Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Старообрядческие иконы в быту населения Уржумского района Кировской области во второй половине XX в.
Старообрядческие иконы в быту населения Уржумского района
Кировской области во второй половине XX в.
 
Титова Е. И.
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и политических наук,
Вятский государственный университет. 610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: usr06709@vyatsu.ru

Статья посвящена вопросам бытования икон в старообрядческих общинах во второй половине XX в. Через восприятие и использование икон в среде вятских старообрядцев, на примере сел Шурма и Максинерь Уржумского района Кировской области, освещается региональная этнокультурная повседневность. Охарактеризованы некоторые образы, детали восприятия религиозных сюжетов образа Богоматери и Голгофы. Дано описание использования икон в повседневной жизни регионального старообрядческого сообщества. Приведены некоторые сравнения с другими регионами. Представлены факты воспроизводства идентичности и некоторые сюжеты этнической истории локальных старообрядческих сообществ в Уржумском районе Кировской области. В статье приводятся особенности духовного восприятия вятскими старообрядцами религиозных сюжетов икон в контексте традиционной культуры.
Этнокультурная повседневность в российских регионах в XX столетии маркируется определенным набором действий и знаковых предметов. Для такой консервативной группы населения, как староверы, в этот комплекс, безусловно, входили иконы. Они выступали не просто символом веры во время советской эпохи, к ним притягивались определенные жизненные технологии, позволяющие сохранять этноконфессиональную идентичность, культурные традиции.
Как известно, особое место в истории старообрядчества имеет XX столетие. К концу века все малочисленнее становились старообрядческие общины. В Уржумском районе Кировской области стала сокращаться численность васинцев, ионовцев, черновцев, максинерцев в филипповском согласии. Сегодня здесь выделяются только ионовцы и максинерцы. Во второй половине XX столетия старообрядцы в Уржумском районе стали распространяться за реку Вятку. Например, в такие деревни, как Пиляндыш, Донаурово, Травянистое. По словам информанта, за рекой Вяткой распространились исключительно старообрядцы филипповского согласия. Староверы там особенно ревностные, в советский период в Пиляндыше практически все из них отказались от «дъявольских номеров», то есть паспортов [1]. Сегодня число старообрядцев в районе относительно невелико – порядка 1 140 человек, что в процентном соотношении менее 3% общего числа населения района [2]. По словам информанта, в современный период все больше становится старообрядцев из числа тех, кто выходит на пенсию. Многие из города переезжают на свою родную землю, покупают дома, вступают в общину [3]. Община старообрядцев в селе Шурма Уржумского района действует и сегодня.
Экспедиционные материалы по Уржумскому району Кировской области демонстрируют особенности восприятия и использования в культовой практике старообрядцев-поморцев некоторых икон.
Среди них – икона образа Богоматери Воплощение (Знамение), – имеет в основе дерево, с обратной стороны обработанное. Размеры 31,5 см на 26 см. Толщина без оклада 1,5 см, с окладом – 2–2,5 см. Оклад медный с потертостями, с боков оклада остались следы от небольших гвоздиков, с помощью которых оклад прикреплялся к иконе. Скорее всего, у иконы была рамка. Икона была найдена в ходе этнографической экспедиции в Уржумском районе Кировской области в с. Шурма. Владельцу (информанту) икон они достались по завещанию от его «тетки» Ершовой Прасковьи Леонтьевны, жившей в с. Шурма в моленном доме на улице Первомайской. Иконы стояли в моленной, по словам информанта, «тетка» привезла их из деревни Максинерь, вообще в
моленной было много икон и из других близлежащих деревень, например из Пиляндыша. После ее смерти все иконы отошли ее дочери, но по завещанию «максинерские» иконы были переданы владельцу [4]. Интерестно, что в «красном углу» у шурминских филипповцев вообще нет икон, а есть лишь резные и литые кресты (филипповцы Шурмы, Максинери, Пиляндыша не совсем внятно объясняют это запретом молиться на «мазанные иконы», в то время как резных икон у них нет, есть резные и литые кресты в окладах, у уржумских филипповцев просто нет умельцев, способных сделать резные иконы, а иконы, авторы которых принадлежат к другим согласиям, не принимаются). В г. Уржуме живет филипповец Устин Варлаамович, которого недавно благословили изготавливать оловянные нательные кресты [5].
Интересен сюжет иконы. Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII в. Но название «Знамение» начинает связываться с ней только в конце XV столетия, особенно с XVI в., а окончательно закрепляется в XVII в. [6] По словам информантов, в момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек [7]. Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. «Почитание икон в церкви выражалось в молитве перед ними, поклонении, прикладывании, каждении, возжигании свечей, а также в украшении святых образов» [8]. У старообрядцев восприятие икон – особо святое. «Всякая икона по вере чудотворна…» [9]
Итак, в локальной староверческой общине сохранялось объяснение первого смысла иконы «Знамение» как откровение. Вместе с тем в ней крылось и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии» [10].
Со второй половины XVII в. происходило распространение образов святыни [11]. Одной из таких икон является и описываемое «Знамение». Об особом почитании иконы в старообрядческой среде Уржумского района говорит и тот факт, что икона бережно хранилась и имела оклад.
Кроме того, по словам информанта, иконы старообрядцам ни в коем случае нельзя продавать, их или дарят, или «хоронят, как людей». Конечно, молодежь часто иконы получает в наследство, а «о
правилах обращения с ними мало что знают» [12].
Еще две иконы деревянные в исследуемом комплексе – с изображением креста. Одна икона деревянная, вырезана рамка, ширина – 3 см, вырезан текст и сюжет голгофы. Толщина иконы – 4 см, длина – 50 см, ширина – 38 см. При визуальном осмотре выявляются трещины и небольшие сколы. Фон иконы красного оттенка, вырезанный текст и сюжет голгофы – золотистого. Последняя икона деревянная. Вырезана рамка – 1,5 см. Ширина – 42 см, длина – 80 см, толщина – 2 см.
Изображены три сюжета голгофы. Два сюжета по краям одинаковые, ширина – 24,5 см, длина – 34,5 см, в центре сюжет шириной 34,5 см, длиной 34,5 см. При визуальном осмотре выявляются трещины, сколы, потертости краски. В основе иконы – красный фон, рамка и центральный крест – золоченые, присутствуют детали белой и черной краски. С обратной стороны вставлены две рейки, привязана марлевая веревка, что говорит о том, что икону подвешивали.
На всех старообрядческих иконах в pyках святых, на маковках церквей всегда изображаются только восьмиконечные кресты. Обилие надписей на полях – также характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются темными ликами [13].
Известно, что практическое назначение голгоф многогранно. Самая известная их функция – это усложненные намогильники, но не только. Бытование голгоф сопровождается рядом обусловленных традицией положений. Так, на Выге голгофы устанавливались в помещениях и гостиницах, где ночевали мирские – извозчики и прочие. То есть туда не ставили живописного изображения, а ставили такие вот кресты. В общем, здесь налицо некая грань, функциональное различие между иконным образом как таковым и голгофой. Это различие, конечно, не ярко выражено, но оно, тем не менее, существует. Здесь так же, как и в случае с нательными крестами.
Анализ икон должен учитывать такие исторические основания. В России голгофы получили широкое распространение в XVI в. Голгофы XVIII–XIX вв., чисто старообрядческие по своему духовному содержанию, стремились к наиболее совершенному воплощению образа «осмиконечнаго» Креста Христова. Например, традиция изготовления голгоф сохранилась у вятских филипповцев, которые вели свое происхождение от выговских переселенцев. Там бытовали два типа выгорецких голгоф, имевших для местной общины очень большое значение. Дело в том, что иконописная традиция в тех местах давно утратилась – и иконы там либо литые, либо собственно в виде деревянных голгоф. При этом голгофы почитались у них в первую очередь: так, в центре моленной на специальной доске непременно стояла большая деревянная голгофа, а остальное – медное литье. Их продолжают резать и сегодня. Таким образом, там сохраняется непрерывная традиция изготовления и употребления резных деревянных голгоф [14]. По словам информанта, восьмиконечные кресты, деревянные или литые, часто ставились в красный угол в божнице. Позже стали такие божницы делать со стеклом [15]. Возможно, это делалось для лучшего сохранения крестов или для более значительного оформления «красного угла». Если учитывать, что Кировская область / Вятский регион в культурном плане тяготели к Русскому Северу и считались восточным Поморьем, то контакты внутри этой территории, в том числе «приверженцев древлего благочестия», поддерживались и на протяжении второй половины XX в., и до этого времени. Бытовали и определенные формы инкультурации в среде староверов [16].
Отдельно следует отметить, что после фотофиксации и первичного анализа все иконы находятся в старообрядческой общине, в храме, а не изъяты по причине исследования из «родной» среды.
Приведенные выше характеристики икон, экспедиционная информация о повседневной жизни населения старообрядческих селений подтверждают тезисы о довольно длительной пролонгации духовной традиции в отдельных локусах, даже в период «развитого социализма». Этнокультурная микроистория отдельных местностей корректирует некоторые общие положения о практически полном стирании этнической и религиозной идентичности в рассматриваемом сообществе и показывает детализированные пути и направления ее воспроизводства.

Примечания и список литературы
1. ВЭАА. Уржумский р-н. Д. 2. Л. 3.
2. Уржумская старина: краеведческий альманах / МАУК «Уржумский МВЦ». Киров: Изд-во «О-Краткое», 2012. Вып. 11. С. 48.
3. ВЭАА. Уржумский р-н. Д. 2. Л. 3.
4. Там же.
5. Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и
Южной Вятки / публик., предисл. и коммент. А. А. Исэрова. М., 2004. С. 19–25.
6. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной
иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. C. 288–310.
7. Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.
8. Цеханская К. В. Икона в жизни русского народа. М. : Изд-во «Паломник», 1998. С. 46.
9. Рябушинский В. Что такое икона? // Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М. ; Иерусалим : «Мосты», 1994. С. 176.
10. http://www.pravoslavie.ru/put/071210152248.htm
11. Щербинина О. Побеждая незримою силою: Предание об иконе Знамение Богородицы в В. Тагиле //
Родина. 1998. № 9. С. 104–105.
12. ВЭАА. Уржумский р-н. Д. 2. Л. 3.
13. http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/47-mednolitye-i-pisanye-ikony-interesnye-fakty-.html
14. http://ruvera.ru/articles/denis_perestoronin_interviu_2
15. ВЭАА. Уржумский р-н. Д. 2. Л. 3.
16. Титова Е.И., Трушкова И.Ю. Особенности передачи культуры и мировоззрения старообрядчества молодому поколению в начале XX в. (на примере Вятского региона) // Вестник гуманитарного образования. Педагогика. Психология. Право. 2016. № 1. С. 116–119.

Источник: Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 11. Исторические науки и археология.
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (20.11.2020)
Просмотров: 191 | Теги: Уржумский район, старообрядцы, Кировская область | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта