Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В темные ночи тут свечи теплятся, плач слышится... А ткнешь в землю железным прутом - звон...
В темные ночи тут свечи теплятся, плач слышится...
А ткнешь в землю железным прутом - звон...
 
150 лет назад (1873 год) было обнаружено Шевнинское (Бажинское) городище. Чертёж его сделал некий Магницкий и послал в Казанское археологическое общество.


Вот что писал о городище археолог А.А. Спицын в 1887 г.(книга «Новые сведения по доисторической археологии Вятского края»: «Курган укреплён щебнем, крут. На нём видно основание какой-то стены, с хорошо сохранившимися воротами. Укрепление, по рассказам крестьян, было возведено здесь тем разбойником, который укрывался здесь со своей шайкой в бывшем тут когда-то огромном лесу. Разбойники оставили здесь клад, который, судя по многочисленным ямам, вырытым кладоискателями, усердно не раз отыскивался.
Старики уверяют, что ещё на их памяти на вершине возвышения существовала железная западня, которая при ударе издавала глухой звук. Крестьяне вообще питают к кургану суеверный страх и говорят, что в тёмные ночи на нём теплятся свечи, слышится плач. В окружающем поле находили металлические пояса, кресты и другие вещи. Недалеко от кургана есть ещё какие-то возвышения».
В 1905 г. некий А. Грудцын в «Вятском вестнике» повествовал: «В 6 или 7 верстах от города Уржума между деревнями Шевнины и Бажины, на высокой горе, выходящей треугольником к реке Уржумке, при крутом её повороте на север, к г. Уржуму, на конусообразном мысу находится древнее городище. Здесь нет каких-либо построек, свидетельствующих о пребывании людей в былые времена; только большой ров на восточной стороне мыса, обнесенный земляным валом, говорит о том, что это место некогда было обитаемо. По словам народного учителя Н. И. Мышкина, обозревавшего городище еще в 1873 году, на этом месте жили люди, числом до 300 человек, но какого они были племени – учитель не знает.
Место городища всё изрыто; ископано кладоискателями – местными жителями. По преданию, здесь жили отпрыски шайки разбойников Стеньки Разина, которые по временам делали набеги и грабили. По другим рассказам, это городище было в своё время, как сторожевой пункт от набегов казанских татар во времена их владычества.
Среди народа до сих пор ходит много легендарных сказаний о том, что на Шевнинском городище зарыта в подземном подвале железная сороковая бочка с золотом; но к золоту, с течением времени, «прикачнулись» черти и караулят деньги, да двухпудовой гирей в бочку поколачивают. Некоторые старики, что в сорочке родились, слыхали это настукивание, которое происходит будто бы в ночь на Св. Пасху до пения полуночных петухов.
В ночь же на Ивана Купала на городище каждогодно слышится звон золота. Но те старики, что в сорочке родились, давно уже убрались на «тот свет» и кости их сгнили на Митрофаниевском кладбище города Уржума. Однако их потомки время от времени в ночь на Ивана Купала все еще роются на городище, но до копаться до заколдованного подвала, где на железных цепях подвешена бочка с золотом, не могут.
Не очень давно один старик солдат (не назову его имени), производя раскопку на городище в ночь на Ивана Купала, помешался. Он, судя по его несвязным рассказам, видел что-то необыкновенное – огонь и др. ужасы. Несчастный кладокопатель удавился на вожжах в своем молотильном сарае. A все ведь говорил: «Накопаться бы на бочку с золотом, построил бы храм Божий да бедной вдове Шаронихе купил бы корову». (Из книги В. Бердинских «Клады и кладоискательство в России»)
Смотря на ямы Шевнинского городища, невольно думаешь: сколько тут потеряно времени на розыски клада. Почва здесь каменистая, твёрдая. Запустят кладоискатели ночью в недра земли железный прут – и слышат звон. Раскопают с суеверным ужасом глубокую яму, а тут, вместо бочки с золотом, мелкие камешки да глина. Труды пропали даром. При этом следует заметить, что при каждом отдельном случае раскопок кладоискатели должны подыскивать чернокнижника, знающего отговоры от «беса полуденного», стерегущего деньги. А такому чернокнижнику уплачивается несколько рублей за труды. При неудавшейся же раскопке чернокнижник всегда найдет отговорку: то петухи рано на деревне запели, к ненастью должно быть, то запоздали выйти – и папоротник уже процвел, то собака не в пору завыла, то кто-нибудь из копающих струсил, опасаясь привидения, и помянул Бога, а это для чернокнижника не годится – заговор теряет силу».
Городище археологи из Йошкар-Олы дополнительно обследовали в 1956 г. Это всего лишь укрепление предков удмуртов с тонким культурным слоем (до 25 см), в котором не нашли ничего, кроме битых горшков. Существовало в III-VI веках.
Что касается жутких рассказов крестьян, то у юристов давно есть присловие: «Врёт, как очевидец».
А. ИКОННИКОВ.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 29, 22 июля 2023 г.
Категория: Археология | Добавил: Георгич (22.07.2023)
Просмотров: 68 | Теги: Уржум, клады, Шевнинское (Бажинское) городище | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта