Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Просвещение в Вятском крае (XIV – начало XX в.) Участие в нем Уржумской земской управы
Просвещение в Вятском крае (XIV – начало XX в.)
Участие в нем Уржумской земской управы

Как известно, земская школа была предназначена для сельского населения. Однако в связи с тем, что в Вятской губернии уездные города имели небольшую численность населения, им было также предоставлено право открывать земские школы.
Виднейшими представителями прогрессивного крыла вятских деятелей просвещения на первом этапе развития земского движения были М. М. Синцов и Л. П. Матвеев [134; 236; 242].
Первый председатель Уржумской уездной управы, гласный губернской управы 1-го созыва Лазарь Павлович Матвеев (14.10.1836–31.01.1895) был активным поборником широкого просвещения народа. Все свои личные средства (он владел винокуренным заводом) Л. П. Матвеев направлял на открытие школ. В память о нем его родное село, расположенное в Кильмезском районе Кировской области, до настоящего времени носит его имя, – Лазарево. Первым из местных земских деятелей Л. П. Матвеев стал проявлять активность в деле развития народного образования в уездах Вятской губернии. 25 сентября 1868 г. он представил на рассмотрение уездного собрания доклад, содержавший предложения по вопросу развития народного образования в уезде. В этом докладе, а также в ряде других его публичных выступлений, содержалось изложение педагогических воззрений этого прогрессивного земского деятеля. Л. П. Матвеев называл в качестве причин сложившегося неудовлетворительного положения в школах недостаточное количество хороших книг и школьных принадлежностей, отсутствие системы в учебно-воспитательной работе, неподготовленность наставников к школьному делу. Причину материальной необеспеченности населения Матвеев видел в отсутствии просвещения. «Мы нищи духом и находимся в братстве своего невежества и незнания», – указывал он [218, с. 96].
Главным условием возрастания народного благосостояния Л. П. Матвеев считал приобретение умения «воспользоваться естественными богатствами природы», а для этого нужны знания, образование, школа, которые «сделают человека крепким телом и духом, а через то способным к разумному и самостоятельному труду» [218, с. 97].
Л. П. Матвеев высказывал глубоко демократические взгляды о праве народа на образование: «Каждый из народа имеет одинаковое право на образование, без различия веры, звания и состояния». Он считал, что «в настоящее время всё в нашем отечестве ждёт сознательной и разумной человеческой деятельности, а нам не на кого надеяться, кроме как на самих себя». Задачу народной школы он видел в том, чтобы из детей «сделать образованных, сведущих деятелей» [218, с. 97].
Для этого он ставил конкретную задачу перед земством, – «завести хоть немного, но образцовых школ, с более обширной программой, чем нынешние сельские школы» [218, с. 97].
Подготовка учительских кадров, способных работать в таких школах, потребует специально подготовленных учителей, а значит, необходима учительская семинария. Цель учительской семинарии Л. П. Матвеев не ограничивал лишь практическими задачами, а видел в том, чтобы воспитывать в её стенах «нравственного человека», возбуждать в молодых людях самостоятельность мышления, основательность в усвоении знаний, приучать их отстаивать свои убеждения. Л. П. Матвеев считал, что учитель нового поколения должен быть не только наставником, то есть лицом, обучающим и воспитывающим детей, но также и деятелем, способным «влиять на массу» [219, с. 189].
Большое значение в педагогической работе Л. П. Матвеев придавал работе учительских курсов и съездов, на которых, писал он, «учитель почерпнёт силу и бодрость на продолжение своего великого дела; учитель будет знать, что. высказывая какую-нибудь разумную новую мысль, он найдёт поддержку в товарищах и одобрение общества, а известно, что отраднее и даже легче трудиться там, где понимают и ценят твой труд» [219, с. 189]. Не случайно первые в Вятской губернии учительские курсы были проведены в Уржуме в 1869 г. по инициативе Л. П. Матвеева [233, с. 290].
Важное значение Л. П. Матвеев придавал подготовке женщин к учительской деятельности. При этом он ссылался на опыт других стран, в которых этот вопрос давно разрешён. Учитель, по мнению Л. П. Матвеева, должен стоять очень высоко в глазах общества, поскольку его обязанности «выше и полезней» других обязанностей.
Поэтому необходимо поддерживать в учителях бодрость и сознание своего достоинства, без чего учитель немыслим. Он предлагал учредить способы вознаграждения учителей премиями за каждый хорошо проведённый урок, за отличные результаты в обучении и воспитании [235, с. 66].
Мысли, высказанные Л. П. Матвеевым в указанном докладе, привлекли внимание вятского губернатора Н. В. Компанейщикова, который в своём отношении к министру внутренних дел писал, что он затрудняется допустить к печатанию речь Матвеева по той причине, что «в ней заключаются такие выражения, которые выявляют надежду на торжество над неправдой и немилостью». Губернатор особо выделил ту часть в речи Л. П. Матвеева, где указывалось на то, что учителя должны быть людьми, «способными влиять на массу» [310, л. 156–158].
После отстранения М. М. Синцова, Л. П. Матвеева и их сторонников от земской работы в земских учреждениях постепенно стали брать верх реакционные тенденции в вопросе о путях развития просвещения в Вятской губернии.
Противостояние демократических и консервативных сил в вопросе о развитии просвещения в Вятской губернии продолжалось и на следующем этапе развития земского движения, когда, в 1890–1900-х гг., Вятское земство стало одним из передовых в России [151]. «Московские ведомости» (1896, № 44) отмечали: «Особенно выдвинулось, как известно, Вятское земство, руководимое А. П. Батуевым.
Успехи Вятского земства в этот период были связаны, прежде всего, с именами председателя губернской земской управы Авксентия Петровича Батуева, губернского гласного от Уржумского уезда Владимира Андреевича Садовеня, а также директора народных училищ Вятской губернии Александра Алексеевича Красева, стремившегося осуществлять прогрессивные преобразования в области образования в тесном сотрудничестве с земцами [134].
Активным педагогическим деятелем конца ХIХ – начала ХХ в. был губернский земский гласный от Уржумского уезда, председатель Вятской губернской земской управы в 1897–1900 гг. Владимир Андреевич Садовень. Он родился 13 августа 1862 г. в Уржумском уезде, который в то время имел достаточно развитую инфраструктуру местной промышленности, ориентированную на потребление внутри уезда и вывоз части продукции в приречные по Каме и Волге города. Главным фактором, тормозящим развитие промышленности, было отсутствие железнодорожного сообщения с центром губернии и России. Не случайно В. А. Садовень, обосновывая необходимость сооружения железнодорожной ветки до Уржума, в своих отчётах указывал на это как на главную причину, тормозящую развитие промышленности и ремёсел.
В. А. Садовень окончил Петровскую земледельческую академию в 1885 г. Поселился в имении отца в Уржумском уезде, занялся общественно-политической деятельностью. С 1887 г. – почётный мировой судья, член от министерства юстиции в Уржумском уезде по крестьянским делам присутствия. Мировой судья 1-го участка. Шесть лет был председателем Уржумской земской управы, три года – председателем Вятской губернской земской управы. Участник земского движения, уполномоченный по сельскохозяйственной части от министерства землевладения в Нижегородской губернии; далее – инженер сельского хозяйства в Псковской губернии (в связи с активным участием в политической деятельности даже подал прошение об отставке с этой должности) [134, с. 106].
В период Первой мировой войны В. А. Садовень оказался в действующей армии, представляя министерство земледелия, но характеристику от армейцев получил нелестную. Штабс-капитан Михаил Константинович Лемке, служивший в годы Первой мировой войны цензором, в своих воспоминаниях «250 дней в царской ставке» пишет: «Представители министерства земледелия при полевом интенданте Владимир Андреевич Садовень и Николай Васильевич Рухлов (брат бывшего министра) ровно ничего не делают, что не мешает им получать громадные оклады, какие-то сказочные подъёмные из Петрограда сюда, словом, синекурствовать даже без всякой декорации дела…» [134, с. 107]
Разумеется, М. К. Лемке (1872–1923), видный историк и журналист, был достаточно авторитетной личностью своего времени. Но кто может сказать сейчас, по прошествии столетия, так ли всё было на самом деле, как это описывает М. К. Лемке? Да и работа самого Лемке, заключавшаяся в чтении чужих писем, разве не синекура? Скончался В. А. Садовень после 1915 г. Но нас интересует больше тот период жизни В. А. Садовеня, который был связан с его земской деятельностью. Анализ его выступлений и практической деятельности позволяет характеризовать его как прогрессивно мыслящего, активного сторонника преобразований в области просвещения. В. А. Садовень выдвинул проект реорганизации школьного дела в Вятской губернии, который характеризовал его автора не только как сторонника простого распространения грамотности («Безграмотность – наше несчастье, в этом наш тормоз прогресса», – писал он), но и как приверженца более широкого образования.
Первой составной частью проекта В. А. Садовеня было принятие мер к появлению народной интеллигенции, без которой, указывал он, «мы не поймём народа, а народ не поймёт нас». Решение этой за дачи он увязывал с необходимостью обеспечения хотя бы для части населения такого уровня образования, который мог бы «идти не только вширь, но и вглубь». Достижение этой цели предполагало принятие ряда мер, среди которых особое внимание уделялось расширению практики выдачи стипендий студентам высших учебных заведений, обучающимся за пределами губернии.
Примечательно, что этот вопрос обсуждался по инициативе М. М. Синцова уже на самом первом заседании губернского собрания 30 мая 1867 г. В первые годы работы земства число стипендиатов не превышало 30 человек. К концу XIX в. их стало более ста. Однако, по мнению современного исследователя Р. С. Шиляевой, поставленная передовыми земцами, в том числе В. А. Садовенем, задача помочь получить образование среди стипендиатов дети крестьян составляли 8%, в то время как дети дворян – 41%, чиновников –34%, дети купцов и мещан – 15%.
Тем не менее, содержание стипендиатов-студентов, обучавшихся в вузах Санкт-Петербурга, Казани, Москвы, Харькова, Томска и других городов, позволило Вятскому земству к началу ХХ в. иметь около 200 специалистов с высшим образованием. Среди вятских земских стипендиатов немало известных людей, таких как партийный и государственный деятель В. М. Скрябин (Молотов), историк педагогики А. И. Кондаков, революционер-народник и мемуарист Н. А. Чарушин и другие.
Следующим шагом в деле реорганизации школьного дела в Вятской губернии В. А. Садовень считал, наряду с устройством «нормальных повышенных» 3-годичных земских школ, учреждение и сельскохозяйственных школ, в которых «крепнет ум молодого человека, его физические силы, и он научается ремёслам и сельскому хозяйству». В качестве одной из практических мер реализации своего предложения он считал необходимым дополнить программу министерских школ курсами «мироведения применительно к сельскому хозяйству». Он полагал, что поначалу можно было бы ввести по одной на уезд сельскохозяйственной школе и по две двуклассной школе министерства народного просвещения.
В. А. Садовень предлагал организацию на средства губернского земства небольшого числа «образцовых школ», где работали бы лучшие учителя и где могли бы проходить «педагогическую стажировку прикомандированные кандидаты на учительские должности». В проекте В. А. Садовеня большое внимание уделялось педагогической подготовке учителя посредством организации специальных учебных заведений и постоянно действующих педагогических курсов.
Не вызывает сомнений прогрессивность предложений В. А. Садовеня, однако они во многом превосходили финансовые возможности вятских земств. Губернская управа большинством голосов отклонила его проект, охарактеризовав его как «неудачное решение вопроса о народном
образовании». Заметим, что взгляды В. А. Садовеня и А. П. Батуева, сторонника позиции «понемногу, но всем», на пути дальнейшего развития системы образования в Вятской губернии во многом расходились. Однако, несмотря на то, что поначалу возобладала позиция А. П. Батуева, предложения В. А. Садовеня также не остались без внимания. Социально-экономические потребности развития губернии дали толчок к открытию сельскохозяйственных школ. Наибольшую известность приобрела Нартасская школа, давшая значительное количество агрономов, животноводов и других специалистов для села.
Другим видным учителем-исследователем был А. Я. Некрасов. Он составил обширный труд «Вятская флора» (в 2 т.), «Описание насекомых Вятской губернии». Доставил в Казанский университет атлас из 50 видов растений. В 1816 г. он совершил вместе с И. В. Глейнигом поездку по Вятской губернии по предписанию правления императорского Казанского университета по поиску месторождений руды в Слободском, Орловском и Котельничском уездах. Выделим такие труды Некрасова, как «10 новых мест нахождения руд», описание ключа Кичинского в Уржумском уезде, заметки о минералогии и скотоводстве, звероловстве и птицеводстве, геологическое описание Вятской губернии (меловые горы в Слободском уезде с нахождением отпечатков раковин и других окаменелостей) [18, с. 20].
Вскоре в Вятской губернии были открыты Нартасская (1886) и Савальская (1899) сельскохозяйственные школы. Выпускниками Нартасской школы, в частности, были такие крупные ученые, как академик, вице-президент ВАСХНИЛ Василий Петрович Мосолов (1888–1951), доктор сельскохозяйственных наук, профессор Кировского государственного педагогического института Степан Леонтьевич Щеклеин (1884–1975) и др.
Наряду с созданием специальных педагогических учебных заведений и осуществлением подготовки к учительской деятельности в неспециализированных учебных заведениях другим важнейшим направлением педагогической подготовки в указанный период были учительские курсы и съезды, проводившиеся земствами и училищными советами [185, с. 215]. В Вятской губернии идея их проведения впервые была высказана в губернском земском собрании в 1868 г. Первым съездом учителей в губернии следует считать проведённое в январе 1869 г. в Уржуме совещание учителей уезда под руководством председателя уездной земской управы Лазаря Павловича Матвеева [234, с. 54].
Видный земский деятель и сторонник просвещения народа, владелец винокуренного завода Л. П. Матвеев (1836–1895) отнёсся к проведению этого первого съезда серьёзно. На нём активно обсуждались педагогические вопросы, в частности взгляды видного российского педагога Николая Александровича Корфа на устройство земской русской школы, и ряд методических вопросов, связанных с обучением грамоте [185, с. 216]. В мае 1869 г. в Уржуме было проведено ещё одно совещание учителей, на котором они имели возможность встретиться с членами училищного совета и заявить о своих нуждах.
Проведению съездов, как правило, предшествовала большая подготовительная работа. Обычно сама идея проведения съездов-курсов инициировалась инспекторами народных училищ и передовыми земскими деятелями. Учителя на курсы посылались по разнарядке уездных училищных советов.
Помелов, В. Б.
Источник: Просвещение в Вятском крае (XIV – начало XX в.): [монография] / В. Б. Помелов. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – 254 с.
Категория: Образование | Добавил: Георгич (04.10.2020)
Просмотров: 374 | Теги: образование, школа, Уржумский уезхд, Вятская губерния, земство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта