в небольшую речку Чешму, протекающую по деревне с востока на запад, а потом, резко повернув на север, речка, обогнув возвышенность (так называемую Шиходар), соединялась с рекой Байса, которая протекает с запада на восток 69 километров.
На своём пути Байса имела более десятка мельниц. Несмотря на возвышенные места, ветряков для работы с жерновами не ставили, муку получали, сделав запруду, и использовали силу воды. Вотская мельница находилась под горой, и до реки Байсы от деревни было расстояние около одной версты.
Мельница была одной из самых мощных на Байсе, так как через несколько вёрст Байса впадала в Вятку в районе деревни Мысы. Население деревни Вотской, как и всей округи, было крестьянским; сеяли рожь, пшеницу, ячмень, горох, чечевицу. Себя кормили и часть продавали. Земли были достаточно плодородные, урожайность зерновых была сам-6, что означало: посеял 100 кг, собрал 600 кг. Тяжёлый крестьянский труд: от зари до зари, особенно весной, летом, осенью.
Особенностью этого округа было то, что на 1830 год в нём не было церквей, а которые были, то на весьма отдалённом расстоянии: Рождество-Богородицкая церковь (1720) в селе Рождественское и Петропавловская в селе Петровское. Не скажешь, что были далеки от Бога, но на праздники народ мог позволить себе сходить помолиться. Сход решал все вопросы, всё было по-новгородски.
Встал вопрос в волостном поселении, где состояло почти сто хозяйств, о постройке церкви. Сход решил построить церковь в 8-ми верстах от Сердежа, на берегу Вятки в местечке Мелянда. А всё почему?
Не оттого, что верой слабы, а потому, что населения было много, не случайно Вятская губерния была на первом месте в России по рождаемости. А ведь под церковь нужно было отвести достаточно земли, в том числе служителям. Как сказали на сходе: «Помолиться и до Мелянды сходим».
В Сердежской волости проживало к 1830 году 7 063 человека в 46 поселениях. Из них мужчин — 3 420, женщин — 4 043. Работали дружно, летом выходные дни — только в ненастье. Одной из любимых песен края была — «Во субботу день ненастный»:

Во субботу день ненастный
Нельзя в поле работать.
Нельзя в поле работать,
Ни боронить, эх,
Ни боронить, ни пахать.

Пели, отдыхали, радовались той жизни, что окружала. Сейчас, правда, стало петь некому, а ещё лет тридцать назад приезд самодеятельных певцов из Сердежа и Вотского в Лебяжье (районный центр) был всегда праздником. Умели трудиться, умели и отдыхать выходцы из Новгорода Великого, пришедшие в эти места, где жили черемисы и вотяки (по современному названию марийцы и удмурты). Жили дружно и как-то свободно, хотя здесь были помещики, их называли барин, барыня. Приезжали наездами в Сердежскую волость. Стояло несколько барских домов в радиусе трёх вёрст: в деревне Паутово, Сердеже — дом с прудом и в деревне Вотской — родовое, недвижимое имение барыни. Дом ещё сохранился до нашего времени.
Именно из окон этого дома в 30-е годы XIX века девочка Маша услышала игру барыни на фортепиано... Самое удивительное было то, что после уже барыня услышала звуки фортепиано, хотя в доме кроме неё никого не было. Когда она заглянула в открытую дверь, то увидела, что у фортепиано стоит крестьянская девочка, босая, в льняном платье и подбирает правой рукой мелодию, которую часто играла она сама.
Удивлённая барыня стояла у косяка открытой двери и слушала, остерегаясь спугнуть девочку, и когда девочка попыталась выйти, она остановила её и очень нежно, чтобы не напугать девочку, спросила: «А что ты ещё можешь поиграть?» Маша вернулась к инструменту и очень тихо, и осторожно, как бы боясь повредить неизвестный ей инструмент, проиграла ещё услышанные мелодии.
С этого дня восхищённая талантом десятилетней Марии барыня стала давать ей уроки. Так продолжалось несколько лет подряд, когда барыня приезжала на лето в свою вотчину. Зимой Маша занималась самостоятельно, так как её матушка была оформлена служанкой в барском доме, следила за чистотой, а в зимний период топила печи. Маша помогала матушке и успевала занимать­ся на инструменте. Окружающий её крестьянский люд к этому относился нейтрально, если не сказать более, — равнодушно. Но сама Маша, слушая народные песни крестьян в сенокосную пору и в зимние долгие вечера, многое умела услышать и понять. Находила гармонию в услышанных песнях, вела голоса логично и красиво.
Маша стала большим мастером игры по слуху, что отмечала позднее мать П. И. Чайковского. Удивительно было и то, что один из предков барыни, помещик Кирилл, велел отрубить пальцы прадедушке Маши за его провинность перед помещиком. Пальцев у прадеда на одной руке не было, и он носил кличку — Беспальчиков, а со временем кличка стала звучать как Пальчиков и стала фамилией. Именно эту фамилию носила правнучка крепостного крестьянина. Потомственную барыню всевышний привлёк к воспитанию родственницы обиженного вотского крестьянина. Неисповедимы пути господни. В 30-е годы XIX столетия барыня научила нотной грамоте талантливую от природы девочку. Всё произошло по праведному. Когда в 1845 году представители Вот­кинского завода остановились «по делам» у барыни в Вотском, был организован вечерний концерт для гостей. Маша Пальчикова, девица 22 лет, играла Моцарта, Россини, народные песни. На просьбу гостей отпустить девушку для домашнего музицирования и обучения детей Ильи Петровича Чайковского музыке, барыня не возражала.
Сборы были недолги и по дороге гужевой прямым ходом за 200 километров в Камско-Вотский округ, на завод Воткинска, где Илья Петрович был начальником завода, приехала крестьянская девица для обучения дворянского отрока Петра Чайковского. У Марии всё получилось! Внимание к ученику, звуку, природные качества: работоспособность, терпение, последовательность сделали своё дело. Обучение мальчика шло с радостью и вниманием. Играли Моцарта более всего, и позднее П. И. Чайковский писал: «Тем, что я посвятил жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку!» К этому приложила свой талант Мария Марковна.
Часто Мария Марковна, вспоминая песни родного края, учила Петеньку подбирать мелодии на слух. Одной из первых песен была «Во поле берёза стояла», которую пели в Вотском в Троицкие дни. Очень понравилась Пете и весёлая песня «Во кузнице». С удовольствием пели вместе «Во лузях»:

Во лузях, во лузях
Во лузях, лузях зелёных, во лузях.
Выросла, выросла
Вырастала трава шелкова,
Расцвели, расцвели,
Расцвели цветы лазоревые,
Пронесли, пронесли,
Пронесли духи малиновые.

Красоту народных мелодий и слов Пётр Ильич впитывал с детства. Матушка Александра Андреевна с большим вниманием относилась к учителю, который обучал так необычно. В доме Чайковских музыка стала культом и поклонением окружающих — репетиции, концерты, домашнее музицирование. Эта атмосфера определила его будущую судьбу композитора мирового уровня. В доме было много музыкальной литературы, из представителей семейства создан музыкальный ансамбль. Отец — отменный организатор, слушатель и исполнитель. Матушка, Александра Андреевна, пела, ей помогал лекарь Тучемский. Илья Петрович играл на флейте, Василий — на гитаре, Модест — на виолончели. На скрипке играл Священник Блинов, а за роялем — Мария Марковна. Играли Моцарта, Беллини, Россини, Доницетти, Гайдна, Глинку.
Именно здесь Мария Марковна нашла своё семейное счастье. Она вышла замуж за священника Дмитрия Логинова. Счастливая, беззаботная пора закончилась в 1848 году, когда семья Чайковских переехала в Москву, а Мария Марковна вместе со своим мужем уехала в город Слободской Вятской губернии. Там он служил в храме, а Мария давала частные уроки музыки. После того, как Мария Марковна овдовела, она решила уехать в родные уржумские места, где и скончалась 2 декабря 1888 года в возрасте 65 лет. Мария Марковна Пальчикова-Логинова похоронена на городском кладбище города Уржума.
За два года до смерти Мария Марковна, скромная от природы, обратится к всемирно известному музыканту П. И. Чайковскому с вопросительным письмом: «Не тот ли Вы, Петенька, который у меня учился музыке», на что Пётр Ильич ответит восторженным письмом и поможет бедствующей женщине денежным переводом. А ведь ему было лет 5–7, мог бы и не вспомнить, но благородство его прослушивается не только в сочинённой музыке, но и в отношениях с теми людьми, с которыми он встречался.
Музыкальные же вечера в Воткинске П. И. Чайковский помнил всю жизнь. Очень дорог для всех вятских жителей фотопортрет П. И. Чайковского с дарственной надписью: Марии Марковне Логиновой от старого ученика её. П. И. Чайковский, 23 февраля 1886 г.».
При написании статьи были использованы материалы краеведческого отдела Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена.

Источник: Герценка: Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 33 / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; [редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) и др.] – Киров, 2018. – 264 с. : ил.
**

 

Дом, где жила М.М. Пальчикова (Логинова) в Уржуме.

Источник: Н. Пентина. О первой учительнице музыки П. И. Чайковского. Кировская искра. – 1982. – 17 июля (№ 87). –  С. 4.
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (25.03.2019)
Просмотров: 241 | Теги: Кировская область, Уржум, чайковский, культура, музыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта