Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [100]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Легенда рассказывает

Легенда рассказывает

О заселении древними марийцами Малмыжского. Шурминского и Советского районов области говорит предание, записанное со слов колхозника Семена Ивановича Еликова. Он называет трех родоначальников: Шуран-Шур-Мари — первый из них, он расселил свой род в Шурминском района; Болтуш — в Малмыжском районе; Кугу Рака.

По преданию Шуран-Шур-Мари имел рог (Шур Мари—рогатый мари). Объяснением происхождения имени князя служит другая легенда...

Давным-давно, жил в марийском племени шурмари бедный-пребедный мариец, по имени Пиштай (по-русски добрый). Много добра он сделал, но самое большое добро у него было впереди...

Все племя работало на князя Шурмари, но ему было все мало и мало. И решил он заставить работать на себя маленькую речушку Шур, возвести на ней плотину для мельницы. Все племя трудилось на постройке, но вешние воды прорвали плотину, унесли труд людей в большую реку Каунрад Быд (марийское название Вятки). Долго думал князь Шурмари — можно построить второй раз плотину, но весенняя вода снова ее унесут. Стало быть строить надо по-другому, но как — этого он не знал. Тогда позвал к себе князь старого марийца своего племени, накормил его, напоил и спросил:
— Скажи, как построить плотину, чтобы ее не унесла вода?
— Этого я не знаю, спроси у Тюм-Тюма, он старше меня и мудрее.

Тюм-Тюм жил на берегу Каунрад Быд под большим дубом. Привезли дряхлого Тюм-Тюма к князю Шурмари. Напоил его, накормил князь, а потом спросил:
— Доволен ли ты едой и питьем?
— Доволен, — прошамкал Тюм-Тюм.
— Помоги, посоветуй, как построить крепкую плотину?

Долго молчал Тюм-Тюм, сказать или утаить? Утаю — тайна уйдет со мною в могилу, скажу — людям польза будет.
— Для того, чтобы плотина была крепкой, — старик закашлялся, как будто чем-то подавился, потом торопливо досказал: — Только кости живого человека укрепят ее навечно.

Понял князь, что нужно делать. В одну из дождливых и грязных ночей позвал он к себе Пиштая, накормил, напоил его и спросил:
— Доволен ли ты едой и питьем?
— Доволен, — ответил ему Пиштай и заулыбался.
— Много ты делаешь добра людям, сделай еще одно доброе дело для всего рода.

И тут князь рассказал Пиштаю то, что посоветовал мудрый Тюм-Тюм, пообещав, что никогда с его илема не будет брать никакой дани и накажет об этом своим детям и внукам, всем князьям своего рода.

Пиштай долго не думал, ответил сразу:
— Жить мне осталось недолго, скоро закопают в землю мертвого, так пусть закопают живого.

Тут он немного задумался, когда снова заговорил, его чистые голубые глаза уставились пристально на князя:
— Ты знаешь, князь, татарского лешего Шурале?
- Знаю, — ответил князь.
— Если ты или другой князь из твоего рода забудут свое обещание, на голове у него вырастет такой же рог. Запомни это князь!

Князь сам увел Пиштая к плотине, указав место, где нужно лечь, сам завалил его глиной, камнями и землей, затоптал ногами…

Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, но один из князей забыл наказ предка, пришёл однажды в илем к Пиштаям и взял дань. За ночь у князя вырос рог. Так появился рогатый князь Тукан-Мари. А плотина стояла триста лет и три года…

Вот такая легенда записана со слов шурминского старожила С. И. Еликова.

 
К. Зайцева

От издателя: Клавдия Ивановна Зайцева — шурминский краевед, в настоящее время живет в Свердловске. Она собрала большой материал по истории села Шурмы ее публикации по краеведческой тематике часто можно увидеть на страницах рамочной газеты. Вот и эта легенда была опубликовано в «Кировской искре» 30 июня 1990 года.
Легенда эта подкрепляется сегодня известными фактами. К примеру, деревня Акмазики имеет еще одно название — Шурмари — так называют это селение марийцы (также как Ешполдино-Товарна). Возле Акмазиков сохранились до сих пор остатки большого вала—запруды на речке Шурме (Шурминке). Быть может это и есть та самая плотина, о которой идет речь в легенде? Стало быть, местом жительства своего рода резиденцией марийского князя, и была деревня Акмазики.
Кроме того летом прошлого года проходили археологические раскопки могильника, ориентировочно датируемого XV—XVII веками, что расположен невдалеке от деревни Акмазики. Находки металлического топора, наконечников стрел, перстней-печаток, многочисленных украшений из меди, ножей — все это в какой-то мере служит доказательством версии о том, что где-то поблизости было крупное Поселение, причем племени неоднородного по социальному составу.
О том, что марийский князь жил в Акмазиках, рассказывает и другая легенда, которая хранится в роду Акмазиковых. Ю. С. Акмазиков, проживающий ныне в Федосимове, помнит ее со слов отца С. Д. Акмазикова. Речь в ней идет о том, что Шурмари был последним князем некрещенных мари, а первым новокрещенным марийским князем стал Акмазик.


Источник: “Уржумская старина”, № 1, январь-февраль 1991 года, стр. 13-14.
Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (06.04.2017)
Просмотров: 1079 | Теги: легенда, Мари | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта