Уржумская Земля
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [68]
Археология [5]
Русско-турецкая война 1877-1878 [0]
Земское войско [3]
Отечественная война 1812 года [3]
Первая мировая война [3]
Революционеры [9]
Годы революции и гражданской войны [30]
Великая Отечественная война [63]
Горячие точки [8]
На государевой службе [5]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [18]
Депутаты Государственной Думы [5]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Генеалогия [3]
Заброшенный ящик [0]
Забытые имена [4]
Заселение Уржумской земли [6]
Иностранцы в Уржуме [11]
Исторические, заповедные и памятные места [3]
Исторические справки [20]
История, легенды народов, вера [14]
Комсомол [5]
Краеведение и краеведы [20]
Культура и искусство [176]
Купцы, торговля, ярмарки [13]
Лесное хозяйство [14]
Медицина [44]
Монастыри, церкви, часовни [25]
Музеи [12]
Научное наследие [39]
Некрополь, некрополистика [36]
Образование [86]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почта, филателия, филокартия [2]
Правопорядок, спецслужбы [31]
Православная страница [86]
Природные ресурсы [0]
Промыслы и ремёсла [38]
Промышленность, производство [45]
Реки, озёра, пруды и родники [11]
Священнослужители [0]
Службы [3]
Спорт, туризм [44]
Судьба человека [143]
Судьбы сёл и деревень [145]
Топонимика. Ономастика [7]
Транспорт, дороги [8]
Увлечения, нумизматика, фалеристика [16]
Уржум [43]
Уржумский уезд [23]
Уржум в открытках [7]
Шурминский район [0]
Флора и фауна [7]
Разное [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Монастыри, церкви, часовни

История церкви Святого Духа села Русский Турек Уржумского района Кировской области

История церкви Святого Духа села Русский Турек
Уржумского района Кировской области



Введение

История развития села связана с историей приходской церкви, с ее постройкой, активной жизнью, годами забвения… В настоящее время многие церкви, что уцелели, переживают свое второе рождение: их восстанавливают. Историки и краеведы рассказывают о церквях на страницах периодических изданий, в книгах, показывают в фото- и киноматериалах. И люди уже имеют представление об очень многих храмах.

А в селе Русский Турек нет церкви. Самое обидное – никто о ней ничего не знает, кроме того, что была.

Поэтому цель данной работы – собрать сведения о церкви села и познакомить с собранными материалами тех, кому это будет интересно, в том числе и жителей села.

Все сведения, представленные в данной работе, о причте, попечительском совете, старостах, приходе и устройстве храма взяты из «Клировых ведомостей». Много интересного дали и другие фонды ГАКО. Воспоминания старожилов – это опора в работе с фондами архивов г. Кирова и г. Уржума.

Представленные ксерокопии с фотографий, схемы, чертежи, рисунки и другие документы – это далеко не все, что можно было найти по истории Русско-Турекской приходской церкви. Еще очень много невыясненных вопросов, неуточненных данных, поэтому сбор материалов необходимо продолжить.

Данная работа, надеюсь, может служить основой, базой для дальнейших поисков, так как она приоткрывает тайны истории церкви Святого Духа и служения причта в селе Русский Турек.

История церкви Святого Духа
села Русский Турек Уржумского района

Утром 8 марта 1993 года загорел дом культуры в селе Русский Турек. Причина пожара осталась до конца невыясненной, но главное – сгорело здание, которое все знали как церковь. Сегодня, спустя 10 лет, на месте пожарища одиноко возвышается уцелевшая блочная кинобудка, устрашающе зияя проемами окон и дверей; в человеческий рост стеной стоит бурьян на кучах мусора и щебня; лежат бревна – хлысты, привезенные для нужд сельчан. Бывшую церковную территорию решительно пересекает сплошной деревянный забор в два метра, возведенный хлебо-приемным предприятием…

И всё… Некоторые уже и не знают, что здесь была церковь.

Какая же она была? Какова ее история?

Деревня Турек основана в 1459 году и, хотя основали ее мари, к концу 19 века была уже достаточно крупным поселением с русскими жителями, но в основном раскольниками. Поэтому была староверская моленная, а вот церкви не было.

23 февраля 1887 года Император России отдает указ « На отвод Вятскому братству Святителя и Чудотворца Николая под устройство противораскольнической школы казенного усадебного места площадью тысяча восемьсот квадратных сажень с ветхим строением, находящегося в деревне Турек Уржумского уезда Вятской Губернии ».

Этот указ можно считать началом всех других хлопот по постройке и открытию церкви.

Ветхое строение принадлежало лесному ведомству. В нем начала работать братская школа, открытая еще в 1886 году.

Некоторое время спустя к Епископу Вятскому обратились староверы деревни Кизерь с просьбой об устройстве единоверческой церкви в деревне Турек. С 1892 по 1894 год церковь строилась, но назначение у нее предполагалось как церкви-школы с обучением против раскольничества, против старообрядчества.

«Клировые ведомости» от 1895 года сообщают: «Церковь образовалась из церкви-школы, построена в 1894 году тщанием Вятского Братства Святителя Чудотворца Николая на 3000 рублей, отпущенных Высочайшим Комитетом для призрения голодающих; церковь деревянная на каменном фундаменте, покрыта железом.

Однопрестольная, престол в ней в честь Святого Духа, освящена 23 марта сего 1895 года.

Звонница при ней на столбах, обнесена деревянной оградой; при ней деревянный дом для братской школы.

Расстояние от г. Вятки 200 верст, от уездного города 15 верст.

По штату положено: священник и псаломщик; квартира для причта казенная, земли нет, братский денежный доход».

12 марта 1895 года было проведено торжественное освящение креста и колоколов. Это событие вошло в историю необычным явлением, сопровождавшим весь процесс водружения креста. По словам «Вятских губернских ведомостей», «как только вынесли из церкви крест, в небе… образовалось радужное знамение в виде венца, с сияющими лучами… знамение было двухцветное: белого молниеносного и золотистого цвета с широкими полосами, и, переливаясь, горело неестественным светом, выделяясь на голубом небе» (см. газету «Кировская искра» от 02.03.99 стр. 3, статья В. Семибратова «Знамение над Р. Туреком»).

Таким образом, в Туреке есть церковь, но это церковь-школа, поэтому она не является самостоятельной единицей и находится под попечительством Свято-Троицкой церкви села Козьмодемьянска.

Но для жителей Турека самым важным было наличие церкви. 19 ноября 1897 года они собрались и составили приговор о переименовании деревни Турек. Собралось 83 человека и все расписались под приговором. При сем событии присутствовали Благочинный священник Павел Тронин, священник Свято-Духовской церкви Николай Трапицын, полицейский урядник 5 участка 1 стола Уржумского уезда Н. Каширский.

Это позволило обратиться в Вятскую Духовную Консисторию Благочинному 1-го округа Уржумского уезда П. Тронину. Он написал рапорт:

«Во исполнение указа из Вятской Духовной Консистории от 3 сего ноября за № 14494, имею честь при сем представить в Духовную Консисторию приговор прихожан новооткрытого села при Свято-Духовской церкви д. Турек, составленный 19 сего ноября, в котором они выражают свое желание, чтобы новооткрытое село было поименовано Русский Турек. № 768 28 ноября 1897 г.»

На обороте данного рапорта Епископ Вятский и Слободской написал свое постановление:

«Согласно выражаемому в представленном приговоре мнению прихожан, вновь открытый при церкви в д. Турек самостоятельный приход наименовать Русский Турек, о чем причту и прихожанам сего села объявить через благочинного, обязав их означенный приход по всяким документам и при всех сношениях показывать под сим наименованием.

1897 г. декабрь 5».

Чтобы стать полностью самостоятельной, церковь должна иметь приход.

Указом Вятской Духовной Консистории от 3 сентября 1898 года за № 12888 в Свято-Духовской церкви открыто попечительство. Председателем попечительства состоял крестьянин Уржумского уезда Больше-Шурминской волости починка по речке Ту Андрей Васильев Крупин. Членов попечительства было 18 человек. Казначеем и секретарем постановлением собрания от 12 ноября 1898 года выбран псаломщик местной церкви Тарабукин Георгий. Церковным старостой состоял Яков Николаевич Лохтин. Священник в это время Стефан Тронин.

Теперь все внимание уделено тому, чтобы окончательно оформился приход, выделенный еще 29 августа 1896 года. Свершилось торжество открытия самостоятельного прихода 25 сентября 1898 года.

«В Богослужениях принимали участие Протоиерей Уржумского собора, местный благочинный наблюдатель церковных школ Уржумского уезда, противораскольнический миссионер и настоятель прихода. Всеми частниками были произнесены приличные торжеству поучения и речи.

Торжество почтили своим присутствием многие интеллигентные мужи; немало было старообрядцев; стечение богомольцев сверх ожидания так было велико, что церковь не вмещала всех желавших помолиться. 28 сентября 1898 года. № 597»

Это рапорт Благочинного 1-го округа Уржумского уезда священника Павла Тронина в Вятскую Епархию.

Решением Святого Синода Свято-Духовской церкви отвели приход и началась самостоятельная жизнь. Но на этом история церкви не заканчивается. Теперь много зависело от священника, попечительства и прихожан.

С выделением прихода потребовалось место для захоронения прихожан. В «Ведомости о церкви» записано: «…для предания умерших тел земле отведено в 1897 году особое кладбище в расстоянии 11/2 версты от села». Землю выделили кизерские крестьяне.

Колокольня располагалась рядом с церковью, поэтому сразу же по освящении последней велись работы по перенесению колокольни на храм, и был организован сбор средств для совершения этого. Для начала сделали пристрой к церкви, который состоял из двух частей, подвели пристрой под одну крышу с церковью, и в 1900 году поставили «колокольницу» на храм над входом в помещение. Освящение новой колокольни состоялось 22 октября 1900 года.

В 1899 году был сооружен иконостас, для которого заказано 14 икон в художественную школу Иванова, за что и было заплачено 98 р. В 1901 году поставлен в храме новый иконостас в 2 яруса. На некоторых обветшавших иконах поновлена живопись.

В 1900 году проводилось устройство духовой печи под храмом. Для этого копали яму под печь, возили глину, песок, воду. Подобной духовой печи не было больше сооружено нигде по всей округе.

Суть в том, что печь была под полом церкви, вход в топочное помещение располагался с улицы. По виду печь напоминала обыкновенную русскую, но больших размеров. Теплый воздух по специальным воздуховодам подводился к столбам, похожим внешне на печь-голландку, но не имевшим топки. Вверху столба была отдушина. Когда топилась печь, отдушину открывали, теплый воздух поступал внутрь здания. Таких столбов в зале церкви было 6. Таким образом, в церкви всегда было тепло.

Весной 1901 года приходской храм штукатурен внутри и обшит тесом снаружи. Деревянный пол в этой части храма, где находиться духовая печь, заменен каменным.

В это же время сделаны вторые рамы для окон в новой пристройке к храму и для вновь просеченной боковой запасной стеклянной двери.

Два разбитых колокола отправлены в переплавку на завод Куршакова в г. Слободской и заказан новый колокол пудов на 50 – 60.

Русско–Турекская церковь Святого Духа жила обычной жизнью. Был организован строительный комитет, который приложил много сил, чтобы добиться повторного расширения храма (церковь с самого начала была слишком мала для желающих там помолиться). Кроме того, был составлен план реконструкции купола, более высокого, с оконными проемами. Закуплена колючая проволока для обнесения ею приходского кладбища. Церковная территория огорожена новой изгородью.

Но свершилась Октябрьская революция, которая изменила весь ход истории.

Что же имелось у церкви в с. Р. Турек накануне революции?

Вот что указано в «Ведомости о церкви» за 1916 год:

«Земли при церкви состоит усадебной вместе с церковным погостом десятина 1870 кв. сажень, сенокосной 29,14 десятины в расстоянии 4 версты; всего 99,4 десятины 1870 кв. сажень. Земли не плодородные.

Церкви принадлежит церковно-приходская школа, амбар, лабаз для дров и дом, сторожка.

Хранятся деньги на книжке сберегательной кассы для расширения храма – 100 руб. по книжке № 382 и капиталов причта на поминовение 245 руб. на книжке № 304.»

Церковь отделили от государства. На священников начались гонения. Рушили храмы. Церковь Святого Духа, прослужив чуть меньше 25 лет, прекратила свою деятельность, так как расстреляли священника, позже сняли колокола, порушили кресты, разбили иконостас.

До 1940 года верующие люди заходили в изуродованную церковь и обращались к Богу со своими просьбами

Что представляла собою церковь Святого Духа в 1940 году?

Об этом можно судить по акту, составленному 29 марта 1940 года. Комиссия в составе 6 человек 20 марта обследовала церковь «на предмет определения ее хозяйственной технической годности, как коммунального здания, переданного в аренду в пользование по соответствующему договору общине верующих, где нашли, здание означенной церкви состоит из круглого леса срубленной, на кирпичном фундаменте…, одноэтажная, изнутри отщекатурена, снаружи обшита тесом, окрашенная белой краской, крыша крыта железом с одним кумполом и одной колокольной, построенной на церкви, с двумя крыльцами, одновходная, … с подвальным входом в топочное отделение калориферной печи… церковь… обнесена деревянной оградой, частично с кирпичными столбами. …Находящийся на территории внутри деревянный бревенчатый амбар с мелкими постройками размером примерно 5,5 х 7, крытый тесом, с примыкающим к нему с северной стороны сплошным из старого теса забором, который граничит от кузницы з/з на расстоянии примерно 15 метров».

Комиссия обнаружила, что здание церкви требует капитального ремонта. Например:

«5. Обращаясь к внешнему состоянию здания церкви, нашли, что верхушка кумпола накренилась на северо-восток и угрожает опасности и требует немедленного ремонта; крыша имеет течи и требует ремонта, так как в крыше имеются дыры; после заделки крыша требует покраски, крыша не имеет желобков и водосточных труб; нижние бревна слуховых окон колокольни сгнили и отвалились, обшивка внутри колокольни ободрана, пол на колокольне сгнил и обвалился – угрожает, что требует немедленной заделки; лестница, ведущая на колокольню, служит ходом на крышу, имеет свободный доступ для всех».

«Исходя из изложенного во всем акте, комиссия пришла к следующему заключению:

необходимо в текущем году произвести ремонт данного здания, так как его техническое состояние не пригодно для дальнейшего несения продолжения службы и исполнения обрядов верующих. При таком техническом состоянии здание угрожает опасностью и могут быть жертвы.

Комиссия высказывает за немедленный ремонт здания. Сельисполком на основании составленного акта составит техническую смету на ремонт и предложит на основании сметы общине верующих произвести ремонт.»

Под сим решением росписи 6 членов комиссии.

Акт заверен секретарем сельисполкома.

Но вот «Акт от 40 г. 13 дня июля», составленный представительной комиссией:

председатель Русско-Турекского сельисполкома Домнин Аркадий Михайлович; секретарь Русско-Турекского сельисполкома Чернов А.К.; счетовод Русско-Турекского сельисполкома Бусыгин С.О.; от Русско-Турекской православной церкви: Крупин Александр Зотович и Чернов Петр Леонтьевич. Комиссия установила и составила настоящий документ о следующем:

«… купол колокольни в виду ветхости пришел в негодность и упал на середину крыши, тем самым повредило средину крыши и имеются в виду другие повреждения.

Причина: 1. Община верующих, несмотря на ряд предупреждений со стороны сельского совета о приступлении к ремонту данные предложения не выполнила, в чем и состоит настоящий акт».

Подписи: от общины верующих председателем церковного совета – неграмотный (вместо росписи – крючок), член ревизионной комиссии…

По всей вероятности, ремонт все-таки был произведен. Упавшую колокольню убрали, крышу залатали, а на месте колокольни сделали небольшую главку – в память о возвышавшейся совсем недавно и украшавшей своим видом колокольне.

И еще один документ. Это договор от 23 октября 1940 года.

Директор Русско-Турекского заготзерно и церковный совет договорились:

«…временно засыпать зерном Русско-Турекскую церковь в связи с перегруженностью складов сроком от 2 до 3 месяцев. Засыпку проводить средней части, исключая алтарь.

Все принадлежности религиозного культа опечатать сургучной печатью.

Ключ находится у церковного старосты.

Имеющиеся две жилые комнаты в боковых частях здания … под жилье для сторожей на тот же срок.

Окна заделать фанерой».

Договор был соблюден. Скоро церковь от зерна освободили, но началась Великая Отечественная война. Церковь закрыли совсем, а в это лихое время сделали в ней клуб, место, куда молодежь могла собраться. После войны здание продолжало быть клубом, хотя по внешнему своему виду оно напоминало церковь: сохранился большой купол, главный вход, крыльцо.

Уже показывали кино, стояла киноустановка; в начале 60-х 20 века возникла необходимость в постановке нового киноаппарата, а это потребовало перестройки здания. В первой половине 60-х годов церковь Святого Духа в селе Русский Турек утратила свое внешнее сходство с культовым сооружением: перекрыли крышу, прорубили дополнительные двери, сделали боковой пристрой, на месте парадного входа выстроили блочную кинобудку. И служило здание людям еще 30 лет. Отапливалось оно как и прежде духовой печью. Люди и сейчас восхищаются ее устройством. Служило бы до сих пор, если бы не роковой случай… Горела церковь долго, трое суток, но спокойно, медленно. Пламени большого не было, да и погода была безветренной…


с. Русский Турек, 1950-е годы. Видна церковь Святого Духа

Вокруг церкви росли тополя, они и сейчас там стоят. После пожара весной деревья покрылись молодой листвой, только несколько веток, которые были почти вплотную к зданию, погибли.

И осталось село без церкви. Хотелось бы возродить к жизни Свято-Духовскую церковь, но, видимо, жители села еще не созрели для такого серьезного духовного и сложного физически дела.

Дай Бог, чтобы встала из пепла и обновила души сельчан Русско-Турекская Свято-Духовская церковь. Пока не поздно.

Причт Свято-Духовской церкви села Русский Турек

По штату, утвержденному при открытии прихода Указом Святейшего Синода от 10 сентября 1897 г. за № 4954 положено членов причта два: священник и псаломщик.

Поскольку первоначально церковь была церковью-школой, то она находилась под попечительством Свято-Троицкой церкви села Козмодемьянского Уржумского уезда. И первые годы именно оттуда посылали священников в новую церковь на службу. Они жили в Туреке, исполняли полностью все обязанности священника, но при этом состояли в штате церкви села Козмодемьянска. Может быть, именно по этой причине не было своего дома у священника. В течение всей истории церкви в Русском Туреке причт жил в казенной квартире, а до октября 1896 года в деревянном доме для братской школы. В этом году на земле Братства Святителя и Чудотворца Николая построен полукаменный двухэтажный дом. В верхнем этаже квартирует священник, в нижнем – псаломщик.

Службами дом недостаточен.

Только к 1908 году « …на земле Братства Святителя и Чудотворца Николая настроены два дома: полукаменный двухэтажный, где живет священник, и деревянный, где живет псаломщик; службами дома недостаточны. То есть прежний – двухэтажный полностью отдали священнику, а для псаломщика построен новый дом.

Церковной и причтовой земли нет (иначе ружной земли), поэтому причт получает от прихожан ругу по пуду ржи и по два пуда овса с венца (руга – это добровольный ежегодный взнос с каждой венчальной пары).

По определению Святейшего Синода, состоявшегося в 1897 году, положено причту жалованье из казны за вычетом 2% на пенсии: священнику 392 рубля, а псаломщику 122 рубля 50 копеек в год.

А вот в 1895 году священнику в церкви-школе д. Турек из Вятской епархии заплатили 300 рублей и 100 рублей от Братства Святителя и Чудотворца Николая.

Много это или мало?

Трудно судить в настоящее время, но необходимо иметь ввиду, что у причта села Русский Турек нет земли. Вот как об этом написано в «Ведомости о церкви за 1908 год: «…приход наш густо заселен старообрядцами; при открытии самостоятельного прихода не состоялся общеприходский приговор о наделе причта земельными угодьями, так что причт не пользуется ни пахотной, ни сенокосной, ни даже однодворичной землей, ибо дома и службы находятся на земле Братства Святителя и Чудотворца Николая, в платеже же руги, которую приход охотно согласился заменить ружную землю, теперь слышится из года в год отказ с упреком, что причт получает жалование. Банковых билетов, оброчных или арендных статей не имеется».

Всего в Свято-Духовской церкви служили 5 священников, но Модестов был временно, всего на 4 месяца, и он не оставлял своего основного места – церкви Свято-Троицкой в с Козмодемьянске. Все другие были направлены в Свято-Духовскую церковь Вятской Епархией.

23 марта 1895 - август 1896 Константин Михайлов Зеленин
август 1896 - 4 декабря 1896 Николай Александров Модестов (временно)
5 декабря 1896 - 27 июля 1898 Николай Иоаннов Трапицын
27 июля 1898 - декабрь 1908 Стефан Аркадьев Тронин
декабрь 1908 - осень 1918 Георгий Яковлев Тарабукин

Пока не все известно о Г.Я. Тарабукине. Требуется время и дополнительные материалы до полной картины его жизни и службы.

Еще один священник церкви с Козмодемьянска связан со Службой в Туреке. Речь идет о Владимире Владимировиче Верещагине. Он назначен дьяконом села Космо-Дамианского. По указу Вятской Духовной Консистории от 8 октября 1892 года за № 12141 проходит должность помощника Законоучителя Турекской школы грамоты. Грамоту имеет.

(«Клировые ведомости 1892 г.»). Священником в Козмодемьянске в это время Валентин Никандров Быстренин.

Псаломщики менялись более часто. Пока не все они известны, но по тем фактам, что обнаружены, 7 человек несли службу псаломщика:

До июля 1896 Алексей Николаев Зеленин
С июля 1896 Иоанн Николаев Шутихин
С 13 декабря 1897 по 18 сентября 1900 Викентий Стефанов Медведев
С 13 ноября 1904 по 4 мая 1908 Алексей Михайлов Иванов
С 18 сентября 1900 по 4 мая 1908 Георгий Яковлев Тарабукин
С 17 декабря 1902 Семен Федеров Глушков (временно)
1916 год Александр Иванов Иванов

В вопросах службы псаломщиков много белых пятен, невыясненных моментов.

Ниже даны характеристики или, говоря словами документов того времени, «послужные списки» священников и псаломщиков.

Константин Михайлов Зеленин, священник.

Родился 25 мая 1873 года в с. Нововолхове Глазовского уезда. По окончании курса Вятской духовной семинарии уволен с аттестатом первого разряда (июнь 1894 г.).

Определен на дьяконскую вакансию села Козмодамианского Уржумского уезда с возведением в священники для служения при Свято-Духовской церкви-школе д. Турека прихода выше означенного села (23 декабря 1894 г.). Рукоположен в сан дьякона (29 декабря 1895 г.). Рукоположен в сан священника (5 февраля 1895 г.). Проходил должность священника при Свято-Духовской церкви-школе д. Турека (23 марта 1895 г.). Заведующий и законоучитель Турекской братской школы (с марта 1895 г.). Утвержден в сей должности Преосвященным Сергием 23 декабря 1894 г.

Исполнял должность законоучителя Турекской и Кизерской земских школ (с 1 декабря 1895 г.). Состоял членом Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая (1895 г.).

Наград не имеет. Грамоту имеет.

В семействе у него: жена его Анна Владимирова 19 лет, дочь священника.

Константин Михайлов Зеленин в августе 1896 перемещен в село Мудрово Слободского уезда.

Николай Александрович Модестов, родился в селе Спасозаозерницком 30 апреля 1842 г. Проходил должность законоучителя Козмодемьянской земской школы с 1 сентября 1896 г. Состоит членом Братства Святителя и Чудотворца Николая с 1892 г.

Заведующий школой Братства в деревне Турек с 1 октября 1896 г. и школой грамоты там же с 1 октября 1896 г. (временно, пока уехал Зеленин, но не вступил в должность Трапицын) август 1896 – 4 декабря 1896 гг.

Николай Иоаннов Трапицын - священник.

Назначен в с. Козмодамианское на дьяконовскую вакансию.

Родился в с. Загарье Вятского уезда 25 июля 1872 г. от дьякона Иоанна Трапицына.

Окончил курс Вятской духовной семинарии, со II разрядом определен на сие место с возведением в сан священника для служения в церкви-школе в д. Турек 5 февраля 1896 г. Рукоположен в сан дьякона 6 декабря 1896 года, в сан священника – 8 декабря 1896г. Грамоту имеет.

Проходил должность законоучителя земской Кизерской и Турекской школы грамоты.

Жена: Любовь Владимировна, родилась в 1878 г. в селе Сарапульского уезда от священника, окончила курс в Вятском епархиальном женском училище в 1894 г.

Сын их Анатолий родился 31 июля 1898 года.

В 1898 27 июля священник Николай Иоаннов Трапицын переведен в село Шаркино Сарапульского уезда.

Стефаний Аркадьев Тронин – священник, родился от дьякона в г. Елабуге 6 октября 1873 года. По окончании курса в Вятской Духовной семинарии уволен с аттестатом студента 15 июня 1893 года. Служил в с. Медяны Вятского уезда псаломщиком с 12 августа 1893 г.

Посвящен в сан иерея к церкви села Медяны 15 февраля 1898 года.

Проходил по назначению епархиального начальства должности:

- законоучителя и заведующего четырех школ грамоты Медянского прихода (1895 –1898 г., июля 27);

- законоучителя Медянского фабричного земского училища (1895 г., октября 17 – 1898 января 15);

- законоучителя церковно-приходской школы села Медяны (1898 февраля 4 – 1898 июля 27).

Награжден Библиею от Св. Синода (1897 г., мая 6).

Награжден набедренником (1898 г., мая 23).

Переведен в село Русский Турек Уржумского уезда (1898 г. 27 июля).

Состоит законоучителем и заведующим четырех школ грамоты (с 1 сентября 1898 г.).

Состоит законоучителем двух земских школ (с сентября 1898 г.). Преподает закон Божий с 1 октября 1898 г.

Состоит законоучителем церковно-приходской женкой школы с. Русский Турек (с 1 октября 1898 г.).

Назначен помощником уездного противораскольнического Миссионера 1-го благочинного округа.

В семье его: жена Анна Яковлева, крестьянская дочь, 1879 года рождения (в 1901 г. – 22 года); дочь Вера – 3 лет; сын Алексей – 2 лет; сын Николай – 4 месяцев.

Мать священника, Параскева Васильева Тронина, дьяконская вдова села Средне-Ивкино Орловского уезда, 52 года (на 1898 год). С 1888 г. сиротствует и получает 15 рублей.

Сын Василий, 26 лет (на 1898 год), состоит с августа месяца 1897 г. противораскольническим миссионером по Сарапульскому Викариатству.

Сын Владимир, 10 лет (1898 год), обучающийся в 3-м классе (в 1900 году) Нолинского Духовного училища на казенном содержании.

Георгий Яковлевич Тарабукин - священник.


Георгий Яковлевич Тарабукин

18 сентября 1900 года В. Медведев перемещен и на его место определен в псаломщики окончивший курс Духовной семинарии Георгий Тарабукин. Холост.

Уволен с аттестатом второго разряда из Духовной Семинарии 15 июня 1900 г. С 22 сентября проходил должность законоучителя в Русско-Турекской школе грамоты.

Родился 22 ноября 1878 г. в Малмыже, сын чиновника.

Черемисского языка не знает.

По постановлению Уржумского уездного отделения Вятского училищного Совета проходил должность законоучителя церковно-приходской женской школы в с. Русский Турек (с 14 октября 1902 г.) и был ее заведующим. Проходил должность законоучителя в Русско-Турекской мужской школе грамоты с 4 октября 1901 г. по 22 июля 1902 г.

Посвящен в иерея к Свято-Духовской церкви с. Русский Турек 22 июня 1902 г. Грамоту имеет № 9 в целости от 1 августа 1902 г.

Состоял заведующим Нолишкинской школы грамоты с 14 октября 1902 г. по 1 октября 1904 г. Состоит заведующим Русско-Турекской школы грамоты.

Преподавал закон Божий в двух земских школах Турекского прихода (с 12 октября 1902 г.). Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Филарета Епископа Вятского от 5 апреля 1907 г. награжден набедренником (5 апреля 1907 г.).

Состоит законоучителем Русско-Турекского и Кизерского земского училища с 12 октября 1902 г. Состоит законоучителем Дергачевского земского училища с 3 октября 1910 г. Состоял вторично законоучителем Нолишкинской школы грамоты с 1 октября 1910 г.

Имеет 34 поучения своего сочинения.

Резолюцией Преосвященнейшего Филарета от 18 марта 1912 г. награжден «Скуфьей».

В семействе у него: жена, Валентина Семеновна, дочь священника, учительница, родилась 9 декабря 1879 г.; сын Серафим, родился 29 октября 1906 г.; дочь Лидия, родилась 16 февраля 1908 г.; Софья, дочь родилась 24 июля 1910 г. Дети находятся при родителях (данные 1910 года).

Псаломщики

До июля 1896 года эту должность в церкви-школе села Русский Турек исправлял псаломщик Свято-Троицкой церкви с. Козмодемьянска Алексей Николаевич Зеленин.

В эту церковь он определен с 4 мая 1882 года, согласно его прошению. Алексей Зеленин дьяконский сын, родился в 1858 году, окончил Яранское духовное училище в 1875 году. После училища поступил на частную гражданскую службу, на которой состоял по 30 апреля 1882 года. 9 мая 1882 г. посвящен в стихарь. Грамоту имеет. В 1896 г. по собственному прошению перемещен в Яранский уезд.

Женат. Его жена дьяконская дочь, окончившая курс Вятского Епархиального женского училища 17 июня 1879 г. с аттестатом на право звания домашней учительницы; ее имя Вера Васильевна, родилась в 1863 г. Дочь Екатерина (родилась в 1884 г.) и дочь Елена (родилась в 1886 г.).

А.Н. Зеленина в июле 1896 года сменил псаломщик Иоанн Николаев Шутихин, уволенный из 2 класса Вятской Духовной семинарии; родился 2 декабря 1878 г.

Жена Шутихина Вера Николаевна родилась в 1875 г., служит учительницей Козмодемьянской земской школы с 10 февраля 1896 г.

13 декабря 1897 г. Шутихина сменил постановлением Епархиального управления Викентий Стефанов Медведев.

Викентий Медведев – первый псаломщик, который назначен в церковь Святого Духа села Русский Турек Уржумского уезда. Сын солдата-крестьянина, родился в г. Уржуме 11 июня 1872 г. Окончил курс Уржумского уездного училища, имеет свидетельство от 22 июня 1888 г. Резолюцией Преосвященнейшего Сергия - Епископа Вятского определен исполняющим обязанность псаломщика к церкви Вятского тюремного замка (26 января 1894 г.). В 1896 г. 15 марта окончил курс Вятской противораскольнической школы.

Введен в духовное звание 27 июня 1896 г. Направлен в Глазовский уезд село Кумёны на должность псаломщика 28 августа 1896 г.

5 ноября 1897 г. В. Медведев пишет прошение Его Преосвященству Епископу Глазовскому Викарию Вятскому с просьбой о переводе его в раскольническое село Турек на должность псаломщика и учителя в Братскую школу. Обязуется подготовить хор для церковного пения из учеников и других лиц.

22 июля 1898 г. посвящен в стихарь. С 1 октября 1898 г. был казначеем и секретарем попечительства Свято-Духовской церкви. 28 февраля 1899 г. рукоположен в сан дьякона с оставлением на занимаемом месте псаломщика.

В 1899 году В. Медведев провел 30 бесед со старообрядцами. В августе 1900 г. священник Свято-Духовской церкви с. Русский Турек Стефан Тронин пишет в Совет Вятского Братства Святителя и чудотворца Николая рапорт о работе братской школы в 1899-1900 учебном году, где указывает, что в миссионерском отделении при братской школе состояло 6 мальчиков, уже кончивших курс в земской школе. В отделении занимался дьякон Медведев, предметами обучения были: история и обличение раскола, чтение славянское, письмо и арифметика. С Рождества Христова дьякон Медведев занимался по церковному пению в женской школе, так как миссионерское отделение перестало существовать (взрослые мальчики по решению их родителей оставили школу).

В. Медведев женат, его жена Александра Николаева, дочь дьякона, родилась в 1872 г. Их сын Пантелеймон родился в августе 1896 г.

В 1900 г. резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Алексея Епископа Вятского и Слободского от 12 сентября дьякон Викентий Медведев перемещен к Омутнинской Единоверческой церкви, а на его место тою же резолюцией определен псаломщик Георгий Тарабукин.

Георгий Яковлевич Тарабукин назначен псаломщиком с 18 сентября 1900 г., состоял на этой должности до мая 1908 г.

Алексей Михайлов Иванов, сын умершего псаломщика с. Токтай Беляка Уржумского уезда. А. Иванов родился 31 июля 1888 г., окончил курс в Яранском Духовном училище 15 июля 1904 г.

Резолюцией его Преосвященства Преосвященнейшего Павла Епископа Глазовского от 30 ноября 1904 г. определен временно исполняющим должность псаломщика в Свято-Духовской церкви с Русского Турека Уржумского уезда.

Семен Федоров Глушков, сын крестьянина, родился в деревне Нижнее Мокрушино 13 июля 1872 г. Черемисского языка не знает. Окончил курс в Вятской Братской противораскольнической школе - 27 марта 1901 г.

Состоял учителем Братской школы Глазовского уезда в Святогорском приходе в деревне Клабуках (с 1 октября 1901 г. по 17 декабря 1902 г.).

Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Варсонофия Епископа Глазовского определен временно исправляющим должность псаломщика к Свято-Духовской церкви села Русского Турека Уржумского уезда (с 17 декабря 1902 г.). В семействе у него жена Евдокия Прокопьевна, родилась в 1870 году; сын Иоанн родился в 1894 году; сын Александр – родился в 1903 году.

далее

Категория: Монастыри, церкви, часовни | Добавил: Георгич (13.02.2018)
Просмотров: 408 | Теги: церковь Святого Духа, Русский Турек | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора