Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОЗОРЛИВОСТЬ КАК ДАР БОЖИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА (ПО ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. А. Градобоева
ПРОЗОРЛИВОСТЬ КАК ДАР БОЖИЙ
В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА
(ПО ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Память народа отражает интерес в общественном сознании к различным формам исторической памяти, отношению к традициям, вере, реальным историческим событиям и биографиям. Уржумская земля Кировской области гордится и помнит своих прозорливых.
Трудное сосуществование советской власти, людей, совершающих подвиг юродства и народа. Восприятие необычных людей как посланников Божьих в трудные для народа дни.

«Память истории священна», она как ни что другое отражает интерес в общественном сознании к различным формам исторической памяти, отношение к традициям и реальным событиям прошлого, истории искусства и науки, политики и религии, техники и повседневности, памятникам и биографиям, сохраненным письмам, дневникам, фотографиям, записным книжкам и любимым вещам. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального Бытия. Социально-историческая специфика российской социокультурной реальности предопределена историческими условиями, в которых происходило ее формирование [1, с. 284]. Особенно интересно этот процесс рассматривать в глубинке России, с преобладанием крестьянского населения, где патриархальные взгляды трансформировались и приобретали неожиданные формы как феномен прозорливых и юродивых. Подобные явления часто можно услышать в экспедициях, в удаленных районах, каким является Уржумский район Кировской области.

Мифологизация транслируется культурой, поэтому социальноисторические смыслы, содержащиеся в мифологизации, могут быть раскрыты в процессе трансляции. В данном случае посредством легенд о прозорливости. Одна из таких легенд о Сашеньке Прозорливой из села Шурма Уржумского района. «Прозорливой» девушку назвали в честь ее дара предсказания и силы исцеления. Девушка страдала от неизлечимой болезни и могла только лежать на одном боку и спине. Помочь могла одна молитва ее. Лишь спустя много лет за доброту ее, те, кто приходил к ней помогли выстроить ей домик [2]. Она излечивала больных людей, давала советы в трудных жизненных ситуациях. Юным девушкам и молодым людям предугадывала их судьбу.
В это же время в Уржуме жили сразу три прозорливые женщины — Машенька, Дунюшка и Шура Саночкинская, но сведений немного [1].

Прозорливая Машенька, рассказывали в народе, еще в молодости приехала в Уржум откуда-то со стороны. Здесь ее заметил один человек и захотел жить с ней, а у него была жена и 4 детей. Жену он выгнал, а сам с детьми перешел к Машеньке и прожил с ней много лет. Так же как и Сашенька Шурминская, Машенька была прикована к постели, но за многие годы у нее не было замечено ни одного пролежня. Машенька обладала даром предсказания и говорила всегда притчами. Предсказывала она всем. Но к женщинам у нее всегда было условие, чтобы они приходили к ней чистые, вымывшиеся. Деньги она не брала, обижаясь на это, а вот продукты, гостинцы принимала охотно. Машеньке не надо было говорить, с чем к ней пришли. Она уже все знала. Бывало придет женщина к ней и говорит: «Машенька, я к тебе пришла проведать тебя».
А она: «Спасибо. Знаю я, зачем ты ко мне пришла» [3].

Все прозорливые были больны и подвергались гонению со стороны властей. Что сталось потом с Машенькой, народ утверждает, что она разделила общую участь всех прозорливцев, т.е. была репрессирована и сидела в тюрьме. Вместе с ней была арестована и ее служанка Дунюшка, тоже прозорливая. О дальнейшей судьбе Машеньки ничего не известно.

О прозорливой Дунюшке рассказывала Казанцева Александра Никитична из поселка Андреевский Уржумского района: «У Машеньки была служанка Дунюшка. Как-то раз в послевоенное время иду я по городу и ее встретила. Пока вместе шли, прозорливая рассказала ей, что была служанкой у Машеньки, а потом их арестовали. В тюрьме она постоянно молилась. Начальник тюрьмы забрал ее к себе работать служанкой. Так и осталась она у него жить».

В одно время вместе с прозорливыми Машенькой и Дунюшкой в Уржуме жила еще одна прозорливая женщина по имени Шура Саночкинская. В народе рассказывали, в молодости она была очень красивой; красотой отличались и ее братья. А потом произошло чудо по промыслу Божьему — губы у девушки отвисли до безобразия, испортив навсегда былую красоту. После этого к ней пришел дар прозорливости на благо многих людей [3, с. 34].

В сложное время народ нуждался в поддержке. Власти пытались искоренить юродство, но, несмотря ни на что, народ поддерживал в тайне прозорливых. До революции сила провославия была велика. Поэтому было очень трудно отказаться от веры. Тем более в такой трудный период для народа.

Немного известно о подвижнике Тихоне, часто жизнь юродивых остается тайной. Так многое и у отца Тихона покрыто завесой неизвестности, о жизни мы знаем благодаря воспоминаниям о прозорливости, исцелений и другим чудесам, которые сопровождали подвиг блаженного [5].

Известно, что отец Тихон родился в деревне Кугерь Уржумского уезда Вятской губернии около 60-х годов XIX века. Его родители были набожные крестьяне Кожевниковы. Мать рано умерла, вскоре отец, он вместе с монахинями-односельчанами уезжает в монастырь, скорее всего, это была Киево-Печёрская лавра. Это период его жизни неизвестен [4].

Через некоторое время Тихон опять появился на родине. Причины возвращения его неизвестны, в народе говорили, что настоятель заметил у монаха необыкновенные способности предсказывать будущее и читать мысли и советовал ему, чтобы Тихон жил с людьми, помогал им и благословил на подвиг юродства в мир. Тихон возвращается на малую родину, где подвиг юродивого нести тяжелее: здесь живут родственники и люди, которые его знали с детства.

Тихон поселился в Кугери у своего дяди Даниила. Вместо того чтобы, как многие другие, отдать все силы земле, он начинает проповедовать, часто уходя из дома в соседние деревни или в г. Уржум.

Был отец Тихон красив лицом, среднего роста, худощавый, с русыми волосами, носил бороду, обладал приятным баритоном и часто пел в церковном хоре. На груди носил большой крест, на голове — камилавку.

Одевался просто. Странностью было то, что летом он ходил в валенках, а зимой босиком. Постороннему человеку его поведение могло показаться странным. Но это было не случайно: намеренно унижая себя, отец Тихон показывал людям пример смирения. Когда люди над ним смеялись он говорил: «Хорошо, когда смеются» [5].

Все это время он всегда держался строгого поста, совершенно не вкушая мяса, был совершенно равнодушен к богатству. «Люблю я бедных, — говорил он, — богатый зазнается, а бедный обманется». И, действительно, он обходил стороной богатых, но часто посещал дома бедняков.

Подобные визиты для жителей Уржумской стороны всегда имели важное значение, они привыкли видеть в юродивом монахе Тихоне человека Божия. А началось все после службы в церкви села Архангельское (деревня Кугерь и деревня Фролята были приходом этой церкви). Однажды он в качестве диакона помогал служить священнику, и хотя был праздник и необходимо было надеть светлые одежды, отец Тихон одел темную. Увидев это, священник сказал: «Ты что? Одевай светлые…» В ответ же услышал: «Я ведь ошибся», но в тот же день после обеда священник скончался. Люди увидели в этом поступке дар к предсказанию. Люди очередями стали приходить к нему, чтобы узнать о судьбе кого-нибудь из близких, кто сражался в войнах, узнать будет ли счастливым брак, излечима ли болезнь. Народ хотел услышать мудрый совет, притчу или наставление. Он никому не отказывал в ответе.

Но отвечал не прямо, а туманно, присказками, иногда «показывая» свой ответ. Часто отвечал, не глядя даже в лицо человека. Без труда узнавал мысли каждого, читая их, как в книге [5].

Пришла женщина спросить о муже, который был на Первой мировой войне, и принесла хлеб. Тихон хлеба у нее не взял, ничего не сказал, отправил ее домой. Женщина пошла домой, а там ее ждал муж, вернувшийся с фронта [5]. Тихон часто бывал в Уржуме и однажды сказал, что на площади в Уржуме будет кладбище. Прошли годы, и здесь устроили могилы погибших большевиков, поставили памятник [5].

Но советы юродивый давал не всегда. Иногда он не отвечал людям и даже не принимал их. Иногда советы давал не словами. Когда в годы Первой мировой войны женщины приходили узнавать о судьбе мужей, то о. Тихон иногда приводил их к роднику, где давал в руки камень. Это означало, что их ждет тяжелая доля. Предсказания монаха были по самым разным поводам.

Другим Божьим даром был дар исцеления больных. А началось все, когда однажды в водах пробегавшего около кельи монаха ручья, он увидел икону Божией Матери, на месте впадения первого ключа в реку Кугерка. Взяв ее из воды, сказал: «Боже милостивый, надо купаться. Народ будет исцеляться. Источник будет святой». Примерно в 1920-м отец Тихон заговорил о своей кончине. Накануне смерти он сказал своей родственнице, у которой жил: «Настя, ты теперь крепко-то не спи, а то я завтра умру». Настя спросила: «Ведь ты не болеешь, зачем умирать?» В ответ услышала: «Знаешь, какая жизнь будет. Скоро опять придут забирать» — это он сказал в Страстную неделю в храме села Архангельское. Только тогда поняли жители села, что значат слова, которые сказал блаженный одной женщине, когда она спросила его, проходящего мимо села Архангельское: «Отец Тихон, ты чего к нам не заходишь?» Он ответил: «Ладно, я к вам на целую неделю в Пасху приду». Так юродивый пророчествовал о своей кончине. Тело его после отпевания похоронили на местном кладбище. До сих пор люди ходят на могилу и просят у отца Тихона здоровье. Но особенно почитается ключ мудреца (Кугерский ключ). На месте, где бьет ключ, стоит часовня, была построена 1995 году [5]. При входе в нее прикреплена табличка, в которой указано, что вода из источника «Кугерский ключ» обладает необычными свойствами. Внутри часовни – икона, подсвечник и колода. Люди постоянно идут сюда даже зимой, в холода, чтобы искупаться в чудотворном источнике, и она помогает всем, кто приходит с верой.

Таким образом, в советское время тема прозорливых продолжала быть актуальной. Она получила свое развитие в фольклоре и легендах, народном сознании и вере. Народ помнит и чтит прозорливых как людей, посланных им Богом в трудную минуту. Местные жители верят, что такие люди пришли на землю, чтобы творить чудеса и помогать народу их видеть. Историческая память хранит воспоминания о прозорливых и почитает их дела. Именно благодаря прозорливости вера сохранилась в народе, так как молитва Богу играла огромную роль. Таким образом, историческая память сохранилась сквозь призму народной веры и православной традиции, несмотря на установки советской идеологии и власти.

Литература
1. Бренное и вечное: социокультурная драма истории между мифом и политикой : мат-лы Всерос. науч. конф. — В. Новгород: НовГУ, 2013. — 460 с.
2. Виноградов Л. К. Рассказы о Кирове. — М.: Детская литература, 1976. — 224 с.
3. Казаков Д. Н. Блаженные земли вятской. — URL:http://buiskoe.ucoz.ru/publ/dukhovnost/blazhennye_zemli_urzhumskoj/8-1-0-123
(дата обращения: 17.02.16).

4. Кострикова А. М., Кострикова Е. М. Это было в Уржуме. — Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1967. — 108 с.
5. Лахман А. И. Во имя революции. — Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1981. — 144 с.

Информанты
Градобоева Зоя Никитична, 1934 г.р. п. Андреевский, Уржумского района, Кировской области.
Градобоев Андрей Николаевич, 1968 г.р. п. Андреевский, Уржумского района, Кировской области.
Казанцева Александра Никитична, 1930 г.р. п. Андреевский, Уржумского района, Кировской области.
Лобанова Елена Михайловна, 1966 г.р. п. Андреевский, Уржумского района, Кировской области.
Резвых Надежда Алексеевна, 1966 г.р. п. Андреевский, Уржумского района, Кировской области.

Источник: Градобоева Е. А. Прозорливость как дар божий в исторической памяти народа (по экспедиционным исследованиям Уржумского района Кировской области) / Е. А. Градобоева // Культурная память и культурная идентичность : материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых ученых (XI Колосницынские чтения).— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — С. 66-71.
Категория: Православная страница | Добавил: Георгич (29.03.2020)
Просмотров: 210 | Теги: историческая память, кировская, Уржумский, прозорливые, молитва, недуги, подвиг юродства, вера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта