Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [116]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [43]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [69]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [40]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [194]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [86]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [224]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [212]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [10]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [87]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Взаимоотношения старообрядцев Уржумского уезда Вятской губернии и советской власти в 1917–1930 годах

Взаимоотношения старообрядцев Уржумского уезда Вятской губернии
и советской власти в 1917–1930 годах

Октябрьский переворот в 1917 году коренным образом изменил ход российской истории. Утверждение новых порядков и революционных приоритетов было невозможно без изменения сознания людей, введения в него новых ценностей и идеалов. Религиозная сфера жизни общества была одним из главных камней преткновения в деле установления революционного порядка. Верность семье, воспитание подрастающего поколения согласно христианской морали, уважение к традиции, власти свыше и воинскому долгу – все это являлось частью православной культуры русских людей, особенно – старообрядцев.

Вятская губерния считалась одним из центров староверия – перед 1917 годом на территории Вятской епархии насчитывалось свыше 60 000 старообрядцев различных толков. Особенно много их жило на Южной Вятке. Так, например, в Уржумском уезде в 1912 году насчитывалось 611 беглопоповцев, 1113 филипповцев, 5320 даниловцев, 4214 федосеевцев [1]. После Указа 1905 года о веротерпимости в г. Уржуме достаточно либеральные поморцы-"брачники" богослужения вели легально, функционировал молельный дом на улице Свободы. Уничтожение старого строя и борьба большевиков за власть сопровождались и борьбой с религией и церковью. В январе 1918 года вышел «Декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви», который ставил в одинаково бесправное положение все религиозные объединения на территории страны. С 1918 года началась реализация политики советской власти в отношении верующих – закрытие храмов, монастырей, изъятие церковных ценностей, репрессии в отношении духовенства. Известно, что к 1940-м годам в Кировской области насчитывалось 6 еще действующих и 395 уже недействующих храмов [2]. Аналогичная политика велась в отношении старообрядцев.

После установления советской власти в городе Уржуме молельный дом поморцев был закрыт, богослужения продолжались в частных домах. Традиционно консервативные взгляды старообрядцев на "мирскую" жизнь и власть не способствовали быстрому восприятию советской власти. Согласно данным Уржумского уездного исполкома, значительная часть старообрядцев не сотрудничала с органами советской власти и поддерживала белогвардейские отряды, в частности, – "степановсеую банду", которая находилась в окрестностях Уржума в 1918–1919 годах [3, л. 138].

Хотя официально молельный дом в Уржуме был закрыт и передан под хозяйственные нужды советских органов, староверы стали бороться за возвращение храма; эта борьба длилась почти два года. В апреле 1919 года на имя В.И. Ленина была отправлена телеграмма, в которой говорилось: "Старообрядческая община просит Вас защитить от посягательств и аннулировать постановление уисполкома об отобрании единственного храма, который был построен на средства общины и для религиозных нужд, а не для других каких-либо... Община крайне возмущена действиями местной власти, ибо это есть издевательство над религией и храмом" [3, л. 136]. На заседаниях Уржумского уездного исполкома на протяжении всего 1919 года продолжались споры по поводу судьбы молельного дома. Так, например, верующая Е. Стяжкина утверждала, что молельня выстроена в память объявленной свободы вероисповедания в 1905 году, и следует ли нарушать эту свободу в 1919 году, а также просила вернуть моленную [3, л. 139]. Анализируя вступления верующих, следует отметить, что они еще не доконца осознавали коренного изменения отношения новой власти к религии и окончательность отмены законов Российской империи. Победа в этом споре была одержана советской властью и принято окончательное решение: «В моленной было найдено имущество белогвардейцев, национализировать и использовать для общегосударственных целей» [3, л. 138].

Отличавшиеся большей консервативностью федосеевцы с огромной осторожностью относились к советской власти. Из воспоминаний одного из старожилов с. Шурма видно, что это село было богатым. Отец рассказчика имел небольшую лавочку в центре села, огромный сад, занимался пчеловодством. Но в семье было шестеро детей, и богатством семья не блистала, хотя и не бедствовала. «Порядки в семье были строгие: с детства детей приручали к молитве, труду, сохранению религиозных и семейных традиций. Летом 1918 года приплыл по р. Вятке пароход. Село забурлило, с пристани бежали вооруженные красноармейцы, за ними – толпа народа, больше ребятишек и подростков. Отец приехал домой обеспокоенный, не зная, чего ожидать от новой власти. Запряг лошадь, посадил всю семью в лодку и увез на заимку, на луговой берег Вятки. Там семейство прожило месяца два, пока установление советской власти в Шурме не улеглось. Отец поступил мудро – лавку закрыл, а все, что было нажито трудом, припрятал» [4].

Террор советской власти по отношению к религиозным общинам вызвал к жизни некоторые новые формы контактов между ними. С началом распространения воинствующего атеизма прослеживается рост лояльности по отношению к старообрядчеству новообрядческой церкви. Так, для обсуждения на благочиннических собраниях Епископом вятским Никандром было выдвинуто предложение о том, чтобы предоставить детям старообрядцев право поступать в духовные учебные заведения и слушать уроки закона Божьего у старообрядческих наставников [5].

С каждым годом политика местных органов советской власти в отношении староверов становилась жестче. В 1920-е годы в официальных документах их начинают называть «сектанты» и «сектанты-беспоповцы». Вятгубчека оправдывала борьбу со староверием следующим образом: «старообрядцы отрицают существование в прошлом всякой эксплуатации человека человеком, даже если это в интересах государства, уклоняются от службы в Красной Армии и выполнения своих новых гражданских обязанностей». Подчеркивалось, что «эти люди в корне не согласны с политикой советской власти программой Р.К.П.(б.). На своих собраниях в молельнях определенно агитируют против советской власти, а также усиленно агитируют за вступление к ним в религиозные объединения» [6]. Находились любые поводы для закрытия старообрядческих храмов, чаще всего обвинения были связаны с хранением оружия и поддержкой Белого движения. Для сравнения, Единоверческий храм в г. Омутнинске был закрыт. На квартире у священника, якобы, нашли «бомбу германского образца (не заряженную) и снаряд (не известно чем начиненный)» [6].

С 1920–30-х годов на Южной Вятке, как и в других территориях, фиксировалась культурная мимикрия к жизни в новом режиме со стороны староверия. «...После старались жить, не выделяясь из общей массы, негативного отношения к советской власти не показывали. Трудились в колхозах, в комсомол и в партию, по мере возможностей, старались не вступать, считали это грехом. Тайно по ночам в домах совершали богослужения. Из поколения в поколение передавали священные книги, которые наши деды и прадеды сохраняли на протяжении многих лет и веков. детей старались воспитывать в строгости и прививать основы старой веры» [4].

Несмотря на гонения и усиленную атеистическую пропаганду, староверие в Уржумском районе Кировской области сохранилось до сих пор. Используются старые книги и иконы, совершаются богослужения. Староверы регулярно собираются на местах бывших старообрядческих деревень. Так, 12 июля (Перов день) 2001 года они собрались у деревни Шихали, куда съехалось более ста человек из окрестностей, а также из Москвы, Челябинска, Кирова, Читы, Свердловска. После ночного богослужения вспоминали историю деревни, свою молодость; поэты-старообрядцы читали свои стихи, в которых воспевали староверческую деревню.

Литература:
1. Вятская епархия. Историко-географическое статистическое описание. // Вятка, 1912, с. 68.
2. ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 12, л. 5,6, 41 - 43; ГАКО, ф. 2169, оп. 44, д.12, л.50
3. ГАКО, ф. 382, оп.1, д. 66, л. 136–139.
4. Записано автором со слов К.Ф. Лубягиной, 1928 г. рожд., урож. с. Шурма; Уржумский р-н Кировской обл., июль 2005 г.
5. ГАКО, ф. 249, оп. 1, д. 14, л.6.
6. ГАКО, ф. 876, оп.1, д. 182, л.200.

Людмила Геннадьевна Сахарова, кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного университета,
Алексей Поляков, преподаватель Вятского технологического колледжа

Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (08.04.2018)
Просмотров: 668 | Теги: Уржум, старообрядцы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта