«Без библиотек мир замкнется»
25 октября отмечается Международный день школьных библиотек. Этот праздник был учрежден в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО, чтобы привлечь внимание к состоянию школьных библиотек, формированию и пополнению их фондов. Об особенностях профессии школьного библиотекаря мы поговорили с библиотекарем школы №2 г. Уржума Еленой Владимировной Крупиной.
Прежде всего, если вам вздумается посетить школьную библиотеку, не приходите сюда во время перемены. Как бы ни ворчали мы, взрослые, что дети не «вылезают» из гаджетов, оказывается, это не так. По крайней мере здесь, в библиотеке, детей много, и в руках у них телефонов не наблюдается. Да и не нужны они им, дети пришли за книгами... Но вот, звенит звонок на урок, библиотека пустеет, и мы можем поговорить с ее хозяйкой. Прежде всего стоит познакомиться.
- Родилась я в Казахстане, - рассказывает Елена Владимировна, - замуж вышла в 1989 году за вятского парня. Он приезжал в Казахстан, в Павлодар на свадьбу к моей подруге, она родом из деревни Максинерь. Познакомились, и он меня сюда увез. С тех пор прошло 32 года, и Вятская земля уже стала мне родной.
- Почему выбрали профессию школьного библиотекаря?
- Наверное, это с детства. Сколько себя помню, постоянно играла в библиотекаря. У меня все книжки домашние были переписаны, на всех членов семьи были заведены формуляры. Я очень любила читать, была записана в трех библиотеках. Здесь я работала в школе №3 сторожем, потом техслужащей. Просто потому, что на другую работу меня не брали — не было документов, сгорели во время пожара. Библиотекарь школы Александра Ивановна Пермякова не раз мне говорила: учись на библиотекаря. И когда я смогла документы восстановить, то последовала ее совету - поступила на заочное обучение в Вятский колледж культуры в 2012 году. А с 2014 года в школе №2 освободилось место школьного библиотекаря...
- Родители, родственники не были библиотекарями?
- Нет. Папа работал на заводе. Мама родом с Украины. Приехала в Казахстан на целину, работала шофером на полуторке.
- Сколько книг насчитывает фонд вашей библиотеки, и как идет его пополнение?
- Фонд нашей библиотеки — порядка 15 тысяч изданий. Из них 5 300 - учебная литература, а все остальное художественная. На учебную литературу выделяет деньги РУО. Я оформляю заявку, передаю директору, он делает заказ, оплачивает и привозит книги. Фонд художественной литературы в основном пополняется акциями «Подарок библиотеке». Ребята приносят книжки, в основном сказки. И мы всегда стараемся поощрить детей, которые участвуют в этих акциях. В конце года на линейке вручаем им благодарственные письма, если есть возможность, то и сладкие призы. Это очень приятно, что дети с пониманием относятся к тому, что кому-то другому нужны книжки. Вот, например, Карина Суворова, наша выпускница, в прошлом году закончила девять классов, принесла и подарила нам сразу 63 книги.
- Трудно ли быть библиотекарем, и какие плюсы у этой профессии?
- Нужно очень много названий книг, авторов держать в голове. Ребята думают, что библиотекарь знает наизусть все книжки, которые есть в библиотеке. Конечно, это не так. Но это, наверное, не самое трудное. Любому библиотекарю бывает очень обидно, когда дети теряют книги, их приходится списывать. Или когда книги рвутся, ведь в нашей библиотеке много старых, можно сказать, раритетных книг, зачастую они находятся в плачевном состоянии. Мы их реставрируем. Ребята мне помогают, особенно начальное звено. Подклеивают книжки, иногда даже восстанавливают вырванные страницы - скачают из Интернета, напечатают на принтере и вклеивают в книжку.
А работа школьного библиотекаря интересная, познавательная. Очень интересно бывает поговорить с ребятами о каком-либо произведении. Интересно слушать мнения ребят и сравнивать с тем, как я сама воспринимаю это произведение сейчас и как воспринимала его, когда была школьницей. Чаще всего, кстати, у старших ребят похожие выводы. Еще для меня плюсом стало то, что легче стало учиться. Сейчас тоже учусь, получаю профессию инженера-технолога швейного производства. Просто я люблю шить, и иногда мы с детьми делаем разные проекты по технологии.
- Дети какого возраста чаще посещают библиотеку?
- Можно сказать, что примерно половина ребят постоянно ходят в библиотеку. Начальное звено — самые активные читатели, в пятых-восьмых классах - некоторый спад активности, с девятого класса ребята снова частые гости. Но есть и такие ребята, которые активно начали читать в первом классе и не забросили до сих пор. Вот у нас есть семья Негодиных, большая, многодетная семья. И у них в семье все читают. Вот, например, Андрей уже во втором классе, он, можно сказать, не выходит из библиотеки. И ладно бы читал тоненькие детские книжки. Нет, он берет уже более серьезные книги и читает их быстро. Самых активных читателей мы в конце года стараемся поощрить — вручаем на линейке почетные грамоты, сладкие призы.
- Какие книги читают современные дети, кроме рекомендованных программой?
- Любят классику. Вот у нас есть многотомник «Энциклопедия мировой литературы». Часто берут книги этой серии. Берут и патриотическую литературу, чаще всего, пожалуй, «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Читают книги «Республика Шкид», «Ленька Пантелеев». Весной — военная тема, «Сын полка», например. Многие, конечно, читают эти книги, потому что задали им, потом на уроках идут обобщения, беседы по этим книгам. Есть ребята, которым самим интересно почитать эти книги.
- Помните свою первую книжку?
- Когда я была маленькой, в журналах печатали такие «книжки-малышки». Вот одна из них, про отважного лягушонка и стала первой книгой, которую я прочитала. А моя любимая книжка - «Уральские сказы» Бажова. Когда в третьей школе работала сторожем, было страшно по ночам дежурить, читала ее, и она меня успокаивала. У меня теперь мечта - на Уральские горы съездить, на Змеиную горку. В один из отпусков поеду - хочу сама посмотреть на Уральские горы.
- Мы привыкли видеть библиотекаря помогающим читателю найти нужную книгу. А что еще делает библиотекарь, какая его работа остается «за кадром»?
- Ну, например, веду дневник библиотекаря в компьютере. Очень удобно, потому что идет ежедневный подсчет, сколько выдано учебников, сколько посещений у меня было. Я уже могу посчитать, какой литературы не хватает, какие книги востребованы, а какими ребята не пользуются. Из невостребованных книг я периодически оформляю выставку «Страницы забытых книг», а потом по ним провожу в классах викторины. И ребятам интересно, появляется стимул их прочитать.
- Раз уж мы заговорили о компьютерах, как Вы относитесь к электронным книгам?
- Электронные книги, конечно, удобнее: закачал в планшет целую библиотеку и можно почитать где угодно. А с другой стороны, читая книгу на мониторе гаджета, учебный материал усваиваешь хуже, не так полно воспринимаешь все нюансы художественной книги. Книги, я имею в виду обычные, не электронные, они настоящие, можно сказать — живые. Знаете, случается, что ребята приходят сюда просто для того, чтобы посидеть среди книг, вдохнуть запах бумаги, запах типографской краски. Они приходят и наслаждаются этой атмосферой. «Как пахнет книгой!» - говорят. Электронные книги выручают, когда в библиотеке нет нужного произведения. Но это, я думаю, относится больше к обучающей литературе, так сказать - для ума. А для души, для сердца лучше читать бумажные книги.
- И, тем не менее, электронные книги становятся все более и более популярными. И не наступит ли время, когда профессия библиотекаря станет не нужной?
- Все равно библиотеки нужны. Если их закрыть, то, мне кажется, мир замкнется, потому что каждый ребенок замкнется в себе. А так, пока они читают, они советуют друг другу прочитать ту или иную книжку, обмениваются, то есть общаются. Библиотеки будут существовать, пока существует человечество.
Беседовал С. КОРОСТЕЛЁВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 45, 6 ноября 2021 г. |