Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Феномен Тюм-Тюма
Феномен Тюм-Тюма

Певуньи деревни Тюм-Тюм в 1934 году выиграли общемарийский вокальный конкурс, хотя об этом в те дни не сообщила ни одна из газет. Тем не менее, так было.
Это доказывает выход в свет сборника «Колхозные песни», который издал в Йошкар-Оле побывавший в Тюм-Тюме фоль­клорист Ксенофонт Четкарёв. Вот факты. Их по моей просьбе предоставил сын фольклориста Вячеслав Ксенофонтович, про­живающий в Петербурге.

 
Итак, в июле 1934 года, перед поездкой в Тюм-Тюм, фольклорист К. Четкарёв сдаёт в издательство книгу кол­хозных частушек, собранных в Марийской республике. Но пес­ни отвергли. Причину изложил С.Г. Чавайн, основоположник марийской литературы.
«Я держу в руках копию об­ложки той рукописи, - пишет Вячеслав Ксенофонтович. - На ней автограф Чавайна: «Эту ру­копись печатать не надо». Мэтр требует от автора песен разных и острых. Причём свежих, спе­тых только что. Как поступает К. Четкарёв? Первым делом призы­вает на помощь учащихся техни­кума искусств. С ними он много дней провел в поездках по сбору песен. Ну, а сам мчится на Вят­ку, в деревню Тюм-Тюм. Туда направили его коллеги по Ма­рийскому институту.
120 песен, собранных Четка­рёвым за неделю в Тюм-Тюме, сделали погоду в новой книге. Она вышла в свет в Йошкар-Оле в 1936 году. Так тюм-тюмцы по­могли республике выпустить книгу. Имена самих песенниц сохранило в архиве Четкарё­ва только предисловие к сбор­нику, где автор благодарит ис­полнителей. Передо мной руко­пись – сто избранных частушек Марийского края в переводе на русский язык. Читателю выбор­ка даёт представление, о чём пел наш народ. Четкарёв сделал её в Ленинграде для Академии Наук, куда осенью 1934-го прибыл в аспирантуру. Здесь сразу десять песен Тюм-Тюма. Вот имена их авторов: Лиза Иванова, Фрося и Таисия Тимофеевы, Наталия и Анна Еноктаевы, Мария Ива­новна Альдемирова, Анна Гав­риловна Семёнова, Александра Семёновна Альдемирова и другие».
Ну, а сам фольклорист? Он в восторге. Феномен певучей деревни Тюм-Тюм ста­вит на центральное место сво­ей будущей диссертации о ма­рийских песнях. Вот прислан­ные мне сыном учёного замет­ки из тетради аспиранта 1935 года. Это почти готовое эссе «О тÿм-тÿмских песнях». Они свидетельствуют – Ксенофонт Ар­хипович и после написания сво­его эмоционального очерка о деревне Тюм-Тюм продолжил из­учать всё, что там впервые увидел и услышал. Слов, которые привожу ниже, по существу как раз не хватало в его очерке «Тÿм-Тÿм».
«У этой деревни, – рассу­ждает учёный, – границы обще­ния с другими мари очень узки. Материал для песен обильный – почти отжившие в марийском мире выражения, слова, эпите­ты. Певцы варьируют их удач­но, создавая точные, конкрет­ные образы. Оторванность от Марий Эл не привела к сниже­нию художественности, явление как раз обратное. Географиче­ское расположение способству­ет более благотворному твор­честву с использованием все­го словесно-образного богатства. Лирические песни по со­держанию очень сильны, и по форме безукоризненны. Сами тюм-тюмцы не сомневаются в достоинстве своих песен. Это видят и знают соседи из смеж­ных марийских районов».
Примечательно, говорит К. Четкарёв, что Тÿм-Тÿм не по­пал под влияние нашей книжной литературы. Он самобытен. Пес­ни Тюм-Тюма, по свидетельству фольклориста, это поэзия. Песня вообще возникла раньше стихов.
К. Четкарёв вспоминает: «Тюм-Тюмские, китякские, во­обще марийские вятские девуш­ки, в отличие от косолаповских, даже частушку не могут пере­сказать без мотива. Я специаль­но просил их об этом, но у них не выходило».
Почему же Ксенофонт Ар­хипович не завершил это исследование и не защитил диссертацию о феномене Тюм-Тюма? Ответ, увы, прост. Это было тяжёлое время. 1-го дека­бря 1934 года в Ленинграде убит С.М. Киров. Под расправу почти сразу попали директор институ­та этнографии, где Четкарев про­ходил аспирантуру, и его непо­средственный руководитель про­фессор Н.М. Маторин. Так мари­ец попал под опеку крупнейшего фольклориста страны М.К. Аза­довского. И уже тот перевел его внимание на сказания, которые тогда в Марий Эл широко не со­бирали и не изучали. Свои глав­ные открытия Ксенофонт Архи­пович совершил в сказках.
«Но к песням мари отец до конца жизни был неравнодушен, - пишет мне сын учёного. – Во всяком случае, отец остался пер­вым среди мари исследователем песен, а не просто их собирате­лем. Ведь он же создал техникум искусств в Йошкар-Оле (1931) и стал первым его директором. Во­обще все музыкальные светила тех лет были его друзьями.


Чего говорить, если и сам я дружил с А.И. Искандаро­вым, К.А. Смирновым, альти­стом Иваном Красновым, клар­нетистом Афанасием Коротко­вым. И когда мы с женой Свет­ланой несколько лет назад по­сетили колледж имени Палан­тая в Йошкар-Оле, то там ауди­тория встречала нас музыкой и специально накрытым столом. В документах отца много страниц с рассуждениями о поэтике песен, не исключаю, что там есть о Тюм-Тюме. Но в рукописях мно­го марийских слов, и мне трудно понять смысл в целом. Вам бу­дет легче».
С текстом этой статьи я ознакомил научного со­трудника Марийского институ­та истории, языка и литературы Н.В. Мушкину.
- Ксенофонт Архипович Чет­карёв предстаёт перед нами, – сказала Наталия Валерьев­на, – как умный, пытливый учё­ный, один из первых серьёзно за­нявшийся разработкой вопросов марийской и, в частности, песен­ной фольклористики.
Науке известно, сообщила далее Н.В. Мушкина, о суще­ствовании в марийской культу­ре разных музыкальных райо­нов. Вот слова Х. Губайдулли­на, участника первой лингви­стической экспедиции МарНИИ в 1934 году, о горномарийских певцах: «Каждая горномарий­ская деревня имеет свой осо­бый репертуар песен и плохо знает или почти не знает песен других деревень. Распевание чужих песен, по заявлению многих горномарийцев, считается недо­оценкой музыкально-творческих способностей своей деревни и умалением собственного досто­инства».
В своей статье «Наш музы­кальный фольклор, его гармо­низаторы и певцы-исполнители» (1935) известный исследователь В.А. Мухин указывал вообще на особое положение привятских, особенно шурминских мари: «Шурма… была видным, эконо­мически притягательным и раз­витым центром. По-видимому, здесь осталась самая активная часть марийского населения, су­мевшая отстоять свое экономи­ческое и социальное «я»».
Базис музыкально-песенных особенностей марийского фоль­клора Мухин видит в особенно­стях исторических и социально- экономических условий народа.
Подготовил
А. ПЕТРУШИН.
На фото: К.А. Четкарев, 1935 год; ансамбль «Певучий родник» д. Тюм-Тюм, 1990-е годы.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 28, 15 июля 2023 г.
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (14.07.2023)
Просмотров: 74 | Теги: Певец, Четкарёв, Тюм-Тюм, Уржум, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта