Уржумская Земля
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [65]
Археология [5]
Русско-турецкая война 1877-1878 [0]
Земское войско [3]
Отечественная война 1812 года [3]
Первая мировая война [3]
Революционеры [8]
Годы революции и гражданской войны [30]
Великая Отечественная война [59]
Горячие точки [8]
На государевой службе [5]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [18]
Депутаты Государственной Думы [5]
Почётные граждане Уржума [31]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Генеалогия [3]
Заброшенный ящик [0]
Забытые имена [4]
Заселение Уржумской земли [6]
Иностранцы в Уржуме [10]
Исторические, заповедные и памятные места [3]
Исторические справки [20]
История, легенды народов, вера [13]
Комсомол [5]
Краеведение и краеведы [19]
Культура и искусство [162]
Купцы, торговля, ярмарки [13]
Лесное хозяйство [13]
Медицина [44]
Музеи [11]
Научное наследие [39]
Некрополь, некрополистика [36]
Образование [84]
Политика [8]
Политические лидеры [82]
Почта, филателия, филокартия [2]
Правопорядок, спецслужбы [31]
Православная страница [105]
Природные ресурсы [0]
Промыслы и ремёсла [37]
Промышленность, производство [43]
Реки, озёра, пруды и родники [10]
Службы [3]
Спорт, туризм [41]
Судьба человека [137]
Судьбы сёл и деревень [143]
Топонимика. Ономастика [7]
Транспорт, дороги [8]
Увлечения, нумизматика, фалеристика [16]
Уржум [38]
Уржумский уезд [17]
Уржум в открытках [7]
Флора и фауна [7]
Разное [1]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Транспорт, дороги

Проселочная дорога отъ с. Кичмы до села Токтай Беляка (Кичминский просёлок)

Проселочная дорога отъ с. Кичмы до села Токтай Беляка
(Кичминский просёлок
ъ)

Проселокъ этотъ, который для краткости въ настоящемъ описаніи будетъ называться „ Кичминскимъ“, пролегаетъ по западной окрайнѣ Уржумскаго уѣзда, не подалеку отъ границы Яранскаго и составляетъ средній участатокъ значительнаго по протяженію грунтового пути, соединяющаго смежныя мѣстности уѣздовъ: Яранскаго, Орловскаго, Нолинскаго и всю западную окраину Уржумскаго съ Казанью, а въ обратномъ направленія юго-западныя мѣстности Уржумскаго уѣзда съ слободой Кукаркой. Длина этого пути достигаетъ 240 верстъ, тогда какъ длина Кичминскаго проселка равна 49 верстамъ. Сюда же слѣдуетъ отнести небольшое отвѣтвленіе отъ Кичминскаго проселка при селѣ Новомъ Торьялѣ до границы Токтай-Белякской волости, протяженіемъ въ 10 верстъ. Благодаря такому положенію, Кичминскій проселокъ, независимо отъ мѣстнаго значенія, имѣетъ еще значеніе транзитнаго пути, по которому происходитъ движеніе грузовъ постороннихъ для его района.

Главное значеніе Кичминскаго проселка заключается въ провозѣ грузовъ въ Казань и Кукарку и обратно. Сообщеніе съ Казанью происходитъ преимущественно по зимнему пути и вообще во внѣнавигаціонный періодъ года, который для бассейна рѣки Вятки весьма продолжителенъ, отъ 7 до 9 мѣсяцевъ. Грузовое и легковое движеніе въ зимнее время Кичминскимъ проселкомъ по обоимъ направленіямъ принимаетъ весьма значительные размѣры, такъ какъ торговыя сношенія съ Казанью въ это время распространяются далеко къ сѣверу, въ мѣстности, лежащія на продолженіи этого проселка въ предѣлахъ Яранскаго, Нолинскаго и Орловскаго уѣздовъ, однимъ словомъ, на тотъ районъ губерніи, главнымъ торгово-промышленнымъ центромъ котораго служитъ слобода Кукарка. Въ лѣтнее время, съ открытіемъ навигаціи по Вяткѣ, грузовое движеніе сильно падаетъ, замѣняясь сообщеніемъ на пароходахъ. Но изъ южной части района Кичминскаго проселка, какъ и вообще изъ южныхъ мѣстностей Уржумскаго уѣзда, сухопутное сообщеніе съ Казанью не прерывается въ продолженіи всего года, что объясняется отдаленностью этихъ мѣстностей отъ пароходныхъ пристаней р. Вятки.

Въ близкомъ сосѣдствѣ съ Кичминскимъ проселкомъ, но уже въ предѣлахъ Яранскаго уѣзда, пролегаетъ, почти параллельный ему, проселокъ Ильинско-Окашевскій, экономическое обслѣдованіе котораго и соотвѣтствующее описаніе было произведено еще въ 1899 году. Ильинско-Окашевскій проселокъ точно также обслуживаетъ Кукарскій край, но съ той разницей отъ Кичминскаго, что по нему большая часть грузовъ направляется къ тѣмъ (изъ приволжскихъ пристаней, которыя находятся между Казанью и Козьмодемьянскомъ, какъ, напримѣръ, Кокшайская, Сидѣльниковская и др. Сообщеніе происходятъ чаще всего чрезъ г. Царевококшайскъ, Казанской губерніи, даже въ томъ случаѣ, когда представляется надобность отправлять грузы въ Казань, или получать ихъ оттуда. Но для провоза грузовъ изъ сѣвернаго угла Яранскаго уѣзда, Кичминскій проселокъ представляетъ болѣе выгодъ, чѣмъ Ильинско-Окашевскій, такъ какъ первый значительно короче послѣдняго, вмѣсто 96 верстъ—111 (протяженіе проселковъ въ предѣлахъ Вятской губ.).

Ближайшій районъ, обслуживаемый Кичминскимъ проселкомъ, составляетъ лишь незначительную часть той обширной области, въ которой крестьянское земледѣльческое хозяйство, благодаря высокимъ земельнымъ надѣламъ и относительному плодородію почвы, является однимъ изъ наиболѣе производительныхъ по губерніи. Въ составъ этой области входятъ всѣ западныя волости Уржумскаго уѣзда и сосѣднія съ ними Яранскаго. Хлѣбные запасы, преимущественно ржи, здѣсь огромны и сохраняются постоянно, даже въ такіе неурожайные годы, какъ 1891—92. *)

*) Здѣсь интересно отмѣтить слѣдующій фактъ: предпочтительный способъ долговременнаго храненія хлѣбныхъ запасовъ заключается въ складываніи необмолоченныхъ сноповъ въ большія скирды, которыя имѣются при каждомъ селеніи. Есть скирды, которыя стоятъ неприкосновенными уже въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ, вслѣдствіе чего поверхность ихъ, подъ вліяніемъ солнца, дождя и вѣтра, - темнѣетъ, верхъ покрывается травою, а иногда и древесными побѣгами. Приверженность мѣстныхъ крестьянъ къ храненію ржи въ необмолоченномъ видѣ объясняется, во первыхъ, соображеніями относительно безопасности въ пожарномъ отношеніи; съ этою цѣлью—мѣсто для складки скирдъ выбирается вдали отъ селеній въ каждомъ изъ трехъ полей; во вторыхъ, тѣмъ, что хлѣбное зерно, находясь въ колосѣ, при умѣлой кладкѣ скирдъ не подвергается порчѣ и сохраняетъ свою свѣжесть неопредѣленное время. Что же касается долголѣтняго храненія одной и той же скирды, то это происходитъ въ тѣхъ случаяхъ, когда хозяинъ увѣренъ въ удачной кладкѣ и что хлѣбъ въ скирдѣ не подвергается подмачиванію или уничтоженію мышами. Цѣнность соломы при такихъ условіяхъ не принимается въ расчетъ, тѣмъ болѣе, что концы сноповъ, обращенные наружу, скирда, отъ времени, настолько выщелачиваются, что нѳ могутъ быть употреблены даже въ подстилку скоту.
Такимъ образомъ, каждый скирдъ для владѣльца имѣетъ значеніе неприкосновеннаго запаса, при чемъ, на хозяйственныя надобности и на продажу поступаетъ хлѣбъ новаго сбора, отчасти или полностію, смотря по нуждѣ и по урожайности.

Несмотря на обиліе хлѣбныхъ запасовъ, которые могутъ быть во всякое время пущены въ продажу, въ предѣлахъ вышеуказанной области нѣтъ ни одного очень значительнаго центра по хлѣбной торговлѣ, въ которомъ оперировали бы крупныя фирмы по хлѣбному экспорту; встрѣчаются лишь закупщики хлѣба средней руки или комиссіонеры.

Главными же центрами по хлѣбной торговлѣ служатъ слобода Кукарка и г. Яранскъ, а для восточной окраины района и г. Уржумъ. Значительными, но зависящими отъ болѣе крупныхъ центровъ являются села: Кичма, Сернуръ и Новый Торьялъ. Такое положеніе хлѣбной торговли объясняется тѣмъ, что торговый районъ этихъ селъ находится какъ разъ на рубежѣ, гдѣ раздѣляется движеніе хлѣбныхъ грузовъ по нѣсколькимъ направленіямъ: къ пристанямъ рѣки Вятки, главнымъ образомъ, къ Кукарской, къ Волгѣ, а къ западу—чрезъ Яранскій уѣздъ въ предѣлы тѣхъ частей Костромской и Нижегородской губерній, которыя расположены къ сѣверу отъ Волги.

Скупщики хлѣбныхъ и льняныхъ товаровъ имѣются во всѣхъ селахъ края, въ которыхъ существуютъ еженедѣльные торжки и базары, какъ, напримѣръ, въ Кичмѣ, Сернурѣ, Старомъ и Новомъ Торьялахъ, Токтай-Белякѣ и въ нѣкоторыхъ деревняхъ. Закупленные въ этихъ пунктахъ товары отправляются болѣе всего въ Кукарку и къ нѣкоторымъ пристанямъ Уржумскаго уѣзда, оттуда отправляются паровой силой въ Рыбинскъ, затѣмъ въ Казань и къ другимъ приволжскимъ пристанямъ. Изъ хлѣбовъ въ Казань отправляются только овесъ и греча, при этомъ тяготѣніе грузовъ въ ту или другую сторону зависитъ прежде всего отъ разстоянія пункта отправки къ пристанямъ на р. Вяткѣ или къ Казани. Важное значеніе имѣетъ въ этомъ случаѣ также и время отправленія товаровъ. Можно сказать, что чѣмъ южнѣе лежитъ мѣстность, тѣмъ сильнѣе и движеніе грузовъ по направленію къ Казани и Волжскихъ пристаней. И наоборотъ: изъ мѣстностей, расположенныхъ на сѣверъ района, слѣдовательно, ближе къ Кукарской пристани, торговыя сношенія съ этой послѣдней носятъ и наиболѣе оживленный характеръ.

Въ зимнее время районъ вліянія Казани распространяется далеко къ сѣверу. Это объясняется тѣмъ, что во внѣнавигацівнный періодъ года торговыя заведенія въ большинствѣ мѣстностей Вятской губерніи дѣлаютъ въ Казани закупки товаровъ въ дополненіе къ закупленнымъ въ Нижегородской ярмаркѣ.

Рожь въ зернѣ изъ большей части района въ значительныхъ количествахъ отправляется на хлѣбные рынки Яранскаго уѣзда—въ г.г. Яранскъ, Царѳвосанчурскъ и с.с. Салобѣлякъ, Пектубаево и др., гдѣ перепродается съ рукъ на руки жителямъ Костромскаго и Нижегородскаго Ветлужья, въ большинствѣ случаевъ минуя посредничества въ лицѣ перекупщиковъ. Если же крестьяне и продаютъ хлѣбъ крупнымъ торговымъ фирмамъ, напримѣръ, въ Яранскѣ, то эти послѣднія отправляютъ закупленный хлѣбъ крупными партіями къ Кукарской или Козмодемьянской (на Волгѣ) пристанямъ, рѣдко перепродавая его ветлужанамъ, такъ какъ послѣдніе въ огромномъ большинствѣ случаевъ покупаютъ хлѣбъ незначительными партіями, отъ 1-го до 3-хъ возовъ на каждаго, рѣдко болѣе.

При движеніи хлѣбныхъ и другихъ грузовъ изъ района, обслуживаемаго Кичминскимъ проселкомъ, въ Кукарку или въ обратномъ направленіи, въ Казань, почти всѣ грузы захватываютъ при своемъ движеніи большій или меньшій участокъ этого проселка. Хлѣбные же грузы, отправляемые въ Яранскій уѣздъ, провозятся по многочисленнымъ проселочнымъ дорогамъ, направленіе которыхъ перпендикулярно, или почти перпендикулярно направленію Кичминскаго проселка, а потому они не оказываютъ замѣтнаго вліянія на его грузоподъемность.

----------

Теперь обратимся къ выясненію мѣстныхъ грузовъ, которые провозятся проселкомъ и свѣдѣнія о которыхъ получены въ главнѣйшихъ торговыхъ пунктахъ района; первенствующее значеніе между ними принадлежитъ с. Кичмѣ.

Источник: ПРИЛОЖЕНИЕ КЪ ДОКЛАДУ объ зкономическомъ изслѣдованіи дорогъ, Вятскому губернскому земскому собранію экстренной сессіи 18 апрѣля 1906 г., с. 11-14.

(продолжение)

Категория: Транспорт, дороги | Добавил: Георгич (07.11.2018)
Просмотров: 32 | Теги: сельское хозяйство, транспорт, управа, Кичма, земство, проселок, Уржумский уезд, дорога, грузы, Токтай Беляк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора