Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [116]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [43]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [69]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [40]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [194]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [86]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [224]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [212]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [10]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [87]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О БЫТЕ И НРАВАХ ГОРОЖАН ГОРОДА УРЖУМА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

О БЫТЕ И НРАВАХ ГОРОЖАН ГОРОДА УРЖУМА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

В 1880-1881 гг. вышли в свет два тома материалов по истории Вятского края «Столетие Вятской губернии..», в состав этого сборника была включена «Вятская хроника за последние 25 лет (1855-1880). По "Вятским губернским ведомостям"» – выборка наиболее интересных газетных публикаций о городах Вятской губернии. В первом томе – «хроника» за 1855-1870 гг. [1].

Ценными источниками являются также «очерки» – работы описательно-публицистического характера, посвященные истории, социально-экономическому состоянию, культуре и быту. Так, в фонде Национальной библиотеки имени Чавайна республики Марий Эл хранится рукопись преподавателя Уржумского уездного училища Владимира Шестакова «Уржумский уезд» [13], которую можно отнести к началу 60-х годов XIX в. (точный год написания не указан). В. Шестаков приводит важные сведения о быте, образе жизни, традициях жителей уезда.

Для 60-х годов XIX в. вообще было характерно «оживление» общественной деятельности в сфере культуры. Так, в «Вятских губернских ведомостях» за 1866 г. «обыватель» из г. Уржума писал о местной «общественной жизни»:

«Город наш далеко не беден общественными удовольствиями и в этом отношении не только не отстает от других городов нашей губернии, но даже оставляет за собой многие из них, даже более многолюдные, так, по крайней мере, отзываются об Уржуме приезжие в других местах губернии. Город наш имеет, во-первых, театр, устроенный в нарочно для того нанимаемом частном здании, с платою по 50 руб. в год. Здание, занимаемое инвалидной командой, ныне отлично приспособлено к своей цели; издержано всего на устройство 200 руб.

Деньги эти были собраны подпиской некоторыми служащими с возвратом долга из сбора с спектаклей. Валовой доход театра дошел по настоящее время до 397 руб.; часть этой суммы ушло на уплату долга подписчикам, часть на закупку для театра необходимой мебели и на бутафорские расходы, – а остаток на благотворительные цели. На будущее время предложено также употреблять часть сбора на улучшение театра, а часть в пользу бедных или на какие-либо общественные нужды. Всех спектаклей было в течение текущего года четыре...».

Кроме театра в городе были и другие «общественные развлечения»: зимой 1866 г. в Уржуме были проведены два бала по подписке: «Балы эти, – писал местный корреспондент, – были весьма многолюдные; и отрадно было видеть на них, в первый раз и наше городское купечество» [1, с. 77-78].

30 августа 1868 г. Уржум праздновал открытие общественного сада, устроенного на городской площади, на берегу реки Уржумки. Бульвар был устроен на добровольные пожертвования горожан, по инициативе местного уездного исправника Волковича и стараниями купцов – братьев Сазоновых. «Вятские губернские ведомости» сообщали: «…на самом берегу, среди бульвара, устроен прекрасный павильон и поставлена беседка, для игры в кегли; от бульвара, по склону горы устроена отличная лестница. Весь бульвар занимает пространство над рекой в длину около 160 саженей и в ширину до 20 саженей имеет две большие прямые аллеи, примыкающие к городской площади, и несколько малых, расположенных по склону горы. 30 августа после обедни, во вновь отстроенном павильоне был отслужен молебен, затем весь сад окроплен святою водою. После молебна, публике был предложен завтрак, за которым провозглашены тосты за здоровье Государя императора и наследника цесаревича; для народа же устроены игры с призами, которые тут же и были розданы. Вечером, весь бульвар был великолепно иллюминован, особенно же роскошно был иллюминован павильон, убранный гирляндами из свежих цветов, с вензелями Высоких Именинников» [1, с. 96].

В 1869 г. в Уржуме был открыт «клуб»: «сумма собранная на клуб, говорят, очень значительна, так что даже дозволяла, будто бы распорядителям давать вечера с открытым буфетом для всех посетителей. Установится ли здесь клуб окончательно – неизвестно; но общество, кажется, очень желает этого» – отмечали «Вятские губернские ведомости». Однако, по сведениям газеты, «большого труда стоило некоторым лицам попасть в число посетителей клуба по той, будто бы причине, что они не относятся, так сказать, к благородному сословию по происхождению, а просто – мещане. Если сама правительственная администрация, через различные судебные и социальные реформы заботится о возможном сословном сближении и юридическом равенстве, то во всяком случае подобное явление в Уржуме, как противоречащее в некотором отношении стремлениям власти, крайне забавно и абсурдно. Это было бы в известной доле извинительно, если Уржумское население отличалось родовыми, сословными достоинствами, но этого сказать нельзя» [1, с. 109].

Вместе с тем в силе оставались и многие старинные обычаи.

Интересно, что и у русского населения края было принято давать за невесту калым, или «на стол», как говорили в Козьмодемьянском уезде. В Уржумском уезде, по словам В. Шестакова, «с зажиточного жениха просят калым деньгами от 10 до 50 руб., сверх того на рукобитие полведра, на свадьбу три ведра вина, а невесте – чулки, башмаки и прочее» [13, л. 47]. «За невестой», по обычаю, давалось приданое, которое, в зависимости от «достатка», могло быть весьма значительным. Так, «реестр имению и вещам», данным в приданое за Анфисой Трофимовой Назаровой «при выходе ее в замужество за Царевококшайского мещанского сына Михаила Осипова Полубарьева» (в 1859 г.), сохранившийся в одном из дел Царевококшайского городского магистрата дает некоторое представление о составе приданого. В данном случае, в приданое были даны: «образ в серебряной ризе», «гайтан серебряный с крестом»; украшения: 8 ниток жемчуга, жемчужные серьги, два браслета «серебряные вызолоченные», два золотых кольца, «брайлантовой» перстень; столовые приборы: восемь серебряных ложек (две «пробного» серебра, шесть – «польского»), «трехчетвертной самовар с прибором», чайный сервиз – «чайных чашек одна дюжина, поднос, чайник, молошник и чашка полоскательная», верхняя одежда: «мантоны» (манто) – на беличьем меху с куньим и хорьковым воротниками, тулуп, пальто на мерлушечьем меху, шелковый бурнус, «холодный шерстяной мантон», «кофта люстриновая на вате обложенная бейкой»; шали – «ковровая», «терновая», две шелковых, шерстяной платок, «дымки»; шелковый зонт; платья (в том числе и «французское шелковое»), юбки, холщевые рубахи (40 штук), чулки (15 пар); постельные принадлежности: «перина переная», шесть пуховых подушек, шелковое одеяло, два детских одеяльца; несколько «отрезов» различных тканей, скатерть, полотенца, салфетки на столы и прочее. Ко всему прилагались два сундука (один окованный, один – обитый железом). Общая стоимость приданого Анфисы Назаровой составляла 443 руб. 50 коп. [2].

1. Вятская хроника за последние 25 лет (1855-1880). По Вятским губернским ведомостям. Составил А-р. // Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Сборник материалов к истории Вятского края. Т. I. Вятка: Типогр. губ правления, 1880. С. 1-110.
2. Государственный архив Республики Марий Эл [ГА РМЭ]. Ф. 52. Оп. 1. Д. 277. Л. 153-154.
13. Шестаков В. Уржумский уезд / Рукопись [б. г.]. 136 л.

Категория: Уржум в прошлом | Добавил: Георгич (18.11.2018)
Просмотров: 519 | Теги: горожане, Уржум, быт, нравы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта