Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Георгич

Уржумский художественный центр

Уржумский художественный центр

В статье дается исторический обзор по художественному металлу в архитектурном наследии Вятской Губернии конца 19 - начала 20 вв. Раскрываются закономерности развития художественного кованого металла на примере Вятской губернии, где сложилось несколько самобытных центров, и в частности Уржумском уезде.

В истории декоративно-прикладного искусства нет более парадоксального материала, чем художественный металл. Способный быть легким невесомым кружевом в просечной технике, он плотен и незыблем в скульптурном памятнике. Как ручное искусство металлургических мануфактур металл вмещает в себя любую эстетическую идею, но в синтезе общей архитектурной

формы всегда чуть-чуть отстранен, демонстрируя изысканность, пластическую четкость, самостоятельность.

Исследования российской провинциальной архитектуры показывают, что история художественного металла остается белым пятном в развитии искусства. Многое из прошлого наследия уже не восстановить. Более того, имеется опасность исчезновения произведений декоративно-прикладного искусства, даже принадлежащих к объектам со статусом памятников. В полной мере это относится и к Вятско-Камскому региону, где потеряна значительная часть архитектурно-художественного наследия.

Для Вятского края наиболее характерным является кустарный тип развития художественных кузнечных промыслов. Образование куста или художественного центра однотипно. Характерно, что чаще всего основателем был мастер, остановившийся в том или ином населенном пункте. В течение нескольких месяцев или лет хозяин, пустивший на проживание ремесленника приобретал навыки вначале в холодной, а затем в горячей кузнице. Мастер за обучение получал денежную оплату. Стимулом дальнейшего оттачивания мастерства служила деревенская среда, когда «был значительный спрос изделий» или «значительное количество требуемых поправки изделий». Кузнецы, занимаясь ремонтом вещей сельчан, производили массу новой продукции, удовлетворяя нужды крестьянина в орудиях труда, предметах быта, декоративных изделиях и т.д. Бывало и так, что самого знаменитого изделиями и высококвалифицированного мастера архитектор подряжал на строительство архитектурного объекта.

На территории Вятского края существовало шесть центров художественного металла: Вятско-Слободской, Сарапульский, Нолинский, Яранский, Уржумский, Воткинский. Изделия этих центров наделены специфическими отличиями в композиционном и художественном выражении. Практически в каждом городе была своя кузнечная слобода. Каждый такой центр отличался тяготением к особенным декоративным или стилистическим решениям.

Большой интерес представляет ручная художественная обработка металла в архитектуре Уржумского уезда Вятской губернии и самого г. Уржума, выполненная с использованием традиций «научно-археологического» плана. Использование мотивов археологии очевидно сопряжено с раскопками могильников поблизости от городов Уржума и Яранска и заказами на «древность». У зонтов один и тот же солярный символический знак в разных вариантах - диск в окружении зубцов. Несмотря на некоторую эклектичность образа нельзя не отметить его праздничность, приподнятость. Тем более, что подобных аналогов в ручной художественной обработке металла России больше нет.


г. Уржум, ул. Советская, 13, зонт (ковка, железо, кон. XIX века)

Таким образом, в истории художественной обработки металла на Вятке и в Уржумском уезде выделяются следующие значимые периоды:

– XVIII - начало XIX вв. - начальный этап формирования художественной обработки металлов. Это время формирования ряда центров с высокой долей ручного труда;

– 20-е - 80-е гг. XIX в. - период образования на Вятке развитой сети предприятий по художественной обработке металлов. Увеличение потребностей в изделиях металла ведут к упрочению нового технологического опыта и региональному своеобразию художественных решений;

– конец XIX - начало XX вв. – период наиболее интенсивного творчества – характеризуется широким использованием художественного кованого и художественного чугунного литья в архитектуре.

Образ художественного металла в архитектуре русской провинции определялся функциями зданий и связан с местом размещения на его фасаде или в интерьере. Продукция Белохолуницкого, Ижевского, Воткинского и Шурминского заводов почти сопоставимы в ассортименте с другими аналогичными предприятиями Урала и России.

Источник: М. В. Курочкин. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ В АРХИТЕКТУРЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА 19 - НАЧАЛА 20 вв. (центры, функция, художественный образ)

Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (17.02.2019)
Просмотров: 422 | Теги: культура, Уржум, обработка металла, Железо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта