Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Без библиотек мир замкнется»
«Без библиотек мир замкнется»

25 октября отмечается Международный день школьных библиотек. Этот праздник был учрежден в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО, чтобы привлечь внимание к состоянию школьных библиотек, формированию и пополнению их фондов. Об особенностях профессии школьного библиотекаря мы поговорили с библиотекарем школы №2 г. Уржума Еленой Владимировной Крупиной.


Прежде всего, если вам вздумается посетить школьную библиотеку, не приходите сюда во время перемены. Как бы ни ворчали мы, взрослые, что дети не «вылезают» из гаджетов, оказывается, это не так. По крайней мере здесь, в библиотеке, детей много, и в руках у них телефонов не наблюдается. Да и не нужны они им, дети пришли за книгами... Но вот, звенит звонок на урок, библиотека пустеет, и мы можем поговорить с ее хозяйкой. Прежде всего стоит познакомиться.
- Родилась я в Казахстане, - рассказывает Елена Владимировна, - замуж вышла в 1989 году за вятского парня. Он приезжал в Казахстан, в Павлодар на свадьбу к моей подруге, она родом из деревни Максинерь. Познакомились, и он меня сюда увез. С тех пор прошло 32 года, и Вятская земля уже стала мне родной.
- Почему выбрали профессию школьного библиотекаря?
- Наверное, это с детства. Сколько себя помню, постоянно играла в библиотекаря. У меня все книжки домашние были переписаны, на всех членов семьи были заведены формуляры. Я очень любила читать, была записана в трех библиотеках. Здесь я работала в школе №3 сторожем, потом техслужащей. Просто потому, что на другую работу меня не брали — не было документов, сгорели во время пожара. Библиотекарь школы Александра Ивановна Пермякова не раз мне говорила: учись на библиотекаря. И когда я смогла документы восстановить, то последовала ее совету - поступила на заочное обучение в Вятский колледж культуры в 2012 году. А с 2014 года в школе №2 освободилось место школьного библиотекаря...
- Родители, родственники не были библиотекарями?
- Нет. Папа работал на заводе. Мама родом с Украины. Приехала в Казахстан на целину, работала шофером на полуторке.
- Сколько книг насчитывает фонд вашей библиотеки, и как идет его пополнение?
- Фонд нашей библиотеки — порядка 15 тысяч изданий. Из них 5 300 - учебная литература, а все остальное художественная. На учебную литературу выделяет деньги РУО. Я оформляю заявку, передаю директору, он делает заказ, оплачивает и привозит книги. Фонд художественной литературы в основном пополняется акциями «Подарок библиотеке». Ребята приносят книжки, в основном сказки. И мы всегда стараемся поощрить детей, которые участвуют в этих акциях. В конце года на линейке вручаем им благодарственные письма, если есть возможность, то и сладкие призы. Это очень приятно, что дети с пониманием относятся к тому, что кому-то другому нужны книжки. Вот, например, Карина Суворова, наша выпускница, в прошлом году закончила девять классов, принесла и подарила нам сразу 63 книги.
- Трудно ли быть библиотекарем, и какие плюсы у этой профессии?
- Нужно очень много названий книг, авторов держать в голове. Ребята думают, что библиотекарь знает наизусть все книжки, которые есть в библиотеке. Конечно, это не так. Но это, наверное, не самое трудное. Любому библиотекарю бывает очень обидно, когда дети теряют книги, их приходится списывать. Или когда книги рвутся, ведь в нашей библиотеке много старых, можно сказать, раритетных книг, зачастую они находятся в плачевном состоянии. Мы их реставрируем. Ребята мне помогают, особенно начальное звено. Подклеивают книжки, иногда даже восстанавливают вырванные страницы - скачают из Интернета, напечатают на принтере и вклеивают в книжку.
А работа школьного библиотекаря интересная, познавательная. Очень интересно бывает поговорить с ребятами о каком-либо произведении. Интересно слушать мнения ребят и сравнивать с тем, как я сама воспринимаю это произведение сейчас и как воспринимала его, когда была школьницей. Чаще всего, кстати, у старших ребят похожие выводы. Еще для меня плюсом стало то, что легче стало учиться. Сейчас тоже учусь, получаю профессию инженера-технолога швейного производства. Просто я люблю шить, и иногда мы с детьми делаем разные проекты по технологии.
- Дети какого возраста чаще посещают библиотеку?
- Можно сказать, что примерно половина ребят постоянно ходят в библиотеку. Начальное звено — самые активные читатели, в пятых-восьмых классах - некоторый спад активности, с девятого класса ребята снова частые гости. Но есть и такие ребята, которые активно начали читать в первом классе и не забросили до сих пор. Вот у нас есть семья Негодиных, большая, многодетная семья. И у них в семье все читают. Вот, например, Андрей уже во втором классе, он, можно сказать, не выходит из библиотеки. И ладно бы читал тонень­кие детские книжки. Нет, он бе­рет уже более серьезные книги и читает их быстро. Самых актив­ных читателей мы в конце года стараемся поощрить — вруча­ем на линейке почетные грамо­ты, сладкие призы.


- Какие книги читают со­временные дети, кроме реко­мендованных программой?
- Любят классику. Вот у нас есть многотомник «Энциклопе­дия мировой литературы». Ча­сто берут книги этой серии. Бе­рут и патриотическую литерату­ру, чаще всего, пожалуй, «Тимур и его команда» Аркадия Гайда­ра. Читают книги «Республика Шкид», «Ленька Пантелеев». Весной — военная тема, «Сын полка», например. Многие, ко­нечно, читают эти книги, пото­му что задали им, потом на уро­ках идут обобщения, беседы по этим книгам. Есть ребята, кото­рым самим интересно почитать эти книги.


- Помните свою первую книжку?
- Когда я была маленькой, в журналах печатали такие «книжки-малышки». Вот одна из них, про отважного лягушонка и стала первой книгой, которую я прочитала. А моя любимая книжка - «Уральские сказы» Бажова. Когда в третьей школе работала сторожем, было страшно по ночам дежурить, читала ее, и она меня успокаивала. У меня теперь мечта - на Уральские горы съездить, на Змеи­ную горку. В один из отпусков поеду - хочу сама посмотреть на Уральские горы.
- Мы привыкли видеть би­блиотекаря помогающим чи­тателю найти нужную книгу. А что еще делает библиоте­карь, какая его работа оста­ется «за кадром»?
- Ну, например, веду днев­ник библиотекаря в компьютере. Очень удобно, потому что идет ежедневный подсчет, сколько выдано учебников, сколько по­сещений у меня было. Я уже могу посчитать, какой литера­туры не хватает, какие книги востребованы, а какими ребя­та не пользуются. Из невостре­бованных книг я периодически оформляю выставку «Страницы забытых книг», а потом по ним провожу в классах викторины. И ребятам интересно, появляет­ся стимул их прочитать.
- Раз уж мы заговорили о компьютерах, как Вы относи­тесь к электронным книгам?
- Электронные книги, конеч­но, удобнее: закачал в планшет целую библиотеку и можно по­читать где угодно. А с другой стороны, читая книгу на мони­торе гаджета, учебный матери­ал усваиваешь хуже, не так пол­но воспринимаешь все нюансы художественной книги. Книги, я имею в виду обычные, не элек­тронные, они настоящие, можно сказать — живые. Знаете, случа­ется, что ребята приходят сюда просто для того, чтобы посидеть среди книг, вдохнуть запах бума­ги, запах типографской краски. Они приходят и наслаждаются этой атмосферой. «Как пахнет книгой!» - говорят. Электрон­ные книги выручают, когда в библиотеке нет нужного произ­ведения. Но это, я думаю, отно­сится больше к обучающей ли­тературе, так сказать - для ума. А для души, для сердца лучше читать бумажные книги.
- И, тем не менее, электрон­ные книги становятся все бо­лее и более популярными. И не наступит ли время, когда профессия библиотекаря ста­нет не нужной?
- Все равно библиотеки нуж­ны. Если их закрыть, то, мне ка­жется, мир замкнется, потому что каждый ребенок замкнется в себе. А так, пока они читают, они советуют друг другу про­читать ту или иную книжку, об­мениваются, то есть общаются. Библиотеки будут существовать, пока существует человечество.
Беседовал С. КОРОСТЕЛЁВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 45, 6 ноября 2021 г.
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (06.11.2021)
Просмотров: 158 | Теги: читатели, школа, Уржум, библиотека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта