Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Как застраивался город Уржум
Как застраивался город Уржум
Н. Б. Пентина
Наталья Борисона Пентина (1913–2001) – известный краевед и коллекционер – происходит родом из знаменитой вятской семьи Спасских. В нашем альманахе опубликованы её статьи: «Открытки г. Вятки, изданные до 1918 года», «О связях старинных вятских семей Рязанцевых, Арбузовых, Васнецовых и Спасских» (Вып. 3); «Л. А.  и И. А. Спасские», «Земский врач П. А. Спасский» (Вып. 4). См. также статью Н. П. Гурьяновой «Из истории одного дара» о Н. Б. Пентиной (Вып. 3). В этом выпуске публикуется статья об Уржуме, подготовленная Натальей Борисовной для краеведческого сборника «Вятка» в 1987 г.
Город 200 лет назад
Город Уржум в 1984 г. отпраздновал своё 400-летие. Внимание гостей города неизменно привлекали памятник архитектуры Троицкий собор, старинные дома на Советской и на других улицах. Однако о застройке города и его зданиях известно очень мало, вопрос этот был почти обойдён вниманием исследователей, хотя на уржумских улицах есть здания, представляющие определённую архитектурно-художественную ценность и историческое значение. Вот это и заставило нас попытаться найти в государственных архивах ответы на многие неясности в строительстве города.
Уржум, как и всякий старинный город строился не сразу, а создавался постепенно. Один из первых известных планов города относился к 1784 г., когда для планировки города на перспективу был составлен план существующей застройки. В мелком масштабе план 1784 г. имелся в Уржумском краеведческом музее, в более крупном – в Центральном государственном историческом архиве г. Ленинграда1, на нём совмещена застройка 1784 г. с новой планировкой. Город был расположен вдоль левого берега реки Уржумки, узкие улицы его шириной не более половины современных улиц, имели различные направления и образовывали неправильной формы участки разных размеров, по длинным сторонам которых стояли дома, а внутри участка были дворы и огороды. Застройка города в 1780-х годах отражала те времена XVII в., когда Уржум был ещё посадом и жили в нём, как писал в 1906 г. историк Вятского края А. С. Верещагин: «Только служивые люди да стрельцы».
По данным четвёртой ревизии 1782 г. число жителей в г. Уржуме «без числа священнослужителей, чиновников и лиц военного ведомства» составляло 366 человек; из них мещан было 221, крестьян 111, купцов 12, записавшихся из крестьян в купечество 13 и дворовых людей 9 человек. Город Вятка имел в то время 1579 жителей. Уржум в те годы был очень невелик, имел в длину около 500 сажен или немногим более одного километра. Митрофановское кладбище было уже за городом. Северная граница города проходила где-то в районе улицы Белинского, западная граница в Нагорной части была по Красной улице, южная часть города под горой была застроена вдоль р. Уржумки, примерно до ул. Некрасова, а на запад в нижней части дома стояли до Трудовой улицы, которая тогда существовала и была занята местной инвалидной командой, и называлась поэтому Инвалидная слобода. От старинной планировки города в наше время осталась эта Трудовая улица – Инвалидная слобода, которую в прошлом называли также слобода «Светлицы», и часть Набережной улицы.
В городе существовала Главная площадь, на которой стоял старинный Троицкий собор, недалеко от него Воскресенская церковь с небольшой площадью. Это был центр города. На этих площадях в базарные и праздничные дни производилась торговля, были, по-видимому, и деревянные лавки, торговали съестными припасами и необходимыми привозными товарами и изделиями местного производства. На главной площади в небольших деревянных домах размещались также городские учреждения – городническое правление, казначейство и другие, городовой магистрат находился в другом месте – примерно на углу Советской и Подгорной улиц, здание тоже было деревянное. В наше время на бывшей Главной площади города стоит Троицкий собор (это уже третий собор, он построен в 1895–1900 гг.), и расположен городской сад. Дома граждан были маленькие, имели большие одворицы, занятые огородами. На реке Уржумке в те годы уже существовала «пильная мельница» с мукомольными поставами малмыжского советника Юшкова. Расположена она была несколько ниже существующего моста через реку Уржумку.
Каменное строительство в Вятском крае началось в XVII в., когда в г. Хлынове были построены Успенский собор Трифонова монастыря и другие церкви. В Уржуме первыми каменными постройками также были культовые здания – Троицкий собор, Воскресенская и Казанская церкви, построенные во второй половине XVIII в. Этот старинный Троицкий собор, судя по плану г. Уржума, находящегося в Государственном историческом архиве (г. Ленинград), стоял на площади несколько левее современного и ближе к реке, колокольня стояла отдельно. Этот старый собор вследствие образовавшейся в стене трещины в 1811 г. было разрешено сломать. В документе о сломе собора написано: «Старый собор разобрать и с колокольнею до нижнего этажа, в нижнем же этаже средний пролёт или проход закласть и сделать в ней тёплую палатку, а сверху покрыть крышею, дабы повремени сей этаж обращен в жилище причетников по прочей бедности»2. Однако на более поздних планах 1835 г., 1845 г. эти строения не показаны, очевидно, и «нижний этаж» не сохранился. В 1811 г. было начато строительство второго Троицкого собора, в 1822 г. собор был освящён. Просуществовал он до 1890 г., но планов или фотографий его до сих пор не удалось найти. Колокольня перед новым собором и тёплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811–1822 гг., это самые старинные здания в Уржуме.
Здание бывшей Воскресенской церкви, где ныне размещается предприятие бытового обслуживания, интересно тем, что внутри него сохранилась часть стен церкви, построенной в XVIII столетии. Каменный двухэтажный храм по указу Казанской консистории был построен в 1761 г. и увеличен в 1831 г. В ЦГИАЛ есть «Дело1844–1845 гг. о расширении Воскресенской церкви в гор. Уржуме», выдержки из этого любопытного документа можно привести: «Хотя в 1831 г. по утверждённому плану означенная Воскресенская церковь с восточной до западной стороны довольно распростанили, устроили прочную колокольню, …но церковь чрезвычайно узка, а длиною соответствует… Изъявили прибавить к оной церкви с южной и северной стороны, пристроить ещё по стене шириною на 10 аршин…» Таким образом, после расширения церкви (с южной и северной сторон) в 1845 г. часть стен 1761 г. оказалась внутри здания. Эти стены – единственный свидетель и образец старинного каменного строительства XVIII века в Уржуме. В проектировании пристройки с северной и южной сторон церкви принимал участие вятский архитектор Костарёв, его подпись есть на планах 1845 г. В настоящее время от внешнего вида этой церкви мало что осталось.
Здание Казанской церкви, используемое сейчас под пивной завод, построено в 1835 г. Однако на плане города Уржума 1784 г. Казанская церковь показана как каменная, следовательно, была старая церковь XVIII в., её сломали и на её месте построили новую.
Первый регулярный план и застройка города по этому плану
 в первой четверти XIX в.
В 1780 годах в Российской империи были образованы губернии или наместничества, которые подразделялись на уезды. С образованием Уржумского уезда в строительстве города наступил новый этап. В 1784 г. 13 августа были «Высочайшие конфирмованы», т. е. утверждены планы губернского г. Вятки и уездных городов Вятского наместничества, по которым отныне должна была производиться новая застройка городов. В книге А. Г. Тинского «Планировка и застройка города Вятки в XVII–XIX веках» (Киров, 1976) указано, что планы эти, как для Вятской губернии, так и для других городов Российской империи в период 1762–1796 гг. разрабатывались специальной комиссией для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы.
Для г. Уржума был также составлен план, явившийся первым регулярным планом города, конфирмован также 13 августа 1784 г., и в соответствии с ним с момента получения этого плана в губернии и производилась застройка. В ЦГИАЛ хранится несколько планов г. Уржума, один из них называется «План Вятской губернии города Уржума каков был в расположении деконфирмованного плана с назначением на оном прожекта конфирмованного в прошлом 1784 г. августа 13 дня»1. Новый план предусматривал застройку города геометрически правильными кварталами с широкими прямыми улицами. Продольные улицы располагаются параллельно р. Уржумке с севера на юг: по берегу р. Уржумки идёт односторонняя Набережная улица, затем идут Воскресенская (ныне Советская), Казанская (ныне Красная) и улица Верхняя (ныне Кирова). Улицы Елкина ещё нет – это граница города с запада.


«План Вятской губернии города Уржума каков был в расположении деконфирмованного плана с назначением на оном прожекта конфирмованного в прошлом 1784 г. августа 13 дня»
Продольные улицы строго перпендикулярно пересекаются поперечными улицами, идущими с востока на запад. Поперечных улиц намечено пять. Самая северная улица Мачехина, затем идёт Буйская, названные по селениям Мачехино и Буйское, затем идёт Набережная – Шонерская (старое название реки Шинерки) и улицы Пустоваловская и Берсенская – теперешние улицы Володарского и Революционная. За ними граница города с юга, окраинные улицы не имели названий. Забегая вперёд, скажем, что в дальнейшем на протяжении столетия некоторые названия улиц менялись. Так, Пустоваловская поперечная улица стала называться Саламатовской, а продольная улица Верхняя стала Полстоваловской (ныне ул. Кирова).
По конфирмованному плану соборная торговая площадь сохраняла своё значение главной в городе, на ней должны были строиться присутственные места, т. е. здания, где помещаются уездное и городское управление, канцелярия городничего. На плане обозначены кварталы для каменного строения, намечены площади около Воскресенской и Казанской церквей, торговые ряды, располагающиеся около Воскресенской церкви.
Город должен был ограничивать городской вал. Въездных дорог в город намечено три: на севере – с Воскресенской улицы дорога в Нолинск, Вятку; на западе с Буйской улицы – дорога в Яранск; на юге с Казанской улицы – дорога на Казань. За городом, около въездных ворот, в трёх местах указаны места для кузниц. Старое кладбище намечено было к уничтожению, в дальнейшем планом предлагалось на части его территории устроить площадь для торговли сеном, дровами и деревянными изделиями, что не было осуществлено. Старое Митрофановское кладбище с вековыми липами и берёзами простояло до нашего времени и называлось Митрофановский сад. В двадцатых годах XX в. уржумские комсомольцы устроили этот сад, разбили дорожки, была эстрада, были гулянья, в саду играл духовой оркестр. Теперь сад застраивается – здесь рынок, пожарная часть, поликлиника.
План этот подписан вятским губернским архитектором Филимоном Росляковым, но составлен план позже 1784 г. и дополнен деталями, уточнёнными на месте. Ф. Росляков принимал деятельное участие в планировке и строительстве г. Вятки и уездных городов. А. Г. Тинский в своей книге «Планировка и застройка города Вятки в XVII–XIX веках» указывает, что Ф. Росляков приехал в Вятку 7 августа 1786 г. уже после конфирмации плана г. Вятки и уездных городов. Очевидно, что первоначальную натурную съёмку Уржума произвели местные работники.
Конфирмованный план г. Вятки был получен в Вятской губернии в конце 1784 г. В ближайшие годы были получены планы и для уездных городов, в том числе и для Уржума, но перепланировка городов, разбивка улиц и кварталов, т. е. перенесение нового регулярного плана на местность происходила в середине 1790-х гг. В Уржуме этим занимался уездный землемер Пастухов и губернский архитектор Ф. Росляков, фамилии их имеются и на другом плане, хранящемся в Ленинграде3. План этот называется «План Вятского наместничества уездного города Уржума со изъяснением таковым конфирмованного и как в натуре разбит уездным землемером Пастуховым». На плане – резолюция наместника Ф. Желтухина: «План препровождается для строения по нем». Подписан план Ф. Росляковым, который «снимал местоположение и разбитие» кварталов и улиц, предложил строить присутственные места на линии Воскресенской улицы, а не на берегу. Кстати сказать, эти общественные здания в каменном исполнении в Уржуме так и не были выстроены, долго шёл разговор о том, где их строить, но «казна» так и не раскошелилась на осуществление проекта. Этот второй план предусматривал исправление погрешностей при разбитии в натуре кварталов вблизи горы и около р. Шинерки, уточнено также местоположение соборной церкви и колокольни, показан мост через реку Уржумку с выездом на Берсенскую (Революционную) улицу, а по конфирмованному плану мост был показан где-то ниже. Ф. Рослякову принадлежит дальнейшая разработка планировки г. Уржума.
Прошло около пятнадцати лет после начала строительства города по новому плану. Застройка города шла медленно. Каменных домов обывателей горожан, также как и общественных зданий (кроме церквей и винного подвала) всё ещё не числилось в городе. Путешественник И. Эрдман, проезжавший по югу Вятской губернии, пишет, что в 1808 г. в Уржуме были три каменные церкви и 105 деревянных домов (ПКВГ на 1894 г.).
Работавший в Вятской губернии после смерти Ф. Рослякова губернский землемер Евстафий Родионов, закончивший в 1807 г. план расширения г. Вятки с учётом конфирмованного плана, – работал в эти же годы и в Уржуме и сообщил о том же: что в городе «три каменные церкви, а присутственные места деревянные, ветхие», соляной магазин деревянный, что намеченный по плану вал со рвом, окружающий город, – «поныне не сделан». Количество улиц и городских кварталов на плане Е. Родионова то же самое, что на плане, подписанном Ф. Росляковым.
Как же выглядели дома горожан, строящиеся на распланированных улицах и кварталах? Той же комиссией по строению городов Санкт-Петербурга и Москвы были предложены к строительству утверждённые «образцовые фасады» для частных городских строений, т. е., выражаясь языком современности, это были типовые проекты жилых домов. По данным А. Г. Тинского, проекты эти были разнообразны, предложен был большой выбор их, от маленьких одноэтажных домов в три окна до больших двухэтажных домов в одиннадцать окон. Каждый проект имел свой номер, разработано было не менее 87 номеров. В Уржуме таких проектов использовано около пяти или более, но строители в решении проекта для каждого дома внесли что-то своё, поэтому дома и похожи один на другой и не похожи.
В Уржуме нет шедевров архитектурно-классического стиля, распространённого в начале XIX в., но интересно узнать, какие самые старинные дома сохранились в нашем городе, если не первой четверти XIX в., то второй четверти и 1850–1860 гг., среди них есть интересные здания, характерные только для Уржума.
По предписанию вятского губернатора городничие должны были ежегодно доставлять сведения в г. Вятку о количестве построенных домов по утверждённым «образцам». В ГАКО хранится донесение уржумских городничих о постройке домов за 1814–1821, 1823 гг. Есть данные за 1841, 1843 и 1849 гг. Предложенные проекты могли быть выполнены как в каменном, так и в деревянном исполнении. Чаще применялись проекты небольших одноэтажных домов. Наиболее употребляемые в Уржуме были: проект № 10 – одноэтажного дома с тремя окнами на улицу, проект № 39 – тоже одноэтажный дом в пять окон, № 87 – одноэтажный дом с цокольным этажом в семь окон, № 23 – двухэтажный дом в пять или семь окон по фасаду. Так, в 1814 г. было построено два деревянных дома, в 1815 г. построены деревянный и первый каменный дом по проекту № 10, то есть в три окна на улицу, но где он стоял – данных об этом нет, в 1816 г. – два деревянных дома, в 1817 г. – пять домов (материал не указан), в 1818 г. построено сто восемь деревянных домов. Такой размах строительства в этом году можно объяснить происшедшим пожаром. Далее, в 1819 г. построили два деревянных дома, в 1820 – один, в 1821 г. построен один и недостроено восемь, в 1823 г. – один деревянный с мезонином и без мезонина три.
Конечно, до наших дней не дошли деревянные дома того периода, а каменного строительства обывательских домов, по существу, ещё не было, но Уржум продолжал строиться, так как увеличилось население города; в 1830–1840 гг. появилось богатое купечество – Полстовалов, М. Моралёв, Л. П. Матвеев, позже лесопромышленник Я. С. Корчёмкин, капиталы которых частично вкладывались в строительство собственных домов. В 1836 г. ими был построен каменный Гостиный ряд, который находился на современной Советской улице, между Воскресенской церковью (где ныне фотография) и новым зданием Уржумского узла связи. В 1920 гг. Гостиный ряд был разобран.
Следующий этап в строительстве города наступил в 1840–1850 гг., когда в 1845 г. был утверждён план Уржума, по существу, ничего не изменивший в его планировке и размещении общественных зданий. До конца 1840-х гг. новые дома строились строго по примерным проектам, и некоторые образцы их можно увидеть и сейчас на наших улицах.
1840-е гг. и вторая половина XIX в.
В 1834–1836 гг. Вятское губернское правление и губернская строительная комиссия возбудили вопрос о постройке зданий присутственных мест в уездных городах губернии, для чего нужно было иметь утверждённый план города. Подлинного этого плана на г. Уржум «не оказалось» и Министерство внутренних дел предложило вятскому губернатору составить новый план Уржума и утвердить его4, занимался этим вятский губернский землемер Михаил Ивакин. Об Уржуме М. Ивакин сообщил в 1840 г., что все общественные учреждения (городническое правление, уездный суд, земский суд и городская тюрьма) помещаются в частных деревянных одноэтажных домах. После обследования городов М. Ивакину было предложено составить новый план Уржума, который был утверждён в 1845 г.5
Этот план интересен тем, что на нём нанесено распределение кварталов на дворовые участки, число которых показано 199, но к 1845 г. они не все были застроены. Инвалидная слобода не входила в число этих 199 дворов. Город оставался в границах, намеченных планом 1784–1807 гг., то есть количество городских кварталов по-прежнему было равно 24, и число улиц было без изменений. Жителей в Уржуме в те годы по данным «Статистических таблиц о состоянии городов Российской империи» (1842) было 1370 чел., в том числе чиновников и дворян – 82 чел., купцов – 60 чел., мещан и посадских – 803 чел. Домов имелось 7 каменных и 168 деревянных, итого жилых домов – 175, лавок в городе – 19, часть из них помещалась в жилых домах, фабрик и заводов не числилось, учебных заведений было два – приходское и уездное училища, помещались они в одном доме.
Кроме Воскресенской и Казанской улиц, застраиваются следующая за Казанской Полстоваловская улица (бывшая Верхняя) и односторонняя Митрофановская – современная улица Елкина.
Дома, как правило, строились по длинным сторонам квартала, то есть выходили на продольные улицы и только по Буйской улице (ныне Чернышевского), ведущей на дорогу в Яранск, да в квартале по современной улице Белинского вблизи реки были намечены дворовые участки. На сторонах кварталов, обращённых к главной Соборной площади, получили участки для строительства жители, имеющие капитал. Это – на южной стороне площади – П. Л. Матвеев, владелец Ройского винокуренного завода, организованного в 1834 г., купец П. С. Патрушев и другие.
В 1840-х гг. по «примерным образцовым» фасадам было выстроено: в 1843 г. – один каменный двухэтажный дом Григория Максимовых «в длину 6 сажен, в ширину 6 сажен 1 аршин», в 1844 г. – один деревянный, в 1849 г. – три каменных. Они построены на лучшей главной улице города – Воскресенской. Сведения о благоустройстве улиц того времени отрывочны, но некоторые представления об этом даёт, например, отчёт городского головы о работе в городе в 1841 г.6 В отчёте указано, что «на постройку тротуаров с вырытием канав» израсходовано 15 руб. 57 коп., на починку мостов – 28 руб., на постройку столбов и трёх фонарей – 12 руб., на поправку пожарных инструментов – 28 руб. Итого 83 руб. 57 коп. – таков годовой расход на городское хозяйство в то далёкое время. Улицы были немощёные, замощение их началось в 1880–1890 гг., но тротуары по обеим сторонам улиц, как пишет В. М. Шестаков, в 1865 г. уже были выстроены.
В октябре 1846 г. Казанским учебным округом был предпринят осмотр казённых учебных заведений Вятской и Пермской губернии. В результате осмотра выявилось, что в Уржуме дом приходского и уездного училищ, пожертвованный в 1835 г. Матвеевым, «приходит в ветхость, в особенности крыша, пропускающая течь, требует скорейшего исправления»7. В том же 1846 г. в декабре архитектором Казанского учебного округа Риссом составлены чертежи нового здания Уржумского училища и в ближайшие годы училище было построено. Дом был деревянный, одноэтажный с мезонином, имел 6 классных комнат и 2 комнаты в мезонине. В 1890 г. на месте обветшавшего дома с мезонином построили новое здание приходского училища, которое и стоит до сих пор по ул. Советской, д. 20. А уездное училище было преобразовано в городское и переведено в новое каменное здание на углу современных улиц Кирова и Чернышевского.
В конце 1840-х и начале 1850-х годов намечаются изменения в строительстве жилых домов «по образцовым» фасадам. Утверждение проектов часто проходит не через высокие инстанции, а через губернскую строительную комиссию, или через городского архитектора, или даже через уездное полицейское управление. На улицах города начинают строиться дома с отступлением от рекомендованных фасадов, появляются дома по проектам, разработанным вятскими архитекторами. Так, в конце 1840-х или в начале 1850-х гг. в центре Воскресенской улицы был построен двухэтажный каменный дом со львами на воротах Л. П. Матвеева, ныне здесь помещается медицинское училище. Это угловое здание имеет полуколонны на уровне второго этажа, опоры полуколонн имеют рельефную кладку. И ещё на одном уржумском здании есть колонны – это здание бывшей Казанской церкви, где сохранились купол и подкупольная ротонда с 16 колоннами, расположенными попарно между окнами. Интересны были портики с колоннами на боковых фасадах церкви. К сожалению, они не уцелели. Эта ротонда несёт отзвуки классического стиля в русской архитектуре, который был распространён в России в XVIII и в начале XIX вв. Жаль, что это здание находится в настоящее время в неприглядном виде.
Проект Казанской церкви был разработан в 1834 г. комиссией проектов и смет в Петербурге, чертежи плана и фасадов церкви хранятся в Ленинграде в Историческом архиве (ЦГИАЛ)8. Чертежи подписаны старшим архитектором А. И. Мельниковым, архитекторами Шарлеманем и Висконти 2-м. Последний и был непосредственным исполнителем проекта.
Висконти 2-й принадлежал к семье талантливых строителей и архитекторов, приехавших в Россию из Италии в конце XVIII в. Из работ его старших родственников известны костёл Станислава в Ленинграде (1823–1825 гг., памятник архитектуры), Висконтиев мост в Павловском парке (конец XVIII в.) и другие. При проектировании Казанской церкви, видимо, использовались рекомендованные в начале XIX в. образцовые фасады.
В 1843–1846 гг. в Уржуме на кладбище была построена небольшая церковь по имени Митрофания, от него получила название Митрофановская улица (ныне Елкина). Проект этой церкви также был разработан комиссией департамента проектов и смет в г. Петербурге. В 1912–1913 гг. при церкви, с западной её стороны, построили каменную колокольню и соединили её с церковью. Назначением колокольни было служить одновременно и пожарной каланчой, весь город и окрестности хорошо просматриваются с неё. Надо сказать, что место для пожарной каланчи, возвышающейся и сейчас над городом, было выбрано удачно. На каланче висел колокол и ещё в 1930-е гг. дежурный отбивал часы. Церковь окончательно разобрали в 1940–1950 гг. Около каланчи в 1965 г. построили пожарную часть.
В «Памятной книжке Вятской губернии» (Вятка, 1857) приводятся данные за 1856 г. о количестве домов в Уржуме. Жилых домов насчитывалось тогда 267, из них 18 домов было каменных и 249 деревянных. К числу этих каменных домов, кроме дома Л. П. Матвеева, относится большой угловой двухэтажный дом (ул. Советская, № 60) построенный одним из первых крупных лесопромышленников уезда А. Я. Корчёмкиным, расцвет деятельности которого падал на 1860–1870 гг. Отец его, Я. С. Корчёмкин, сплавлял лес в низовья Волги ещё в 1830–1840 гг. Дом этот почти лишён украшений, лишь продолговатые выемки в стенах и небольшие карнизы над окнами нарушают монотонность стен, строгая архитектура его напоминает об «образцовых» фасадах. При доме был сад и оранжереи, с восточной стороны дома на втором этаже был длинный балкон. В настоящее время к дому с северной и восточной сторон сделана пристройка, изменившая его вид. По рассказам старожилов, в 1900–1910-е гг. в верхнем этаже дома был городской клуб, где собиралась интеллигенция, изредка устраивались вечера с танцами, ёлки, ныне здесь помещается редакция газеты «Кировская искра».
Годы 1860-е, особенно 1870-е отмечены значительным увеличением городского строительства и развитием городов России, что обусловлено буржуазными реформами 1860–1870 гг., после которых Россия вступила в период капитализма. Несмотря на то, что Уржум по-прежнему оставался торговым городом, жители которого в основном занимались хлебопашеством и ремёслами, а из заводов в городе было только два кустарных салотопенных заводика Токмениновых (В. М. Шестаков), а маленькая бумагопрядильная фабрика Юнусова уже не работала, общее развитие строительства коснулось и Уржума. К 1870 г. жителей в городе было уже 2514 чел., то есть население его с 1840 г. увеличилось в два раза. За последние 12–13 лет, с 1857 г. было выстроено 9 каменных и 33 деревянных дома, а всего в Уржуме в 1869 г. было уже 27 каменных и 282 деревянных дома, кроме того, три деревянных дома принадлежали «казне» и церкви, итого 312 жилых домов. Нежилых зданий – лавок было 33 каменных и 20 деревянных. Лавки размещались в Гостином ряду и на главной площади. Около собора было 12 каменных лавок, которые не всегда были заняты, а торговали в основном в зимнее время и во время ярмарок. Было также несколько складов для товаров – 3 каменных и 6 деревянных9.
Интенсивно стала застраиваться в 1860–1870 гг. Воскресенская улица. Вместо деревянных, появились каменные двухэтажные большие дома, принадлежавшие лесопромышленникам, купцам-хлеботорговцам и другим купцам, имевшим бакалейные лавки, торговавшим «красным» товаром (мануфактура), кожевенными товарами, солью. В 1869–1870 гг. лесопромышленник Никифор Бушков, живший сам в Русском Туреке, выстроил на углу Соборной площади огромный двухэтажный каменный дом с подвалом и каменными же двухэтажным флигелем и службами, при доме был большой сад10. Первый этаж предназначался для лавок и сдавался под квартиры, верхний этаж тоже сдавался в наём. Здесь в 1880 гг. помещалась прогимназия, потом это помещение арендовало Уржумское земство, здесь проводились уездные съезды земских гласных, было воинское присутствие, здесь же в 1900 гг. проводились вечера, маскарады, ёлки. Это здание по Советской улице, д. 28 является историческим, так как в нём 8–9 января 1918 г. состоялся первый съезд Советов в Уржумском районе. В 1860-е гг. на главной улице были построены дома № 18, 13, принадлежавшие купчихам В. Сазоновой и А. Корчёмкиной, дома № 16, 9, 11, 17 купцов И. Степанова, С. Бушкова, Девяткина. Дома № 46, 50, 52, 54 по ул. Советской относятся к этому же периоду строительства. Также в 1867 г. был построен каменный двухэтажный дом купчихи В. П. Черновой11(ныне ул. Чернышевского, д. 10). Сын В. П. Черновой Андрей Андреевич Чернов упоминается в книгах Е. Д. Петряева «Литературные находки» (Киров, 1966; 1981) «Записки книголюба» (Киров, 1978), как любитель книг, имевший домашнюю библиотеку и организовавший совместно с Л. П. Матвеевым первую публичную библиотеку в Уржуме. А. А. Чернов (1843–1888) был земским гласным в 1873–1879, 1882–1886 гг. В 1884 г. его библиотека была закрыта и на заседании земства в 1884 г. был поставлен вопрос о возможности пребывания А. А. Чернова в составе гласных вследствие «сомнительной политической благонадёжности». На это Чернов ответил, что «публичная библиотека, содержимая совместно с Матвеевым, закрыта по распоряжению Министра внутренних дел административным порядком и, по его мнению, это общая «правительственная мера против библиотек»»12. А. А. Чернов вообще отличался активностью, принимал участие в обсуждении многих вопросов в земстве, на уржумском кладбище сохранился его памятник. Библиотека его, по-видимому, была в этом доме, который проектировался с лавками в первом этаже, но выстроен был без лавок. В начале 1870-х гг. было начато строительство углового каменного дома купца Палентрейера, в 1873 г. этот дом купило Уржумское земство, здесь помещалась земская управа. К 1898 г. здание было перестроено и увеличено в обе стороны по ул. Советской и Белинского, и приняло современный вид. Ныне в этом здании больница.
Некоторые деревянные дома начала 1870-х гг. простояли более 100 лет, например, дом № 126 по ул. Красной, построенный в 1871 г. казначеем Уржумского земства К. Н. Лопатиным, дом мещанина И. И. Рукавишникова на углу улиц Елкина и Володарского, постройки также 1871 г., «согласно образцовому фасаду № VII» (дом сломан в 1983 г.).
Декоративные украшения фасадов каменных домов этого периода застройки составляют неглубокие прямоугольные и квадратные углубления в стенах зданий, небольшие карнизы над окнами – сандрики, углы некоторых домов имеют рельефную кладку. Принадлежностью каждого дома являлись также ворота во двор и калитка. Столбы ворот на главной улице строились также каменные, что составляло единое целое с домом и двором. Дома строились прочно, удобно, во дворах были службы, где, кроме амбаров и хлевов, бывали при больших домах и конюшни, и «каретники», в которых хранились средства передвижения. Интересно, что на строительство служб во дворах тоже требовался проект, утверждённый городским управлением, – городским головой. В одном уржумском доме сохранились чертежи деревянных служб, построенных около 1888 г. Обычно постройки эти были двухэтажные, внизу был хлев, амбары, вверху сеновал и летние помещения с галерейкой перед ними. В Уржуме кое-где сохранились эти строения, для нас они являются достопримечательностями прошлого века.
В 1868 г. на Соборной площади, на берегу реки Уржумки, был открыт городской сад (Столетие Вятской губернии. – Вятка, 1880. Т. 1. С. 96 (2-я паг.), устройство сада началось ещё в 1867 г. «Были высажены деревья и кусты, скат горы обложен дёрном. На самом берегу среди бульвара устроен прекрасный павильон и поставлена беседка для игры в кегли. От бульвара по склону горы устроена лестница. Бульвар имеет две большие прямые аллеи, примыкающие к городской площади и несколько малых, расположенных по склону горы». Этот городской сад имел в длину около 300 м и был неширок – 40 м, поэтому имел вид бульвара.
В середине 1860-х гг. было закончено строительство каменного здания тюрьмы, которую начали строить ещё в 1854 г., с ростом города это здание оказалось в центре городских жилых кварталов.
Растущий город требовал новой территории. В 1874 г. был составлен новый перспективный план города, утверждённый в марте 1875 г. Строительным отделением Вятского губернского правления в составе губернского инженера М. С. Купинского и губернского архитектора А. С. Андреева. Этот план есть в Уржумском музее краеведения. На плане запроектированы следующие за Митрофановской Продольная улица, Большая Гласисная (современная ул. Гоголя). Небольшие дома на берегу Уржумки образовали Набережную улицу. В Северной части намечены два ряда кварталов с образованием ул. Садовой (ныне ул. Рокина) и трёх следующих улиц, а через некоторое время получивших название Казарменной, Никольской и Кабановской, последняя называлась также и Прокофьевской. Ныне это ул. Пирогова, Груздовского и Дрелевского. В южной части прибавилось тоже два ряда кварталов, стала двусторонней Лебежениновская улица (ныне ул. Некрасова), намечены Токмениновская (ныне ул. Никитина) и Малая Гласисная улица (ныне ул. Васнецова), всего поперечных улиц стало двенадцать. Кроме того, были переулки по берегу р. Уржумки и слобода «Светлицы». Новыми кварталами в северной части города была образована вторая площадь в Уржуме, на которой стали торговать сеном, дровами и деревянными изделиями крестьянского обихода – это сани, телеги, лопаты, грабли, дуги, хомуты, лукошки, сетева и другие изделия, которые вырабатывались кустарями не только в деревнях, но и в Уржуме. Здесь же продавали скот, куделю. Площадь стала называться «деревянным базаром».
В 1920-е гг. на эту площадь была переведена торговля съестными припасами с площади около собора, а в настоящее время на ней построены культурно-бытовые здания – кинотеатр, универмаг и другие. В северной части площади среди посадок молодых деревьев находятся могилы героев Гражданской войны. За площадью, в створе современной ул. Кирова уже в 1874 г. существовал сад, принадлежавший наследникам Я. С. Корчёмкина. Позднее сад этот был в ведении городской управы. После 1930 г. территория сада была постепенно застроена жилыми домами.
На берегу р. Уржумки планом 1874 г. ниже города были отведены места для кожевенных заводов и городской бойни. За городом в начале 1870-х гг. было открыто новое кладбище, старое кладбище закрыли в 1876 г. Через десять лет, к 1885 г. число домов в Уржуме увеличилось до 457, из них каменных домов было 44, деревянных 412, то есть с 1869 г. было выстроено 17 каменных и 128 деревянных домов. В числе новых зданий были и дома, построенные Уржумским земством, – 5 корпусов больницы (4 деревянных дома на каменном фундаменте и 1 полукаменный, о чём сообщили Журналы заседаний Уржумского уездного земского собрания в 1882–1883 гг.


Несмотря на то, что на Воскресенской улице были такие «хоромы», как дом Никифора Бушкова, оценённый в 1884 г. Уржумской городской управой в 19,0 тыс. руб.13, были на ней и небольшие деревянные одно- и двухэтажные дома, принадлежавшие мещанам, крестьянам, стоимостью 200–300 и 700 руб., в 1890–1900 гг. уступившие место другим зданиям.
Другие улицы были застроены сплошь деревянными домами, лишь на угловых участках в 1880-х гг. стояли каменные дома, это старинные дома № 65, 84, 94 по Красной улице, № 66, 96 по ул. Кирова. На месте дома № 69 по ул. Кирова – бывшее городское училище, ныне средняя школа № 3 им. С. М. Кирова, стоял каменный двухэтажный дом наследников купца Петра Попова, который в начале 1870-х гг. арендовало земство, в верхнем этаже дома помещался суд, а нижний этаж был приспособлен для содержания арестантов (Сборник постановлений Уржумского земства за 1873 г. – Уржум, 1874). В дальнейшем это здание было перестроено для городского училища, в нём в 1897–1901 гг. учился Сергей Костриков (Киров).


Воспитанники Уржумского приюта на сборе плодов в саду уездного земства.
Из коллекции Н. Б. Пентиной
Рядом с такими домами соседствовали небольшие одно- или двухэтажные дома стоимостью 100–200–400 руб., занятые ремесленниками, мещанами или отставными военными, которые селились вблизи друг друга. Так, по Митрофановской улице (ныне ул. Елкина) в квартале, где стоят дома 72–84, по одной только стороне жили в 1884 г. унтер-офицер Заболотский, наследники солдата Тиминцева, солдаты С. Кожевников, Е. Иванов, солдатка Перескокова и другие.
На Полстоваловской улице в 1884 г. стоял уже дом «наследников мещанина Козьмы Казанцева и мещанской жены Дарьи Толчиной», оценённый вместе с деревянным флигелем и надворными строениями в 400 руб. В 1886 г. здесь родился Сергей Миронович Киров (Костриков).
Если планом 1845 г. квартал по длинной стороне был разделён обычно на четыре дворовых участка, то к началу XX в. застройка становится более плотной, особенно это заметно на главной улице, уменьшаются соответственно и дворовые участки. Начинают активно застраиваться и короткие стороны квартала по поперечным улицам.


Половодье в районе старых боен.
Из коллекции Н. Б. Пентиной
В конце 1880-х – начале 1890-х гг. Воскресенская улица приобретает ещё несколько зданий – на углу современной ул. Белинского хлеботорговец И. Царегородцев выстроил каменный дом с подвалом и мезонином, украшенным небольшим парапетом, в наше время дом надстроен вторым этажом и потерял свои характерные особенности, этот дом занимает Зооветтехникум. На другом углу Воскресенской улицы, на месте уездного училища, в 1890 г. появилось здание приходского училища, куда в 1895–1897 гг. ходил учиться юный Сергей Костриков, а приют Уржумского благотворительного общества построен в 1895 г.
Новые каменные дома на главной улице строят крупные лесопромышленники. Так, на углу Подгорной и Советской улиц (д. 31) в 1887 г. С. И. Стародубцев выстроил богатый особняк с балконом, фасады здания украшены фигурной кирпичной кладкой, на крыше дома имеются парапеты, также затейливо украшены ворота и стена, ограждающая двор. На балконе и стене сохранилась кованая решётка. При доме был сад с теплицами, с южной стороны сада, выходившего на гору, была также каменная стена. Обширные дворовые помещения построены также добротно, в целом всё составляло как бы маленькую усадьбу в центре города, представляющую и в наше время большой интерес. По публикациям 1900-х гг. известно, что С. И. Стародубцев принимал деятельное участие в строительстве Троицкого собора, жертвовал для этой цели крупные суммы.
Напротив дома Стародубцева в 1901–1902 гг. С. Д. Шамовым был выстроен не менее интересный одноэтажный каменный особняк на высоком цоколе – полуподвале, с богатым украшением фасада и больших окон (ул. Советская, д. 44), во двор дома выходил балкон. Кстати, в этом доме у сына С. Д. Шамова была богатая библиотека. Оба эти здания отражают другие веяния в строительном искусстве, веяния, характерные для конца прошлого, начала нынешнего века. Здесь нет уже простых объёмов и деталей, колонн, как в доме Матвеева по ул. Советской, д. 38 или плоских вертикальных выступов на стенах, как на доме 56 по ул. Советской, здесь всё богаче и значительнее, соответственно запросам владельцев и распространению в архитектуре стилей переходного периода к стилю модерн.
За 27 лет, с 1870 по 1897 гг., ко времени проведения всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., число жителей Уржума увеличилось на 1900 чел. и составило 4423 чел. (по данным переписи). Количество жилых домов к 1897 г. увеличилось до 584, из них каменных – 57, деревянных – 527, увеличилось и количество лавок, а всего в городе было 682 дома – город значительно вырос.
В 1889 г. уржумское купечество возбуждает вопрос о строительстве новой соборной церкви в центре города, так как собор постройки 1811–1822 гг. был невелик и, вероятно, невысок, скорее всего, что был он выстроен в классическом стиле, распространённом в России в начале XIX в. Купцам, построившим большие дома на Главной улице, хотелось бы иметь высокий собор в более «пышном» стиле. Разработка проекта была поручена вятскому губернскому архитектору Василию Михайловичу Дружинину. Проект «на построение в Уржуме нового Троицкого собора» был выполнен Дружининым в 1890 г. и в том же году утверждён губернским правлением. Строительство собора было осуществлено в 1895–1900 гг. Для того, чтобы новый собор был виден издали, архитектор запроектировал высокое поднятие купола над основным зданием, таким образом, находясь на невысоком месте, собор главенствует над городом и окрестными полями и лугами. Красновато-кирпичные стены его украшены фигурной кирпичной кладкой и колонками, розетками из белого камня местных разработок. Собор органично вписался в городской пейзаж, он украшает город. Особенно красиво сочетание красных стен и серебристого купола, такого интересного здания нет ни в городе Кирове и ни в одном районном центре. Большая площадь собора сейчас не используется. Часто в таких зданиях размещаются краеведческие музеи. Будем надеяться, что в недалёком будущем начнётся реконструкция собора и Уржумский краеведческий музей сможет, наконец, по-настоящему развернуть экспозицию.
Эксплуатация лесов за Вяткой и сплав, и продажа лесоматериалов в городах Нижней Волги привели к образованию значительных капиталов у лесопромышленников Бушковых, Максимовых, Шамовых и других выходцев из богатых крестьянских семей. Наличие капиталов отразилось на развитии города и предприятий в уезде, связанных с переработкой леса. Торговля также развивалась. Купцы и доверенные купцов скупали у населения зерно ржи, овса, гречу, льняное семя, куделю и другие товары. В летнее время по р. Вятке товары отправлялись на Волгу в Горький, Рыбинск и далее потребителям. Овёс отправлялся даже в Лондон. В зимнее время из Уржума шли по Казанскому тракту обозы с мясом, салом, везли кожу, опоек, куделю, лён, овёс, крупы, а в Уржум привозили обозами крупчатку, рыбу, железо, мануфактуру, бакалейные и другие товары.


Из коллекции Н. Б. Пентиной
В нескольких губерниях царское правительство предпринимает строительство винокуренных заводов – винных монополий, в Уржуме такой завод был выстроен в северной части города в 1900–1901 гг. В том же районе, в начале Казанской улицы, ближе к реке уже существуют небольшие кожевенные заводы Тяпкина и Мокосеева и мыловаренный завод Сметанина. В 1900-е гг. строятся многие необходимые для города здания, это на углу современных улиц Елкина и Чернышевского (д. № 72/20) – пожарное депо14 – проект 1907 г. подписан губернским архитектором Максимовичем. Интересно, что проект депо был составлен с очень высокой каланчой над центром здания, что не было осуществлено. После окончания строительства второй этаж был приспособлен для классов реального училища, открытого в 1907 г. и не имевшего ещё собственного здания, в первом же этаже помещалась пожарная часть, вместо современных окон были широкие двери. В дальнейшем в 1914 г. здание было передано открытому ремесленному училищу и приняло современный вид, а пожарная часть переехала на угол ул. Гоголя и Чернышевского, заняв угол Митрофановского сада.
Уржумское земство, состоявшее на 50 % из крестьян, учитывало рост и насущные нужды населения, принимало меры для постройки школ и больниц. На участке, занятом больницей, в 1907 г. выстроено здание инфекционного корпуса, автор проекта, предположительно, Г. Г. Кугушев, а в 1912–1915 гг. – хирургического корпуса, а проектировал корпус архитектор Д. А. Охотников. Для амбулаторного приёма больных на ул. Чернышевского в 1901–1902 гг. был выстроен деревянный дом с крыльцом, выходившим на улицу, ныне это дом № 14 по ул. Чернышевского, крыльца теперь не существует15.
Наряду с медицинскими учреждениями строятся и школьные здания. В 1899 г. открыта женская гимназия (преобразованная из прогимназии) в новом деревянном доме по ул. Казанской (ныне Красная, д. 98). Для практики учениц, окончивших VIII «учительский» класс гимназии, в 1904 г. запроектировано и построено деревянное здание начального народного училища – «Образцовая школа»16. Это дом № 63/22 по ул. Гоголя, и, наконец, весной 1909 г. начато строительство реального училища (ныне школа № 1 им. В. И. Ленина), об открытии которого уржумское земство ходатайствовало ещё в 1872 г., но понадобилось 30 лет, чтобы решить, на какие средства может быть построено училище. В числе жителей города, пожертвовавших около 11,0 тыс. руб., крупные суммы внесли: С. Д. Шамов, А. Ф. Казанцев, С. И. Стародубцев, П. Л. Матвеев, А. С. Депрейс, В. Т. Горбунов. Через два с половиной года здание было построено и 30 апреля 1912 г. было принято по акту «в казну»17, занятия в новом здании начались с 1 января 1912 г. Второе здание, предназначенное для квартир учителей, строили в 1913–1915 гг. Проект и сметы реального училища были составлены в Петербурге в соответствии с новыми правилами по устройству зданий учебных заведений, выработанными Министерством народного просвещения. Автор проекты – помощник архитектора департамента народного просвещения инженер Колпаков. Общая стоимость строительства здания – 157,3 тыс. руб., в том числе средства земства и пожертвования составили 80,0 тыс. руб. и 77,3 тыс. руб. были получены как безвозвратное денежное пособие от Министерства народного просвещения. В архитектурном отношении здание реального училища отражает вкусы и тенденции строительного искусства начала XX в., то есть переход в архитектуре к эклектике и стилю модерн, и резко отличается от простых форм здания городского училища.
Одновременно со строительством реального училища стала застраиваться нечётная сторона ул. Гласисная (ныне ул. Гоголя) по направлению от реального училища на север – к тракту на г. Вятку. Протяжённость города к 1910 г. с севера на юг – 2,5 км, с запада на восток (без слободы Светлицы) – 1,6 км. Из других общественных зданий в это время построена деревянная «богадельня» для престарелых женщин, это небольшой дом № 113 по ул. Кирова, в строительстве его принимал участие (по свидетельству современников) С. И. Стародубцев.
Строятся в тот период и культовые здания. На Полстоваловской улице (ныне ул. Кирова), д. 76 купцы П. Н. Шамов и Ф. М. Стяжкин (издатель открыток г. Уржума) в 1901 г. строят деревянный дом для «раскольничьей моленной»18. Через несколько лет на том же дворовом участке уржумские старообрядцы выстроили ещё одно большое каменное здание для второй моленной. В 1920-е гг. это здание использовалось как спортзал, позднее там были мастерские, а в последние годы помещался клуб СПТУ № 8.
В 1912 г. владелец уржумской мельницы и лесопильного завода Я. Т. Гордеев (купивший мельницу у Корчёмкиных) строит на главной улице здание кинотеатра, которое служит уржумцам и поныне – кинотеатр «Дружба». В те же годы продолжает застраиваться магазинами Воскресенская улица – вместо деревянных лавок, примыкающих к старинным лавкам около собора, торговая компания «Братья Шамовы», купцы Стяжкины и другие выстроили каменные здания больших магазинов и складов, уменьшив тем самым соборную площадь. Ныне в них размещены магазины: Спорттовары, Детский мир, Игрушка, помещается также Дом культуры. На Казанской (Красной) улице в период после 1900 г. в квартале около базара также появились новые каменные магазины Ф. М. Стяжкина, Ислентьева и других торговцев.
Так постепенно создавался город, который известен всей стране, как родина С. М. Кирова. Несмотря на большое строительство в г. Уржуме, развернувшееся в основном за последние десятилетия, город сохранил свои исторические особенности, на улицах много зданий второй половины XIX и начала XX вв., в центре города стоит памятник архитектора – Троицкий собор – лучшая работа незаурядного вятского архитектора В. М. Дружинина, возвышается над городом оригинальная пожарная каланча (архитектор-строитель пока не выяснен), в нижней части города обращает внимание бывшая Казанская церковь. Здания эти, как и жилые старинные дома, наглядно повествуют нам об истории г. Уржума, созданные искусными руками старых мастеров, они нуждаются во внимании к ним общественности и бережном к ним отношении жителей города.
Примечания
1. Центральном государственном историческом архиве г. Ленинграда (далее ЦГИАЛ). Ф. 1293. Оп. 166. Д. 60. План Вятской губернии города Уржума, каков был в распоряжении до конфирмованного плана с назначением на оном прожекта конфирмованного в прошлом 1784 году августа в 13 день.
2. ГАКО. Ф. 237. Оп. 74. Д. 1234. Дело о сломе Уржумского собора и постройке нового в 1811 г.
3. ЦГИАЛ. Ф. 1293. Оп. 166. Д. 63. План Вятского наместничества уездного города Уржума со изъяснением таковым конфирмованного и как в натуре разбит уездным землемером Пастуховым.
4. ГАКО. Ф. 582. Оп. 139. Д. 4. Журнал заседаний Вятской губернской строительной комиссии «О постройке зданий присутственных мест» 1834 г.
5. ЦГИАЛ. Ф. 1293. Оп. 166. Д. 62. План Вятской губернии города Уржума, утверждённый 26 генваря 1845 г.
6. ГАКО. Ф. 582. Оп. 82. Д. 446. Отчётная ведомость Уржумского городского головы о постройках в 1841 г.
7. ЦГИАЛ. Ф. 733. Оп. 44. Д. 89; Ф. 733. Оп. 96. Д. 97. Дело об осмотре казённых училищ в Уржуме 1846 г.
8. ЦГИАЛ. Ф. 488. Оп.1. Д. 917. Казанская Богородицкая церковь в Уржуме 1834 г.
9. ПКВГ на 1870 г.
10. ГАКО. Ф. 583. Оп. 490. Д. 88; Оп. 492. Д. 75. Об утверждении проекта на постройку домов Никифора Бушкова, П. И. Токменинова 1867–1869 гг.
11. ГАКО. Ф. 583. Оп. 490. Д. 157. Дело по прошению уржумской купчихи В. И. Черновой на постройку каменного 2-этажного дома 1867 г.
12. Журналы Уржумского уездного земского собрания 1884 г.
13. ГАКО. Ф. 861. Оп. 1. Д. 26. Окладная книга о налоге с недвижимого имущества 1884 г.
14. ГАКО. Ф. 583. Оп. 530. Д. 90. Проект пожарного депо с каланчой 1907 г.
15. Там же. Оп. 524. Д. 394. О постройке «приёмного покоя» 1901 г.
16. Там же. Ф. 583. Оп. 527. Д. 585. Дело о рассмотрении проекта деревянного здания начального народного училища 1904 г.
17. ГАКО. Ф. 860. Оп. 1. Д. 119. Л. 590. Журнал Уржумского уездного земского собрания 1912 г.; ЦГИАЛ. Ф. 733. Оп. 166. Д. 401. Об открытии реального училища в г. Уржуме.
18. ГАКО. Ф. 583. Оп. 524. Д. 224. Дело о постройке раскольничьей моленной 1901 г.; ПКВГ. 1857–1912; Столетие Вятской губернии. – Вятка, 1880; Сборник постановлений Уржумского уездного земства. 1867–1912. –  Вятка. 1868–1913.
г. Уржум – Ленинград. 1987

Источник: 
Как застраивался город Уржум / Н. Б. Пентина // Герценка: Вятские записки. Вып. 11. - Киров, 2007. - С. 149-168.
Категория: Уржум в прошлом | Добавил: Георгич (08.11.2015)
Просмотров: 1436 | Теги: особняки, Пентина, Уржум, архитектура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта