Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ДЕНЬГИ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в. (ПО МАТЕРИАЛАМ ДНЕВНИКА С. К. САЛАМАТОВА)
ДЕНЬГИ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ДНЕВНИКА С. К. САЛАМАТОВА)
 
Е. Ю. Мокерова (Киров, Вятский государственный университет)

Дневники являются в большей степени не правилом, а исключением в крестьянской повседневности. Это связано с двумя причинами: низкая грамотность населения1 и уверенность в том, что «ученые люди» разбираются в разного рода явлениях лучше, чем простой труженик2.
На сегодняшний день известны около десятка дневников крестьян, которые были составлены в конце XIX – первой половине XX в.3 Между собой дневники во многом похожи – автор чаще всего описывает свою повседневную жизнь, рассказывает о себе сжато и не склонен к философствованию. Дневник представляет собой перечень дат с упоминанием разнородной информации (большая часть сообщений посвящена погоде, хозяйству, семье, меньшая – политическим событиям). Немалое внимание в своих дневниках авторы уделяли и финансовой стороне жизни.
Подобный записи вел и Семен Константинович Саламатов (1863–1930). Он начал писать дневник в 1906 г. под названием «Книга. Жизнь Семена Саламатова»4. Несколько страниц в нем посвящено происхождению рода. По словам автора Саламатовы – пахотные крестьяне, потомки стрельцов, которые служили в гарнизоне крепости Уржум в XVI–XVII вв.5 Некоторые представители рода стали мещанами к началу ХХ в.
Из автобиографических записей следует, что Семен Константинович Саламатов родился 1 сентября 1863 г. в патриархальной крестьянской семье, которая проживала в д. Малая Берсениха Пилинской волости Уржумского уезда Вятской губернии, в 3 верстах от уездного города6. Вероятно, семья была зажиточной. Глава семьи, Константин Ильич, помимо обширного хозяйства, владел небольшим заводом по производству кирпичей и глиняной посуды. Возможно, что у С. К. Саламатова была лавка в Уржуме, где продавали рыбу и соль, которые привозили из Астрахани и Казани.
Семен Саламатов получил неплохое для крестьянина образование. После трех классов деревенской школы он окончил два училища в городе Уржуме – приходское и уездное7. Иногда на непродолжительное время С. К. Саламатов занимал разного рода должности: место указчика хлебного дела на мельнице, судьи в волостном правлении, выборщика в Государственную Думу в 1906 г., секретаря в местном совете в 1920 г. Длительное время он остается только крестьянином, не занимая никаких должностей. «Крестьянское дело святое» – напишет он в письме-завещании сыновьям, которое поместил в дневнике8. До 1907–1909 гг. хозяйство вел совместно с отцом Константином Ильичем и братом Павлом Константиновичем, затем произвел раздел имущества.
Женат был два раза, из детей выжило 4 сына и 4 дочери.
В 1916–1917 гг. Семен Константинович имел среднее крестьянское хозяйство. Вероятно, к тому моменту он уже потерял и небольшой кирпичный заводик, и лавку. В хозяйстве было 2 лошади, корова, 2 овцы и 4 ягненка. В семье же брата Павла Константиновича в этот же период числилась жена, два сына и дочь. В их хозяйстве была одна лошадь, корова, теленок, 2 овцы и 2 ягненка. Ежегодно и в той, и в другой семье обрабатывали 5–7 десятин земли.
На страницах дневника довольно много записей о погоде и крайне скупо, без эмоций отражены события, связанные с происходившими в стране существенными политическими преобразованиями, революциями и войнами и даже драматическими событиями в личной жизни. Так, например, 1 мая по старому стилю 1919 г. записано два предложения9: «Возили в Турек10 на пристань солдатов и взяли у меня лошадь 3-х лет серую кобылицу и со всей упряжью более чем на 12 000 руб. Нагрузили 2 баркаса, и что я с им не поехал, то чуть за это не расстреляли…»11. На страницах этого личного документа отсутствует осуждение или похвала любой власти, красных (с ними ушел старший сын Александр) или белых (с ними ушел сын Аркадий), налоговой политики тех или других.
Последняя запись в дневнике сделана младшим сыном Ильей о смерти отца 14 октября 1930 г.12
Информацию о деньгах и ценах в дневнике условно можно сгруппировать следующим образом:
1. Сведения о денежных суммах, связанных с основными событиями жизни человека:
Именины. С. К. Саламатов упоминает именины последнего, самого любимого сына: «20 июля/1-го авг. 1920 г. Сыну Илье вокурат 8 лет имянинник, и на кашу 2 зятя положили 510 руб.»13.
Свадьбы. 25 января 1909 г. Выдана замуж дочь Марфа «расходу сделано считая с ея галош» 112 руб. 10 коп.14 23 января 1917 г. выдал замуж другую свою дочь – Евдокию и издержал на свадьбу 171 руб. 13 коп. Кроме того, после еще на чулки 3 рубля, пальто сшито 16 руб., кровать 14 руб., одеяло 8 руб. Всего издержано: 211 руб. 13 коп.15 В ноябре 1919 г. выдана замуж третья дочь – Анна, при этом стоимость вещей уже не фиксируется, все ограничивается записью: «Костя Унурский16 дал на свадьбу керосину 1/40 и соли 2 ф. а денег не брали. И табаку 3 горсти больших, а это все дорого стоит»17. 27 мая 1921 г. женился сын Алексей, и на свадьбу издержано 565 000 рублей18. А уже 29 января 1925 г. о свадьбе написано весьма лаконично без сообщения о деньгах или ценах: «отдана Тонька 18 лет»19.
Раздел имущества с братом. Раздел имущества проходил два года – с 1 ноября 1907 г. по 1 ноября 1909 г. Делили пополам, но Семен был не совсем доволен. В дневнике он упрекает брата Павла, что тот не всегда дает деньги на общие нужды, а иногда и присваивает: «продал Гавре муки 1 п. за рубль и взял себе…»20. По свидетельству автора дневника: «Мы за их израсходовали все по 832 р. 13 к. а приходу 584 р. 55 к.»21.
Похороны. 17 ноября 1908 г. Умер отец Константин Ильич Саламатов. «Отдали Сороковус за 20 р., да на горячий стол издержал всего 43 р 5 к. Да получили по смерти из Казначейства 42 р. 11 к., разделили с братом по равной части»22.
2. Цены на сельскохозяйственных животных, продукты и товары (см. табл. 1, 2):
До 1917 г. сведения из этой группы «тонут» в записях о погоде, сельскохозяйственных работах, данных о родственниках и соседях, а в 1917–1922 гг., становятся систематическими и занимают существенное место в дневнике. Что неудивительно, так как повседневная жизнь в эти годы претерпела серьезные изменения. Следствием революций и войн этого периода была инфляция и падение уровня жизни населения. В какой-то степени С. К. Саламатов выдал свои эмоции, охарактеризовав перечисленные цены в сентябре 1918 г. и в декабре 1919 г. словом «дороговизна» и подчеркнув его. А также в записи весной 1920 г.: «На Пасху отдал брату телегу сноповую <…> за 3 тыс. руб., а вот как деньги упали курсом <…> яйца 10 шт. 250 р. <…> мыло до 700 руб. Значит телега отдана брату только за 4 початки мыла или за 12 десятков яиц»23. В 1922–1924 гг. цены упоминается в единичных случаях, после – исчезают совсем.
Сведения о ценах, связанных с животноводством. В дневниковых записях регулярно фиксируется цены на лошадей и жеребят, коров и телят, реже – овец, кур и цыплят, а также сена – основного корма лошадей и коров. Коровы Семена Константиновича были отмечены на выставках
1910 и 1912 г., за них он получил деньги – 10 и 14 рублей24.
Сведения о ценах на продукты питания. Все необходимые продукты для питания выращивались в хозяйстве С. К. Саламатова. Тем не менее, часть муки, овса и других продуктов, скорее всего, продавалась. Так в дневнике запись 11 июля 1915 г.: «Огурцов набрал себе 10 шт. и съел, собрал, да продал 20 за 12 копеек сажены 14 – 15 – 16 мая»25. На первом месте стояли цены на муку, мясо, молоко, масло, соль, картофель, яйца, огурцы, меньше известно о стоимости чая и табака, хотя автор дневника был курящим человеком.
Сведения о ценах на непродовольственные товары. Чаще упоминаются цены на лапти, которые росли с космической скоростью – с ноября 1917 г. (1,5 руб.) по апрель 1922 г. (30 000 руб.) произошло увеличение в 20 000 раз. Содержится информация о предметах первой необходимости – спичках и керосине. Изредка приводятся цены на ложки, ведра, столы и пр.
3. Сведения о деньгах, связанных с экстраординарными обстоятельствами:
Воровство. В дневнике отражены случаи воровства в 1908 г. у соседей и у семьи С. К. Саламатова: «Апреля 26 ночью забрались воры к нам в амбар и похитили денег 23 р. 50 к., да мой теплой пинжак и двои шаровары, да резиновыя галоши, да котомку полотенцев пороху, сушок чаю и сахару. На сумму около 60 руб.»26
Деньги для сына Алексея, находившегося в германском плену в 1916–1920 гг.27 Были «посланы 22 посылки по 12 ф. в котомках в Германию да 9 в ящиках по 8 ф. <…> сколько варежек и чулок послано к тебе и табаку и денег»28.
Единовременный взнос 15 октября 1918 г. за сына, ушедшего с белогвардейцами: «Отдано за Аркашу 1500 руб. Получили камисары Сорокин29, и еще шинель шапка гимнастерка и брюки и новые ботинки, а приезжали Бушков и Иван Петров и Егор Сергеев с Горбуновы ценили лошадь за 1500 р. <…> своих денег не было, то продал кобылу за 1000 р., а за нее дали бы худо дак 1500 р., стало быть убытку 500 р., да занял 500 р. у хороших людей»30.
Чрезвычайный налог 1918 г. 2/15 декабря на деревню был наложен чрезвычайный налог 8000 рублей выбранной комиссией. Сначала С. К. Саламатов не попал в список плативших. Однако через неделю «прибавили на меня да на брата 400 р. по 200 р.» и еще на других крестьян в общей сложности 1000 рублей31.
В дневнике отсутствуют сообщения о выплате государственного поземельного налога на крестьянские земли, земских, мирских и страховых сборах или каких либо иных.
По некоторым замечаниям из дневника с большой долей вероятности можно утверждать, что С. К. Саламатов был финансово грамотным человеком. Так для покупки кобылы в декабре 1909 г. за 90 рублей он взял деньги в банке32, также и в августе 1924 г. за жеребенка кобылку (цена – 36 рублей) взяты деньги в банке 42 рубля33. Возможно, Семен Константинович входил в потребительское общество или кооператив.
Следует отметить, что в записях дневника никогда не употребляются термины «банкноты», «бумажные деньги», «монеты», а также жаргонизмы «керенки», «катеньки», «красненькие» и т. п. Используются исключительно термины «деньги», «рубли» и «копейки». Отсутствуют и данные о курсах бумажных денег.
В целом, анализируя записи дневника, можно сделать вывод, что, несмотря на все перипетии 1906–1930 гг., жизнь С. К. Саламатова большей частью вращалась вокруг сельскохозяйственной деятельности, событий в своей семье и в жизни соседей. Соответственно с этим и упоминаются деньги и цены.
 



Дневник С. К. Саламатова. Титульный лист и страница 69












--------
1 В 1897 г. грамотных в Вятской губернии было 14,82 %, в 1912 г. – 20 %. Многие крестьяне, получив начальное образование, впоследствии теряли познания в чтении и письме, забывали грамоту, поскольку некоторым она просто была не нужна. См.: Вятский край с древности до наших дней / [отв. ред. В. А. Бердинских]. Киров, 2006. С. 204.
2 Кошелев В. А. Предисловие. Повесть о том, как один мужик… // Воспоминания русских крестьян XVIII – первой половины XIX в. М., 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://statehistory.ru/books/9/Vospominaniya-russkikh-krestyan-XVIII---pervoypoloviny-XIX-veka/. Дата обращения 13.09.2021.
3 Известны дневники тотемского крестьяна А. А. Замараева, мезенского крестьянина Я. Ситникова, вятского крестьянина А. М. Лалетина, псковского крестьянина П. С. Голубева, пермогорского крестьянина И. С. Карпова, ярославского крестьянина П. В. Бугрова, архангельского крестьянина И. Глотова, заонежского крестьянина П. Т. Ананьина и др. Полностью опубликована только часть дневников, другая часть дневников проанализирована в научных статьях.
4 Дневник С. К. Саламатова. С. 1.
5 Там же. С. 37–40. Родословная, к сожалению, не полная, она начинается с 1804 г., где первым из Саламатовых числится Алексей Саламатов, а последними автор указывает себя и своего брата Павла Константиновича.
6 Позже деревня была переименована в Саламатово, так как большинство жителей носило фамилию Саламатовы. Она находилась на речке Шунерке, по правую сторону Старо-Казанской коммерческой дороги. На момент рождения С. К. Саламатова в ней было 10 дворов, примерно 70 жителей, а в 1905 г. – 22 двора и 157 жителей. По данным переписи 1926 г. в деревне проживало 145 жителей и имелся 31 двор. См.: Родная Вятка. Краеведческий портал. [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://rodnaya-vyatka.ru/places/96296. Дата обращения 13.09.2021.
7 Дневник С. К. Саламатова. С. 2. Тем не менее, текст дневника содержит орфографические и синтаксические ошибки, что затрудняет изучение текста.
8 Там же. С. 15. Письмо-завещание было написано во время продолжительной болезни в 1907 г. и представляло собой некое нравственное поучение детям.
9 Здесь и далее цитаты из дневника С. К. Саламатова приводятся с сохранением орфографии оригинала. Исправлены только явные ошибки и описки.
10 Вероятно, Русский Турек – село в Уржумском уезде на берегу р. Вятки и р. Туреченки.
11 Дневник С. К. Саламатова. С. 79.
12 По крестьянской традиции старики доживали свою жизнь у младшего сына. Семен Константинович не хотел обнародования своей жизни и после его смерти дневник продолжали хранить в тайне от других родственников до 2017 г. потомки Ильи Семеновича. Дневник был предоставлен Е. Ю. Мокеровой для изучения праправнучкой С. К. Саламатова Ульяной Андреевной Артемьевой.
13 Дневник С. К. Саламатова. С. 83.
14 Там же. С. 21.
15 Там же. С. 67.
16 Унур – деревня в Уржумском уезде Вятской губернии (ныне Марий Эл).
17 Дневник С. К. Саламатова. С. 80.
18 Там же. С. 85.
19 Там же. С. 97.
20 Там же. С. 19.
21 Там же. С. 24.
22 Там же. С. 21.
23 Там же. С. 83.
24 Там же. С. 2, 6, 41. Вероятно выставки проходили в Уржуме. В 1910 г. корову С. К. Саломатова снимали на фото.
25 Дневник С. К. Саламатова. С. 59.
26 Там же. С. 19-20.
27 Алексея забрали в армию в ноябре 1911 г., служил в гвардии в Санкт-Петербурге, награжден именными часами от императора Николая II, с 1914 г. на фронте, с 1916 г. находился в германском плену, вернулся домой в начале 1921 г. Таким образом, не был дома около 10 лет.
28 Дневник С. К. Саламатова. С. 113.
29 Николай Гурьянович Сорокин (1894–1945) из крестьян д. Зайково Уржумского уезда, участник Первой мировой войны. В 1918 г. волостной военком в Уржумском уезде, организовал красногвардейскую дружину. Тогда же взял псевдоним Сормах. С сентября 1918 г. по март 1919 г. – военный комиссар Уржума. Работал в органах милиции, в управлении исправительно-трудовых лагерей Северного края, Московской области и ряда других регионов. Осужден в 1938 г. по ст. 58-10 УК РСФСР (контрреволюционная агитация).
30 Дневник С. К. Саламатова. С.75–76.
31 Там же. С. 76–77.
32 Там же. С. 24.
33 Там же. С. 96.

Источник: Деньги в российской истории. Вопросы производства, обращения, бытования. Вып. 4 / Сб. материалов Четвертой Международной научной конференции (13–15 октября 2021 г., Санкт-Петербург) / Под ред. А. А. Богданова. – СПб.: АО «Гознак», 2021. – 458 с. [текст], ил., табл. LX с. ил. [вкл.]
Категория: Уржумский уезд | Добавил: Георгич (12.11.2023)
Просмотров: 40 | Теги: Уржум, дневник, Саламатов, происхождение рода, деньги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта