Уржумская Земля
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [67]
Археология [5]
Русско-турецкая война 1877-1878 [0]
Земское войско [3]
Отечественная война 1812 года [3]
Первая мировая война [3]
Революционеры [8]
Годы революции и гражданской войны [30]
Великая Отечественная война [61]
Горячие точки [8]
На государевой службе [5]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [18]
Депутаты Государственной Думы [5]
Почётные граждане Уржума [31]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Генеалогия [3]
Заброшенный ящик [0]
Забытые имена [4]
Заселение Уржумской земли [6]
Иностранцы в Уржуме [11]
Исторические, заповедные и памятные места [3]
Исторические справки [20]
История, легенды народов, вера [13]
Комсомол [5]
Краеведение и краеведы [20]
Культура и искусство [170]
Купцы, торговля, ярмарки [13]
Лесное хозяйство [13]
Медицина [44]
Монастыри, церкви, часовни [24]
Музеи [12]
Научное наследие [39]
Некрополь, некрополистика [36]
Образование [85]
Политика [8]
Политические лидеры [82]
Почта, филателия, филокартия [2]
Правопорядок, спецслужбы [31]
Православная страница [86]
Природные ресурсы [0]
Промыслы и ремёсла [37]
Промышленность, производство [45]
Реки, озёра, пруды и родники [11]
Священнослужители [0]
Службы [3]
Спорт, туризм [41]
Судьба человека [139]
Судьбы сёл и деревень [143]
Топонимика. Ономастика [7]
Транспорт, дороги [8]
Увлечения, нумизматика, фалеристика [16]
Уржум [43]
Уржумский уезд [23]
Уржум в открытках [7]
Флора и фауна [7]
Разное [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Транспорт, дороги

Выписки по экономическому исследованию дорог в Уржумском уезде на 1901 год

Выписки из Доклада Вятской губернской земской управы
Губернскому земскому собранию по экономическому исследованию дорог
в Уржумском уезде Вятской губернии на 1901 год

Дороги в Уржумском уезде:
1) Яранскій трактъ
, отъ г. Уржума черезъ с.с. Архангельское., Байсу, Ляжъ, Кичму Уржумскаго уѣзда и черезъ с. Сердежъ Яранскаго уѣзда къ г. Яранску.
Дорога эта характеризуется усиленнымъ движеніемъ хлѣбныхъ грузовъ, какъ по направленію къ пристанямъ Цѣпочкину и Туреку черезъ г. Уржумъ, такъ и въ противоноложномъ направленіи къ г. Яранску.
2) Старо-Казанскій трактъ отъ г. Уржума черезъ Нартасъ до граница Казанской губерніи.

Подъѣздные пути къ рѣчнымъ пристанямъ

КЪ РѢКѢ ВЯТКѢ
С. Кильмезь—пристань Кильмезское устье и с. Шурма. Грузоподъемность главной части проселка, расположенной по лѣвобережью р. Кильмезя, достигаетъ 370000 пудовъ или 14800 подводъ. Грузы состоятъ по преимуществу изъ предметовъ лѣсного промысла и снастей, доставляемыхъ для рѣчныхъ судовъ и лѣсопромышленниковъ Малмыжскаго и Уржумскаго уѣздовъ.

Подъѣздные дороги къ волжскимъ пристанямъ

Ильинско-Окашевскій трактъ, пролегающій черезъ Яранскій уѣздъ вблизи границы съ Уржумскимъ уѣздомъ. Грузоподъемность его опредѣлена въ 963000 пудовъ. Основываясь на изслѣдованіи Уржумско-Царѳвосанчурскаго проселка, произведенномъ въ нынѣшнемъ году, это количество грузовъ должно быть понижено до 500000 пудовъ, такъ какъ болѣе 400000 пудовъ провозятся по тому же направленію, и между тѣми же пунктами т. е. къ Волгѣ и обратно, но уже проселкомь отъ сл. Кукарки черезъ с. Кичму, Новый Тарьялъ Тумью-Мучакшъ Уржумскаго уѣзда. Сѣверные участки этихъ дорогъ служатъ подъѣздными путями къ Кукарской пристани на р. Вяткѣ.

Проселочная дорога отъ с. Шурмы чрезъ Кильмезское устье
до с. Кильмезь на Сибирскомъ почтовомъ трактѣ

Дорога эта протяженіемъ въ 45 верстъ, черезъ с.с. Шурму и Кильмезь Уржумскій уѣздъ съ Малмыжскимъ и Елабужскимъ; въ то же время она служитъ подъѣзднымъ путемъ для Кильмезской части Малмыжскаго уѣзда къ пристанямъ, находящимся на р. Вяткѣ въ предѣлахъ Уржумскаго уѣзда, главнымъ же образомъ къ пристани Щурмѣ и въ этомъ, собственно говоря, заключается все значеніе изслѣдуемой дороги.

Что же касается ея мѣстнаго значенія, то, какъ показало произведенное изслѣдованіе, оно имѣетъ весьма ограниченные размѣры; наибольшая часть района, находящаяся на лѣвомъ берегу р. Вятки занята большими казенными лѣсами, среди которыхъ разсѣяно 19 селеній Кильмезской волости; на правомъ же берегу находятся только 4 селенія, въ томъ числѣ и с. Шурма и пристань того же имени. Но для селеній изслѣдуемаго района, кромѣ с. Шурмы и Шурминской пристани, этотъ проселокъ имѣетъ весьма ограниченное значеніе, заключающееся лишь въ сообщеніи съ с.с. Кильмеземъ и Шурмой въ торговые дни, хотя при этомъ не для всѣхъ селеній и не во всякое время года. Гораздо болѣе онъ имѣетъ значенія для населенія этого района, какъ путь, доставляющій имъ значительный заработокъ на извозѣ и лѣсныхъ промыслахъ; тѣмъ и другимъ здѣсь по нѣкоторымъ селеніямъ, занято до половины домохозяевъ.

Въ 23 селеніяхъ изслѣдуемаго района зарегистровано 1498 дворовъ съ 8511 душ. обоего пола. — 4081 мужского и 4430 женск. Земельный надѣлъ достигаетъ 23686 десятинъ, въ томъ числѣ 19951 дес. пахотной, выгонной н луговой и 3735 дес. лѣсного надѣла. Весь этотъ надѣлъ распредѣленъ между 2320 надѣльными душами; если мсключить с. Шурму, какъ стоящее въ особенныхъ условіяхъ землевладѣнія, то на каждую надѣльную душу, въ среднемъ, приходятся 9,66 дес. земельнаго надѣла и 1,26 лѣсного; тогда какъ въ с. Щурмѣ земельнаго почти нѣтъ совсѣмъ, а лѣсного приходится около 4 десятинъ на надѣльную душу.

Мѣстные промыслы развиты только по нѣкоторымъ селеніямъ; всего занято этими промыслами 148 лицъ, принадлежащихъ къ 128 дворамъ. Гораздо значительнѣе здѣсь распространены отхожіе промыслы, между которыми работа по сплаву лѣса и служба на рѣчныхъ судахъ имѣетъ первенствующее значеніе и промыслами этими занято 515 лицъ изъ 489 дворовъ. Въ отношеніи скотоводства изслѣдуемый районъ, по сравненію съ другими мѣстностями Вятской губерніи, занимаетъ среднее положеніе, всего зарегистровано 2287 лошадей, 2405 головъ крупнаго рогатаго скота и 5638 мелкаго; въ среднемъ, первыхъ — 1,7 на дворъ (рабочихъ и подростков); вторыхъ — 1,8 головъ (взрослаго и подростковъ) и послѣднихъ— почти по 4 головы ни дворъ.

Теперь обратимся къ выясненію того значенія изслѣдуемаго пути, которое характеризуетъ его какъ подъѣздную дорогу къ рѣчнымъ пристававъ на р. Виткѣ.

Главными грузами изъ числа всѣхъ, проходящихъ по изслѣдуемому пути, слѣдуетъ считать снасти, употребляемыя при сплавѣ лѣса и на рѣчныхъ судахъ, затѣмъ, мочало и издѣлія мочальнаго промысла, доставляемые сюда изъ лѣсныхъ мѣстностей Малмыжскаго и Елабужскаго уѣздовъ. По свѣдѣніямъ, полученнымъ въ д. Селиной, въ которой вощики, прибывающіе изъ болѣе или менѣе отдаленныхъ мѣстностей, дѣлаютъ кормежку, ежегодно (преимущественно зимней дорогой) провозится:

Корья (ивовой Коры) 10000 пуд.
Мочала 50000 пуд.
Лыкъ до 50000 штукъ лутошекъ или 3000 пуд.
Луба 20000 пуд.
Кулей до 500 тыс. штукъ или 50000 пуд.
Рогожъ до 100 тыс. штукъ 10000 пуд.
Снастей до 100000 пуд.
Всего до 223000 пуд.

Мочалo доставляется изъ лѣсовъ Малмыжскаго и отчасти Елабужскаго уѣздовъ въ Уржумскій уѣздъ для переработки его въ канаты; снасти, т. е. канаты, провозятся къ многочисленнымъ рѣчнымъ пристанямъ Кильмезя и его сплавнымъ притокамъ,—Лобани, Валы съ Уной и другихъ.По свѣдѣніямъ, полученнымъ въ д. Климиной, количество тѣхъ-же матеріаловъ опредѣлено въ 250000 пудовъ, или въ 10000 подводъ; кромѣ того, въ томъ же селеніи указано на 15000 пудовъ стекла, провозимаго изъ Кокманскаго завода. Затѣмъ, съ правобережья Уржумскаго уѣзда провозится по направленію къ Кильмезю до 600 подводъ съ хлѣбомъ или до 15000 пудовъ; хлѣбъ этотъ частью идетъ на пополненіе недостатка въ мѣстномъ хлѣбѣ во многихъ селеніяхъ Кильмезской и Рыбноватажской волостей Малмыжскаго уѣзда и отчасти сбывается на Кильмезскихъ базарахъ. Въ свою очередь со стороны Кильмезя къ Науровской пристани и Кильмезскому устью по этому же пути проходитъ до 100000 пудовъ хлѣбныхъ грузовъ и продуктовъ льноводства; значительная часть этихъ грузовъ поступаетъ сюда изъ мѣстностей, лежащихъ далѣе с. Кильмезя, изъ с с. Селтовъ и Сюмсей; сюда же слѣдуетъ присоединить до 5000 пудовъ грузовъ ближайшаго къ изслѣдуемой дорогѣ района, состоящихъ изъ различныхъ кустарныхъ издѣлій. Такимъ образомъ, общая грузоподъемность пути опредѣлится въ 343000 пудовъ—13720 подводъ, а по исправленіи цифрами, полученными въ дер. Климиной. 370000 пудовъ, или 14800 подв., почти въ полномъ количествѣ захватывающихъ при своемъ движеніи весь изслѣдуемый путь, на протяженіи 45 верстъ.

Кулье и рогожи поступаютъ изъ тѣхъ же мѣстностей, откуда и мочало, отъ устья Кильмезя они отправляются на хлѣбныя пристани, расположенныя на р. Вяткѣ, — Кукарку, Медвѣдку и Турекъ.

Изъ вышеприведенныхъ цифровыхъ данныхъ можно видѣть, что большая часть грузовъ этой дороги состоитъ изъ предметовъ лѣсного промысла,— мочала, рогожъ, кулей, лыкъ и проч. Всѣ эти предметы вырабатываются по подрядамъ болѣе или менѣе крупныхъ лѣсопромышленниковъ. Основываясь на этихъ свѣдѣніяхъ, а также на отзывахъ мѣстныхъ жителей, необходимо придти къ тому заключенію, что въ исправномъ состояніи изслѣдуемаго пути болѣе всего заинтересованы мѣстные лѣсопромышленники и судовладѣльцы. Провозъ грузовъ происходитъ преимущественно по самому пути, осенью и зимою.

Техническія замѣтки. Общее протяженіе дороги равно 45 верстамъ, изъ нихъ 8 верстъ правымъ берегомъ р. Вятки, между с. Шурмой и р. Вяткой, въ томъ пунктѣ послѣдней, гдѣ установленъ черезъ нее перевозъ, это—противъ устья р. Кильмезя. Отъ Кильмезскаго устья дорога идетъ на протяженіи 15 верстъ лѣвымъ берегомъ р. Кильмезя, послѣ него отклоняется отъ рѣки по направленію къ с Кильмезю.

Мѣстность, по которой пролегаетъ проселокъ, по нѣкоторымъ участкамъ довольно холмиста; наибольшія затрудненія встрѣчаются при проѣздѣ черезъ такъ называемую „Тюмтинскую” гору. Мѣстами встрѣчаются небольшія рѣчки и ручейки, значительныя топи и между ними одна очень большая топкая низменность, сильно затрудняющая проѣздъ весною и лѣтомъ. Но время весенняго половодья сообщеніе по изслѣдуемому пути прерывается на 1 или 11/2 мѣсяца. Въ этомъ случаѣ происходитъ большой объѣздъ черезъ Казанскій трактъ.

Вообще безпрепятственный проѣздъ по этому пути возможенъ только въ зимнее время, но тогда движеніе происходитъ уже не по самой дорогѣ, а по льду р. Кильмезя.

Колесный проѣздъ даже среди лѣта сопряженъ съ большими затрудненіями: узкая полоса дороги, проложенная черезъ низменныя мѣста, выстлана жерднякомъ, почти безъ всякаго возвышенія полотна; полотно дороги въ такихъ мѣстахъ по обѣимъ сторонамъ окружено чрезвычайно тонкимъ болотомъ.

Общая длина топкихъ мѣстъ достигаетъ нѣсколькихъ верстъ, поэтому устройство на нихъ дамбъ и вообще приведеніе ихъ въ удобопроѣздное состояніе потребуетъ большихъ расходовъ, едва ли соотвѣтствующихъ грузоподъемности и экономическому значенію этого пути, хотя полезности и возможности нѣкотораго улучшенія его и нельзя отрицать. Но такъ какъ лѣтній, вообще колесный, провозъ грузовъ будетъ незначителенъ и при улучшенномъ состояніи дороги, какъ объ этомъ свидѣтельствуютъ опрошенныя лица изъ числа мѣстныхъ жителей, то очень трудно оправдать тѣ большія затраты, которые потребуются на полное переустройство пути.

Источник: Доклад Вятской губернской земской управы Губернскому земскому собранию... . - Вятка , 1867-[1916] . - 21-35 см XXXV очередной сессии: По экономическому исследованию дорог и приложения к нему. - 1901. - [2], 22, 147 с., 1 л. диагр. .

Категория: Транспорт, дороги | Добавил: Георгич (11.11.2018)
Просмотров: 32 | Теги: торговля, земство, транспорт, Дороги, Уржум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора