Уржумская Земля
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [67]
Археология [5]
Русско-турецкая война 1877-1878 [0]
Земское войско [3]
Отечественная война 1812 года [3]
Первая мировая война [3]
Революционеры [8]
Годы революции и гражданской войны [30]
Великая Отечественная война [61]
Горячие точки [8]
На государевой службе [5]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [18]
Депутаты Государственной Думы [5]
Почётные граждане Уржума [31]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Генеалогия [3]
Заброшенный ящик [0]
Забытые имена [4]
Заселение Уржумской земли [6]
Иностранцы в Уржуме [11]
Исторические, заповедные и памятные места [3]
Исторические справки [20]
История, легенды народов, вера [13]
Комсомол [5]
Краеведение и краеведы [20]
Культура и искусство [170]
Купцы, торговля, ярмарки [13]
Лесное хозяйство [13]
Медицина [44]
Монастыри, церкви, часовни [24]
Музеи [12]
Научное наследие [39]
Некрополь, некрополистика [36]
Образование [85]
Политика [8]
Политические лидеры [82]
Почта, филателия, филокартия [2]
Правопорядок, спецслужбы [31]
Православная страница [86]
Природные ресурсы [0]
Промыслы и ремёсла [37]
Промышленность, производство [45]
Реки, озёра, пруды и родники [11]
Священнослужители [0]
Службы [3]
Спорт, туризм [41]
Судьба человека [139]
Судьбы сёл и деревень [143]
Топонимика. Ономастика [7]
Транспорт, дороги [8]
Увлечения, нумизматика, фалеристика [16]
Уржум [43]
Уржумский уезд [23]
Уржум в открытках [7]
Флора и фауна [7]
Разное [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Культура и искусство

Из вятских старообрядцев: предприниматели Л.А. Гребнев и А.Т. Сметанин

Семибратов В.К.

Из вятских старообрядцев: предприниматели Л.А. Гребнев и А.Т. Сметанин

Расположенные в сравнительной близости друг от друга сёла Рожки и Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии всегда отличались предприимчивостью своих жителей-старооб­рядцев. Именно здесь успешнее, чем где бы то ни было, развивалось промышленное садоводство (не случайно образовавшийся позднее в Старой Тушке колхоз был назван именем И.В. Мичурина), внедрялись передовые методы ведения сельского хозяйства. Памятными страницами культурной и экономической истории края первой трети XX в. останутся деятельность тушкинской старообрядческой типографии и чугунолитейного завода в Рожках.

Основателем первой явился уроженец д. Дергачи соседнего Уржумского уезда Л.А. Гребнсв (1862-1932) (1). Освоив типографское ремесло у своих единоверцев-федосеевцев в Москве, он сначала тайно печатал книги у себя на родине под маркой «типографии почаевской» и «типографии христиан соловецкого и старопоморского потомства» (2). Когда появилась возможность открыто вести «религиозно-нравственное просвещение ... молодёжи, ко­торая сильно нуждается в религиозных книгах», он в 1908 г. открыл в с. Старая Тушка «типографию христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия» (3).Огромную помощь в её устройстве оказали жившие в Казани земляки Л.А. Гребнева братья В.Т. и Е.Т. Семеновы: «Василий занимался добыванием средств для типографии, которая существовала в значительной степени за счёт пожертвований старообрядцев. Евтихий активно помогал Гребневу в изготовлении орнаментики для изданий, занимаясь травлением на цинке, тогда как сам печатник резал клише на дереве и на меди» (4). Типография размещалась в двухэтажном деревянном доме. Л.А. Гребнев с семьёй жил наверху, где стояли и печатные станки. Нижний этаж был отведён под литейную мастерскую. На кирпичном складе хранились старинные книги и рукописи, часто служившие печатнику оригиналами. В типографских делах Гребневу помогали его сын Фома, брат жены М.Т. Черезов, племянники Г.М. и Н.М. Фукаловы, З.М. Черезов. По воспоминаниям последнего, для лучшего освещения рабочего помещения в вечернее время к потолку были подвешены стеклянные шары, заполненные водой: они хорошо отражали свет установленных поблизости керосиновых ламп (5).

Первым старотушинским изданием явилась азбука, вышедшая тиражом 4 тысячи экземпляров и предназначавшаяся для обучения детей церковнославянскому чтению и письму в организованной при молитвенном доме школе. Неоднократно печатались различные уставы, канонники, псалтыри, панихидники, часовники, листы «Целебника», карточки с изображением «райских» птиц Алконоста и Сирина, брошюры против карт и табака... Были и оригинальные издания, в числе которых «О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран», «Беседы о таинстве брака» Т.С. Тулупова, «Путь, ведущий христианина к прощению» Г.Е. Фролова. Для Преображенской общины в Москве Л.А. Гребнев даже готовился напечатать объёмистые «Поморские ответы», однако не по его вине это намерение не осуществилось, как и попытка тиснения «Большого устава» (6).

Книги (самые ценные из них печатались на бумаге с водяными знаками XVIII в.) одевались в красивые кожаные и коленкоровые переплёты, украшались красочными заставками и рисунка­ми, имели изящные застёжки, изготовленные в местной мастерской. Красивое оформление, чёткий шрифт, доступная цена делали гребневские издания «церковно-служебного и религиозно-нравственного направления» (7) популярными не только в Вятском крае, но и далеко за его пределами. Их можно было заказать по почте, купить в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода. До сей поры книги из Старой Тушки встречаются у старообрядцев Урала, Белоруссии и Прибалтики. В 1918 г. новой властью типография была закрыта. После конфискации печатных станков и шрифта, Л.А. Гребнев с сыном Фомой и несколькими помощниками отливал в своей мастерской медные иконы и кресты, а также колокольчики, втулки для тарантасных колёс, шестерни ручных дрелей (8). Эта нужная людям деятельность прекратилась с конфискацией в 1929 г. всей принадлежавшей вятскому подвижнику недвижимости.

Примерно в то же время был арестован другой предприниматель - А.Т. Сметанин (около 1864-1930), несправедливо обвинённый в финансовых злоупотреблениях на им же самим основанном в с. Рожках чугунолитейном заводе.

Выходец из семьи крестьян-старообрядцев, он после смерти отца, оставившего небольшой капитал и столярную мастерскую, «задумал организовать в Рожках производство простых, но край­не нужных в крестьянском деле сельскохозяйственных орудий: веялок, сеялок, конных молотилок, тяжёлых плугов». Но для этого нужны были знания, и А.Т. Сметанин, подобно Л.А. Гребневу, начал с того, что отправился осваивать новое для него дело в город. Таковым оказалась Уфа. Проработав здесь 12 лет на чугунолитейном заводе и овладев рядом необходимых специальностей, Авдей Терентьевич в 1900 г. вернулся в Рожки. Однако недостаток средств долго не позволял ему развернуть производство. Лишь когда в 1905 г. к делу подключился местный купец В.М. Платунов, «мастерская фактически стала заводом, который, кроме молотилок и чугунных приводов к ним, выпускал также веялки, сеялки и плуги. Было освоено производство нефтяных двигателей от 5 до 20 лошадиных сил собственной конструкции, которые нашли применение на паровых мельницах Малмыжского и соседнего с ним уездов» (9).

По воспоминаниям старожилов, для предприятия «металл и уголь привозили по р. Вятке. Станки приводил в движение локомобиль... Установили электрогенератор. Впервые в Рожках загорелись электролампочки» (10)

Большой вклад в это дело внёс одно время работавший на заводе уроженец с. Старая Тушка В.М. Черезов (1885-1938), сменивший затем поприще электротехника на борьбу с самодержавием (11).

В 1909 г. в четырёх цехах нового здания завода трудилось около 150 человек, которые переработали в общей сложности 17 пудов чугуна и железа. Заведение Сметанина-Платунова было «наиболее крупным промышленным предприятием подобного профиля (если не сказать единственным) не только в уезде, но и в губернии. Его деятельность способствовала тому, что в местных сёлах плуг и молотилка вытеснили соху и цеп. Повысилась культура земледелия. Продукция завода отличалась добротностью и надёжностью в работе и получила в своё время широкое поизнание» (12). Неслучайно молотилка с приводом удостоилась на промышленных и сельскохозяйственных выставках в Санкт-Петербурге, Казани и Омске бронзовой и серебряных медалей.

В годы первой мировой войны рожкинские рабочие в ущерб выпуску основной продукции вынуждены были производить артиллерийские снаряды и подковы для кавалерии.

В иных местах и землях организатора, подобного А.Т. Сметанину, еще при жизни увенчали бы всевозможными лаврами. У нас же он после перемены власти в стране в 1917 г. был сразу заключён в тюрьму, где и пробыл 3 месяца, пока ему не разрешили вернуться на остановившийся без хозяина национализированный завод: Красной Армии требовались конские подковы и втулки для колёс к тачанкам.

Удивительно, но вплоть до ареста А.Т. Сметанин являлся фактическим руководителем предприятия, преобразованного в 1925 г. в промартель «Двигатель». Он входил в состав правления, отвечал за решение технических задач, оставшись в памяти тех, кто его знал, человеком, начинавшим своё дело с продажи «последних юбок» из приданого супруги, дававшим вдовам «в долг на год молотилку, привод ли, жнейку, косилку» (13).

Но у представителей новой власти и завистников бывший хозяин был бельмом в глазу. Состряпать на него липовое дело труда не составило. Несмотря на заступничество земляков, собравшихся в феврале 1929 г. на заседание выездного суда в Рожках со всех окрестных селений, А.Т. Сметанину был вынесен приговор о лишении свободы сроком на 5 лет. А уже через несколько месяцев 3 года лагерей получили «за антисоветскую деятельность в форме агитации, направленной к срыву колхозного строительства в с. Рожки», работавшие на заводе брат предпринимателя Агафон и родственник Т.П. Сметанин (14). Авдей Терентьевич был отправлен на один из островов Соловецкого архипелага, где вполне мог оказаться и его компаньон В.М. Платунов, предусмотрительно уехавший с семьёй Казахстан. 7 декабря 1929 г. А.Т. Сметанин написал родным письмо с просьбой о присылке ему денег. Перевод был срочно послан, но вскоре вернулся. Самые худшие предположения подтвердило письмо дяди А.Т. Сметанина Федора Михайловича, сообщавшего 5 марта 1930 г. уже покинувшим Рожки родственникам: «Любезной наш неоценной бывшой наш кормилец АВДЕЙ ТЕРЕНТЬЕВИЧ ушёл от нас к своему отцу в гости, не увидим больше его кости. Перенести стало не под силу, сошёл в чужой земле в могилу. Вечная память, в(ечная) память, в(ечная) память! Царствия небесного дай ему, Господи. Каждой Божий день об нём плачем и рыдаем, молимся и милостиню подаём...» (орфография подлинника) (15).

В этом же письме сообщается об очередном аресте Л.А. Гребнева. Вынужденный после освобождения оставить Старую Туш­ку, он перебрался в другой крупный федосеевский центр - с.Русский Турек Уржумского района, но прожил там всего 2 месяца, после чего, по его словам, «в марте 1931 г. переехал в д. Б. Пальники Немского района, где жил у своего знакомого Бабкина Ле­онтия Филипповича. С октября 1931 г. стал служителем культа в поморской общине старообрядцев» (16).

«Народная» власть и в Пальниках не оставила в покое вятского самородка. Осуждённый вместе с Л.Ф. Бабкиным по пресловутой 58 статье за «контрреволюционную пропаганду и агитацию» на трёхгодичную ссылку, он по пути следования в Северный край умер в г. Котласе.

Такова судьба двух предпринимателей - выходцев из среды вятских крестьян, занимающих достойное место среди тех, «кто оставил след в истории края, его хозяйстве, промышленности, науке, образовании, культуре» (17).

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Подробнее о нём см.: Семибратов В.К. Подвижник вятских cтарообрядцев Л.А. Гребнев в контексте российской истории и культуры конца XIX - первой четверти XX в. // Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения: Материалы научной конференции. Пермь, 2001, с. 164-169.
2. Починская И.В. Из Из истории старообрядчества Вятского края: Фдосеевцы (вторая половина XVIII—начало XX вв.) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000.
3. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф.582. 139 Д-287. Л.З.
4. Починская И.В. Указ.соч. С.57.
5. Письмо З.М. Черезова из г. Кременчуг (Украина) от 6 мая 1982 г. //

Архив автора.
6. Подробнее см.: Мосип А.Г. Экспедиции уральских археографов на Вятку в 1986—1989 гг. // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып. П. Екатеринбург, 1998. С. 175-176
7. ГАКО. Ф.582. Оп.139. Д.28 Л.З.
8. Письмо З.М. Черезова из г. Кременчуг (Украина) от 6 мая 1982 г.
9. Салматов Н.Я. Рожкинский чугунолитейный // Сельская правда (Малмыж). 1986. 15 июля.
10. . Семибратов В.К. Восстановить доброе имя // Наш вариант (Ки­ров). 1992. 4 января.
11. О нём см.: Черезов Б.Г. Династия Черезовых // Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (к 450-летию преподобного Трифона, вятского чудотворца): Материалы международной научной конференции. Т.2. Киров,1996. С.424—427.
12. Салматов Н.Я. Указ. соч.
13. Семибратов В.К. Клубок неведомой судьбы // Уральский следопыт (Екатеринбург). 1998. №4—6. С. 162.
14. Архив Прокуратуры Кировской области. Д.96/789. Л. 161.
15. Семибратов В.К. Клубок неведомой судьбы. С. 164.
16. Уголовное дело на Л.А. Гребнева цит. по: Семибратов В.К. «Умер по пути в ссылку...» // Наш вариант. 1991. 5 октября.
17. Кокурина СП. Алфавит имён // Энциклопедия земли Вятской: откуда мы родом? Т.6.: Знатные люди. Киров, 1996. С.5; Биографические справки на Л.А. Гребнева и А.Т. Сметанина см.: СИЗ—114, 412

Семибратов Владимир Константинович - аспирант кафедры истории и краеведения Вятского государственного педагогического университета.
Старообрядчество: история, культура, современность - М.: 2002

Источник: http://samstar-biblio.ucoz.ru

Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (20.02.2016)
Просмотров: 25 | Теги: типография, Старая Тушка, Гребнев, Сметанин, рожки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора